Вы здесь

Какими компетенциями должны обладать молодые специалисты?


У Аркадия Райкина была когда-то очень популярная миниатюра. Артист приходит к директору ателье и пытается выяснить, кто сшил ему кривой костюм. "— Мы! — Кто это «мы»? — У нас узкая специализация. Один пришивает карман, другой — пройму, я лично пришиваю пуговицы. К пуговицам претензии есть?" К пуговицам претензий нет, но костюм — кривой !!!

Эту историю вспомнил, выступая на августовской педагогической конференции, председатель Мингорисполкома Андрей Шорец. "Нам сегодня нужно учить не того, кого умеем, а того, кто нужен, — подчеркнул он. — Директор МТЗ рассказал, что ввел систему приема выпускников высших учебных заведений с требованием наличия среднего балла не ниже "8". К нему пришли 11 человек, больше их просто нет. Это говорит о том, что мы не подготовили, не воспитали, не выучили хорошего инженера, маркетолога, экономиста... Когда молодые специалисты приходят на производство после окончания учебного заведения, первое, что они слышат, — совет "забудьте все, чему вас учили ". Но почему-то никого не смущает это обстоятельство ... "


Назад в прошлое?

Кого сегодня нужно готовить для рынка труда и какими компетенциями должны обладать на выходе из учреждения образования выпускники, чтобы быть востребованными нанимателями, — ответы на эти вопросы сегодня ищут не только в нашей стране. В ноябре прошлого года в Политехническом университете г. Валенсия (Испания) был дан старт новому международному проекту FОSTЕRС в рамках программы Эразмус +. Проект реализуется консорциумом в составе 15 партнеров из Испании, Литвы, Польши, Финляндии и Беларуси. От нашей страны в проекте принимают участие Белгосуниверситет, БГЭУ, Брестский государственный университет, Белорусский государственный педагогический университет, Гродненский государственный аграрный университет, Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, Полоцкий государственный университет, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Министерство образования Республики Беларусь и Республиканский институт высшей школы.

Цель проекта FОSTЕRС — реализация компетентностного подхода в высшем образовании и углубление связей с организациями - заказчиками кадров. Недавно в Минске прошел международный семинар, на котором как раз и обсуждались эти проблемы.

Все эксперты соглашаются, что образование, ориентированное только на получение знаний, — вчерашний день. В мире, который стремительно меняется, система образования должна формировать такие новые качества у выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен стремиться к самообразованию в течение всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, быстро адаптироваться в социальной и профессиональной сфере, работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. Естественно, что воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов высшей школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного во всех потенциально значимых сферах профессионального образования выпускника, нужно использовать активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних студентов.

Образование с ориентацией на рынок

Компетентностный подход к обучению студентов меняет современные образовательные цели. Высшее образование на постсоветском пространстве традиционно базировалось на фундаментальности знаний и подготовке специалистов широкого профиля, что когда-то считалось ее преимуществом. Но сегодня рынок все активнее требует практико-ориентированные кадры.

С 2013 года в белорусской высшей школе действуют образовательные стандарты третьего поколения, но уже сегодня ведется работа над следующим поколением стандартов 3+.

— Новые стандарты будут введены в правовое поле вместе с новым Кодексом об образовании, — объясняет проректор по научно-методической работе Республиканского института высшей школы Игорь Цитович. — Исходя из российского и европейского опыта, можно утверждать, что компетентностный подход в образовании будет реализован в полной мере только при тесной взаимосвязи учреждений образования с заказчиками кадров, в том числе и с представителями бизнес-сообщества. Именно работодатели должны формулировать те компетенции, которые требуются специалистам завтрашнего дня, с прицелом на будущее, а не быть просто пассивными потребителями результатов работы высшей школы. Для профессиональной экспертизы образовательных стандартов был создан специальный портал httр://еdustаndаrt.bу, где размещены стандарты поколения 3+ для бакалавриата и магистратуры. И все заинтересованные, в том числе и работодатели, могут оставить там свои предложения, пожелания и мысли. Честно говоря, нам бы хотелось более активного диалога с ними.

