Вы здесь

В БГПУ обеспечивают индивидуальный подход к каждому выпускнику


Футурологи утверждают, что в середине текущего столетия в тройку самых востребованных профессий выйдут три: специалист в сфере ИТ, врач и педагог. Поэтому шансы остаться без работы у учителей — минимальны. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, где в эти дни проходит распределение выпускников. На фоне других вузов, где в связи с двойным выпуском специалистов сложилась непростая ситуация с обеспечением всех выпускников первым рабочим местом, в главном педагогическом университете напряжения не чувствуется.


Первые учителя с «особого» факультета

Вчера здесь распределялись студенты трех факультетов: начального образования, филологического и факультета эстетического воспитания. Во все предыдущие годы самый высокий спрос со стороны заказчиков кадров был на учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений. В столице в последние годы особенно ощущался дефицит соответствующих специалистов.

В текущем году на 66 выпускников факультета начального образования было 86 плановых мест плюс в университет поступило 50 дополнительных заявок. Чтобы убедиться, что их потенциальные кадры никто не переманит, на распределении присутствуют и директора некоторых школ.

— Отношение к профессии педагога в обществе меняется. Мы это видим и по качеству подготовки абитуриентов, которые к нам поступают, и по увеличению количества медалистов, что выбирают учительский путь, — констатирует ректор БГПУ, профессор Александр Жук. — К тому же в этом году состоится первый выпуск из профильных педагогических классов, выпускникам которых предоставлено право поступать без вступительных испытаний по результатам собеседования. Поэтому наши ожидания — самые оптимистичные. Уверен, что мы получим высокомотивированных детей, которые станут в будущем выдающимися педагогами. Но факультет начального образования в университете — особенный. Именно здесь готовят первых учителей. Первый учитель был у всех нас. И у каждого с ним связаны свои воспоминания. Именно от первого учителя будет зависеть отношение детей к школе. Все первоклассники приходят в школу с желанием учиться, но, к сожалению, случается, что уже к 4-му классу это желание пропадает. Чья это вина? Я желаю всем нашим выпускникам стать педагогами с большой буквы, которых дети запомнят на всю жизнь и которым они будут благодарны. И попрошу всех не забывать про имидж главного педагогического университета страны — он находится именно в ваших руках ...

Редкий «экземпляр» в начальной школе

Очень скоро выясняется, что определенная часть выпускников уже имеют педагогический опыт и еще во время учебы стали преподавать в школе. Поэтому многие принесли персональные заявки из столичных школ, где их ждут и ученики, и их родители...

Неожиданно вопрос с распределением выпускницы с самым высоким баллом аттестата во Фрунзенский район столицы упирается в отсутствие регистрации в столице. Комитет по образованию Мингорисполкома настаивает на наличии регистрации.

Скажите, а если студент живет, например, в Жодино или в Смолевичах, почему ему нельзя ездить на работу в столицу? Если в Минске есть дефицит педагогических кадров, то этот вопрос нужно принципиально решать, — подчеркивает Александр Жук.

Девушка из Бобруйска возвращается в Бобруйск. У нее за плечами год работы воспитателем в группе продленного дня.

Ну, вы уже почти профессионал. Успехов вам, — подбадривает выпускницу ректор.

Минчанка Дарья хотела бы распределиться в Ленинский район столицы, но там нет планового места.

Пусть распределяется на комитет образования, а мы ей место найдем, — обещают представители комитета.

Елена, не минчанка, выбрала плановое место в Заводском районе столицы.

А вы не хотите поехать в Жодино? Там проще с жильем. Обещают общежитие. И Минск совсем недалеко будет, — пытаются переманить выпускницу кадровики из управления образования Миноблисполкома.

Следующий объект их внимания — девушка из Столинского района, которая имеет заявку от Столинского райисполкома.

Только домой? А может, хотите остаться в Минской области? — интересуются у нее, скорее, на всякий случай. Но выпускница не меняет свое решение, как и ее однокурсница из Мозырского района, которая на предложение остаться работать в Минском районе или Жодино отвечает: «Спасибо, но я лучше домой».

Давайте отпустим ее ближе к родителям, — поддерживает свою студентку ректор.

Ребята на факультете начального образования — еще более редкое явление, чем среди будущих филологов, и все же они есть. Такой «экземпляр» многие были бы рады заполучить в своей школе.

