Вы здесь

«Новый шелковый путь» должен усилить экономику


Как регионов Китая, так и тех стран, через которые он пройдет.

Кроме того, этот транспортный коридор по задумке выстроит самые удобные и быстрые транзитные маршруты через центр нашего материка. Это не просто возрождение Великого Шелкового пути, а преобразование торгово-экономической модели Евразии.


Сейчас рассматривают несколько маршрутов, которые свяжут Китай и Европу как морским, так и сухопутным путем.

Практическая интеграция

Предполагаемый маршрут высокоскоростной железнодорожной линии пройдет через города Урумчи и Инин в Китае, Алматы в Казахстане, Бишкек в Кыргызстане, Ташкент и Самарканд в Узбекистане, Ашхабад в Туркменистане. После этого он станет частью железнодорожной сети Западной Азии в городе Тегеран, столице Ирана, далее проляжет через армянские города Мегри, Вайоц, Дзор, Ерасх и присоединится к железной дороге Армения—Грузия. Оттуда, через Черное море, «Шелковый путь» выйдет в Европу.

Сейчас можно выделить две причины возрождения этого маршрута. Первая — сокращение сроков доставки грузов. Сегодня средний срок доставки контейнерных грузов из Китая в Европу морским транспортом составляет 45—60 суток. В рамках пилотных проектов, проводимых с участием «Российских железных дорог», три года назад срок перевозки по суше уже был сокращен до 13 дней. В случае успешной реализации проекта грузы из Китая в Европу будут доставляться за 10 дней.

Вторая причина — это возможность расширить китайский внутренний рынок строительства дорог. «Новый шелковый путь», который китайцы называют «Шелковый путь XXІ века», имеет, кроме сухопутного, и морской маршрут. Он берет начало в Фучжоу (провинция Фуцзянь), идет через Гуанчжоу (провинция Гуандун) и остров Хайнань. Затем морская часть направляется к Малаккскому проливу (Малайзия — Индонезия), через Индийский океан пересекает Африканский рог (Кения) и направляется в Красное и Средиземное моря.

Три коридора

Планируется, что и морской, и все сухопутные коридоры будут иметь конечную точку в Венеции. В основе реализации наземной части «Нового шелкового пути» лежит строительство трех железнодорожных коридоров: северного, центрального и южного. Они впоследствии станут основой для развития других видов транспорта, в том числе автомобильного. Маршрут северного железнодорожного коридора проходит из Западного Китая в Европу через Казахстан и Россию к Балтийскому морю. От него пройдет ветка через Беларусь и Польшу в Германию и Голландию. Южная ветвь проходит по маршруту из Китая в Индию, Бангладеш и Мьянму, а также из КНР в Пакистан.

Центральный коридор является самым сложным с точки зрения политической обстановки и отсутствия действующей инфраструктуры. Он соединяет порты Центрального Китая (Шанхай, Ляньюньган) со странами Центральной Азии — Кыргызстаном, Узбекистаном, Туркменистаном, Ираном, — а после через Армению и Грузию выходит к портам Европы.

Почему через Армению? Иран обосновывал свой выбор транзитной страны для транспортировки своих грузов на Запад тем, что Армения не имеет с Исламской Республикой каких-либо политических противоречий в отличие от Азербайджана и Турции.

Территория Турции непредсказуема для Ирана по причине обострения курдского вопроса и из-за начавшегося в 2012 году и продолжающегося по сей день турецко-сирийского конфликта. Клубок азербайджано-иранских проблем запутан, трудно представить его разрешение. Следовательно, Армения остается одним из наиболее безопасных и эффективных путей.

Дополнительные проекты

У России и Китая уже есть ряд масштабных проектов в транспортной сфере, которые могут быть интегрированы в «Шелковый путь». Во-первых, страны строят новую автодорогу из Европы через Россию в Азию, которую Президент России Владимир Путин назвал «трансъевроазиатской магистралью». Государства также участвуют в создании нового сухопутного зернового коридора, который будет способствовать расширению экспорта сибирского зерна в Китай и другие страны региона.

Во-вторых, будущая высокоскоростная магистраль Москва—Казань уже заявлена как часть планируемого «Шелкового пути». Этот участок первоначально планировался как часть высокоскоростной магистрали «Москва—Пекин». Китай намерен предоставить 400 млрд российских рублей на этот проект в кредит на 20 лет и более 100 млрд российских рублей — в качестве взноса в уставный капитал специальной проектной компании.

Россия заинтересована в сопряжении экономического пояса «Шелкового пути» и Евразийского экономического союза и в перспективе в построении общего экономического пространства. Иран, с его развитой инфраструктурой, является важным сухопутным и морским перекрестком, а железная дорога Армения—Иран — важный коридор, соединяющий Север с Югом и Восток с Западом. Вот почему Армения рассматривается Китаем как страна, способная играть ключевую роль в проекте «Новый шелковый путь», и вот почему Китай инвестирует в строительство этой железной дороги. Иран тоже заинтересован в проекте и согласился инвестировать $6 млрд
до 2022 года.

Лидия ГИВАРГИЗОВА, эксперт Центра евразийских исследований

г. Ереван

Выбор редакции