Вы здесь

Три идеи для весенних путешествий


Уважаемый читатель! В первых строках письма к тебе сообщаю, что выражения типа "визитная карточка городка", "молчаливые свидетели прошлого", "живописный уголок", "незабываемые впечатления", "белорусская Швейцария", "маленький Версаль" и других в таком духе не появятся ни здесь, ни строчкой ниже.

Я понемногу создаю скромный туристический справочник, лишенный штампованного пафоса. В этом "буклетике" ты найдешь идеи для новых путешествий.


Входим в храм через "двери", сделанные в наши дни мастером Александром Адамчиком. Дверями без кавычек называть их не приходится.

Идея первая. В Гервяты

Если бы ты, читатель, выбрался в эту деревню на Островетчине несколько сотен лет назад (ну вдруг), то попал бы не в Гервяты, а в Германты. Ведь, говорят, так она должна была называться, но что-то тогда перепуталось, и ошибка, как это часто случается, взяла да узаконилась. И вот — Гервяты. Попасть туда не на машине, а общественным транспортом, чтобы домой вернуться в тот же день, если ты не житель Островетчины или ближайших окрестностей, сложно, почти невозможно из-за тамошнего расписания движения автобусов и поездов. А с другой стороны, не под туристов же подстраиваться, не так ли? В любом случае в Гервяты лучше ехать на автомобиле. Где-то в его бардачке после этой поездки появится кусочек хлеба Святой Агаты (позже о нем) — и автомобиль окажется под дополнительной охраной. Не забудь навигатор! Нужна точка — 54.68707, 26.14407, трехнефная базилика с трансептом в западной части и башней со шпилем в восточной, название — Троицкий костел. Без этого храма и его соседа — мельничные Гервяты были бы просто деревней, а с ними, при определенном настроении этот населенный пункт можно легко спутать с уголком старой Австрии.

Трап­ля­ю­чы ў ся­рэ­дзі­ну, трап­ля­еш у каз­ку.

Если тебе кто-нибудь говорил, что Гервятский Троицкий костел второй в Беларуси по высоте после храма в Видзах на Витебщине, то верь тому человеку, потому что он говорил правду. Но 64 метра в высоту, 57 метров в длину, 28 метров поперек по ширине трансепта, который с основным нефом образует крест, — это лишь внешние впечатления. Попадая внутрь, попадаешь в сказку, название которой частично зависит от сезона. Просто этот храм не имеет никакого отопления — оно при такой высоте теряет всю целесообразность. Поэтому и путешествие в Гервяты рекомендуется весной — когда уже тепло и солнечно, и настроение романтичное, и неоготические высоченные стены костела напоминают сказку, но не про Снежную Королеву.

Сказка тут у каждого своя. Кто читает ее на кружевах кованых ворот — сказку про хорошего мастера Александра Адамчика, который живет в Барановичах. Кто-то сказочно восхищается витражами, с которых вглядываются в деревенскую округу 163 лика святых. А кому-то кажутся героями сказки деревянные фигуры преступников, распятых с Христом, — это сказка про покаяние и прощение, смирение и благодать Божию, рай и ад, и победу любви над смертью.

Хлеб святой Агаты — еще одна волшебная сказка. Возьми себе с подноса в храме несколько маленьких кусочков, чтобы разложить по одному в сумочку, карман, бардачок автомобиля, куда-нибудь в доме и на рабочем месте. Как только у тебя появится этот хлеб, все начнет меняться в лучшую сторону. Проверено.

Троицкий костел в Гервятах. Или это уголок Австрии?

Идея вторая. В Косово

Снова ошибка, на этот раз в собственно локации. На самом деле нужно выбираться в Меречовщину, но такого географического названия на современной карте нет. То есть выбираемся будто в Косово, хотя от него до нужного места не менее полутора километров. На навигаторе, если он у тебя послушный, выставляй 52.76561, 25.12146 — дворец Пусловских.