— А можно распределить выпускника в 56-ю школу Фрунзенского района столицы? У нас в следующем году открывается аж 20 первых классов, — слышится голос из зала.

Услышать и помочь

На факультете эстетического воспитания — двойной выпуск: обучавшихся по четырех- и пятилетней программе высшей школы. Специальности «Изобразительное искусство, компьютерная графика» и «Изобразительное искусство, черчение и народные художественные промыслы». Но здесь всего 18 выпускников, обучавшихся на бюджетной форме, и 50 студентов-платников. Никто из платников за получением первого рабочего места не обращался ...

Почти всех бюджетников местами обеспечивают. Молодые педагоги распределяются в колледжи, Минский государственный туристско-экологический центр детей и молодежи, в детские школы искусств, центр дополнительного образования детей и молодежи "Утро" и так далее.

Вопрос возникает только с двумя выпускниками. Факультет просит у комиссии по распределению свободное трудоустройство для парня, который является сиротой. За ним закреплена квартира в Барановичах, но отдел образования сообщил на запрос, что дать рабочее место ему не сможет.

Кодекс об образовании дает выпускникам, которые имеют статус сироты, право свободного трудоустройства, если они этого пожелают, — расставляет точки над «и» начальник отдела кадров БГПУ Валерий Оловянников.

Еще одна студентка хотела бы поехать к мужу в Узденский район, но планового место в этом районе нет. Ее просят остаться, связываются с отделом образования и успокаивают: «Распределяйтесь. Будете работать или педагогом дополнительного образования, или в дошкольном учреждении. На месте определитесь, какая из вакансий для вас более близка». «Можете сообщить мужу, что ему не придется вас содержать, будете сами на себя зарабатывать», — шутят вслед члены комиссии.

— Видите, какой у нас индивидуальный точечный подход же каждого, — говорит Валерий Оловянников. — Безусловно, мы прекрасно знали о ситуации с двойным выпуском специалистов, поэтому заранее начали к ней готовиться. В этом году у нас распределяются 946 выпускников первой ступени обучения и 46 магистрантов. На 1 февраля было 896 плановых мест плюс 105 персональных заявок от базовых организаций. Но заявки продолжают поступать в университет каждый день. Плюс на распределение традиционно лично приезжают руководители школ, так как ситуация меняется, это жизнь: кто-то из педработников пошел в декрет, изменил семейное положение и место жительства, собрался на пенсию. Директора школ также надеются на удачу.

Днем раньше у нас распределялись выпускники 8 специальностей факультета естествознания. Направление на работу выдано 179 выпускникам. Из них 12 человек являются студентами платной формы обучения, которые пожелали получить статус молодого специалиста. В предыдущие годы примерно 20-25 выпускников платной формы обучения просили обеспечить им первое рабочее место. Полагаю, что в этом году их будет вдвое больше.

Что касается факультета дошкольного образования, где всегда был бешеный спрос на выпускников, то в этом году ситуация несколько изменилась: для 137 выпускников у нас есть 144 плановых мест и 30 дополнительных заявок. Но без работы никто не останется. В общем, у нас примерно 10 процентов студентов выпускных курсов уже работают по своей специальности, а на факультете дошкольного образования приблизительно 20 процентов. И это просто замечательно, если выпускник распределяется в учреждение образования, где он проходил педагогическую практику или работал. Один из принципов работы комиссии по распределению — сделать все для того, чтобы трудовая деятельность выпускников начиналась в максимально комфортных для них условиях. Естественно, не нарушая при этом законодательство.

Надежда Николаева

nіkаlаеvа@zvіаzdа.bу

Фото Евгения Песецкого

Выбор редакции

Общество

Воспитанники Весновского дома-интерната, что на Могилевщине, делают своими руками иконы для построенной на их территории часовни

Воспитанники Весновского дома-интерната, что на Могилевщине, делают своими руками иконы для построенной на их территории часовни

Культовое сооружение, которое будет освящено на праздник Покровов в честь святителя Патрика, просветителя земли Ирландской, уже полностью готово, осталось только украсить храмовые стены иконами.

Политика

Депутат Воронецкий: Важно, чтобы мы вышли из испытаний более сильными, едиными и консолидированными

Депутат Воронецкий: Важно, чтобы мы вышли из испытаний более сильными, едиными и консолидированными

«Хуже всего, когда конфронтационная риторика звучит со стороны власти».