Образовательные стандарты устанавливают требования к содержанию профессиональной деятельности специалиста с высшим образованием, содержания образовательных программ, форм и сроков получения высшего образования, организации образовательного процесса, максимального объема учебной нагрузки на студентов, уровня подготовки выпускников и итоговой аттестации. При разработке образовательных стандартов 3+ ставится также задача сформулировать компетенции для бакалавров и магистров: универсальные — для всех, базовые профессиональные — для бакалавров, углубленные профессиональные — для магистров и специализированные. Специализированные компетенции будут определяться учреждениями высшего образования с учетом требований рынка труда, консультаций с объединениями работодателей, с учетом зарубежного опыта и привлечения других источников. Главная задача образовательных стандартов 3+ — обеспечить связь с рынком труда и оперативно реагировать на его запросы.

Кодекс и новые подходы

По словам начальника управления высшей школы Министерства образования Сергея Касперовича, основные принципы Болонского процесса и «дорожной карты» нашли отражение в проекте Кодекса об образовании. В частности, в новой его редакции будет закреплено многоступенчатость высшей школы, а также возможность для организации новых форм образовательного процесса, таких как дистанционное обучение (теперь оно существует только как одна из форм заочного обучения, а не как самостоятельная форма) и сетевое взаимодействие. В частности, сетевое взаимодействие позволит различным учреждениям образования и другим организациям осуществлять совместную подготовку специалистов с высшим образованием как в рамках двойных дипломов, так и в рамках образовательных кластеров, представленных различными организациями. Кроме того, предусматривается существенное расширение академической автономности вузов за счет перехода от типовой учебно-программной документации к прикладной.

— Вообще в кодексе закладывается модульный подход к содержанию образовательных программ (объединение дисциплин в модуле. — Авт.). Будет закреплена система зачетных единиц, которая позволит в будущем более эффективно реализовывать интегрированные программы и сетевую подготовку, причем не только в рамках Беларуси, но и с иностранными партнерами, что повысит мобильность студентов. Будет расширена практика выбора студентом учебных дисциплин. Часть полномочий, связанных с формированием образовательных программ, передается на уровень университетов, — обращает внимание Игорь Цитович.

Обязательный компонент, зафиксированный на уровне образовательного стандарта, будет составлять в образовательных программах бакалавриата до 50 процентов. Остальные 50 процентов содержания будут формировать непосредственно вузы с учетом тех задач, которые они решают во взаимодействии с заказчиками кадров. А в магистерских образовательных программах на уровне стандарта будет фиксироваться и вовсе только 30 процентов их наполнения, а 70% — отдается вузам.

Не секрет, что сегодня в учебном процессе в высшей школе доминирует лекционная форма занятий, что отнюдь не способствует формированию у студентов профессиональных компетенций. Обучение должно быть более практико-ориентированным, это констатируют все специалисты. К тому же при аттестации студентов пока что преобладает проверка академических знаний, а не диагностика сформированных компетенций. Серьезной проблемой остается и неопределенность статуса магистра на рынке труда. Бакалавриат фактически займет место нынешней степени высшей школы, хорошо понятной нанимателем. Поэтому узнаваемость дипломов бакалавров в будущем обеспечена, чего не скажешь о дипломах магистров ...

В настоящее время в белорусских вузах — слишком широкий спектр специальностей и специализаций: на первой ступени — около 400 и более тысячи специализаций и более 300 специальностей предлагают в магистратуре. Естественно, что профессионально-квалификационная структура высшего образования должна быть оптимизирована. Поэтому активно ведется работа над новым классификатором специальностей и квалификаций и одновременно — над созданием Национальной системы квалификаций.

Надежда Николаева

nіkаlаеvа@zvіаzdа.bу

Фото Надежды БУЖАН

Название в газете: Инициативность, гибкость, мобильность ...

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.