С тех пор, как я увидела эти стены, все события новочитанных рассказов про старые поместья и заброшенные комнаты, заговоренные свечи и заколдованные портреты, запыленные манускрипты и вой волков ночью происходят здесь. Герой "Красной комнаты" Уэллса именно здесь решил развеять свои представления о том, что может скрываться в темноте, и двинулся на поиск той силы, которая всегда за спиной, куда ни смотри. И призрак комнаты мистера Б., придуманный Диккенсом, не иначе, как отсюда происходит. Комнат в этом огромном дворце, длиною 120 метров было, естественно, много. Говорят, их было аж 132, поэтому и не удивительно, что в каждом мог развернуться мистический сюжет специально для самых впечатляющих. Чернильные зеркала и водяные часы Борхеса, его однобокие медали и все горестные пользователи этих предметов также, хочется думать, находятся здесь. И где-то здесь, вокруг этих стен, о которых может никто не напишет повесть, бродят в темноте волки рода Черногорец, как в одноименной истории Саки.

Дворец Пусловских, построенный как обычное неоготическое место жительства большой состоятельной семьи, сам не знает, чем на самом деле может поразить. А я знаю человека, который скрывает в своем собрании исторических находок ключ от некоторых здешних дверей. Мне кажется, что те легенды, которые он печатает с продолжениями в одной популярной газете, не сочиняются им за письменным столом, а извлекаются иным образом, и что все дело в этом ключе.

Посчитай башни, которые высятся над дворцом. Должно их быть двенадцать — по числу месяцев года. И в каждой башне, пока ты их будешь считать, разворачиваться будет своя чрезвычайно захватывающая история. Ведь такая уж у тебя, читатель, фантазия, и только с ней сюда стоит ехать, чтобы получить особые впечатления.

Посетить Пусловских и не заглянул к Костюшкам? Никак невозможно. Два объекта путешествия на одном изображении Орды 1871 года.

Идея третья. К Тадеушу

Посетить Пусловских и не заглянул к Костюшкам? Никак невозможно. Здесь находит свое подтверждение одно волшебное открытие: бывают места, в пространстве которых даже в случае полного их восстановления царит старый хозяйский дух, а может даже и образ, и порядок.

Дом Костюшек, полностью уничтоженный, был восстановлен — по фотографиям начала ХХ века, по рисункам Орды (1871) и Кулеши (1845 года). Если урочищем Меречевщина обладал Вандалин Пусловский, усадебный дом Костюшек, большой, хотя и одноэтажный, но с высокой, модной для первой половины XVIII века "ломаной" двухъярусной крышей, уже был заброшен и запущен. Но пан Вандалин уважал память Тадеуша, и сделал с домом, где тот родился, такое ​​же доброе дело, которое сделали и наши современники, — восстановление и музеефикацию. Последнее, между прочим, не надо здесь понимать как синоним превращения усадьбы в музей. Оказавшись в доме Костюшек, ты и почувствуешь себя в доме Костюшек, а не в музее. Здесь, знаешь, хочется остаться. Это одно из тех немногих мест путешествий, которое жаждешь посещать, как дачу старого друга, — как можно чаще, а находится в нем — как можно дольше, для заживления ран и для поднятия настроения. Что так специально привлекает? Да кто знает ... Я же уже написала о старом хозяйском духе. Он царит здесь и до сих пор, и не надо особо стараться, чтобы, взглянув на тамошний стол, поверить, что сам Тадеуш вот только что из-за него вышел и куда-то пошел. И ты куда-то идешь тоже. Может, сходить в кабак? Таверна "У Тадеуша" стоит как раз рядом. Блюда в ней, как я помню, такие же настоящие белорусские, как и все окружающее.

В 1927.

Сегодня

Я люблю такие места за то, что покидаю их всегда какой-то другой, самой себе не известной, новой.

Путешествовала Светлана Вотинова

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».