Вы здесь

Почему минчане не хотят отказываться от несанкционированной торговли?


В больших городах станции метро, ​​особенно центральные или конечные, являются средоточием всего жизненного «движения»: арендодатели обязательно указывают расстояние до ближайшей остановки подземки, жители дальних спальных районов мечтают о том, чтобы этот вид транспорта скорее добрался и до них, а крупные супермаркеты борются за право разместиться рядом. Однако все они - не единственные, кто пытается выбить себе «место под солнцем» вблизи входа в метро. В дело вступают и мелкие «предприниматели» - стихийные торговцы.


«А можно потрогать?»

«Каменная Горка» - одна из самых загруженных станций метро в Минске, а значит, и наиболее привлекательных в глазах уличных торговцев. К тому же не в центре, а значит, и контроль здесь не такой жесткий. Это вам не на «Октябрьской» укроп с петрушкой разложить. «Благодаря» этому площадка возле выхода из метро постепенно превратилась в настоящий мини-рынок, в котором даже наметилось несколько торговых рядов.

«Привлекательные предложения» начинают «сыпаться» на пассажиров еще в переходе. «Плед, теплый, всего 15 рублей. Последний остался», - натренированным глазом продавщица высматривает в толпе типаж своей потенциальной покупательницы. Высматривает и попадает «в десяточку»: рядом с ней останавливается усталая женщина лет 55. «А он большой? Можно потрогать?» Не проходит и двух минут, как сделка совершена. После чего одна из них уже значительно более бодрым шагом направляется на автобусную остановку, вторая тоже уходит, но только для того, чтобы пополнить запасы «последних» пледов, скатертей и комплектов постельного белья.

Неподалеку примостилась знакомая многим местным жителям бабушка, которая в любое время года предлагает один и тот же товар - набор пакетов. Трудно представить ситуацию, когда кому-то в переходе метро он может срочно понадобиться, скорее, покупают их у нее из-за умиления, которое вызывает ее необычайно беззащитный и трогательный вид. Я, конечно же, делаю эту совершенно ненужную мне покупку и пытаюсь разговорить скромную продавщицу. «Вам не трудно так работать?» - «Нет, все хорошо, деточка». На все дальнейшие расспросы пожилая женщина выдает только эту фразу. И самое удивительное, что в ее словах слышится уверенность. А как иначе выдерживать это ежедневное «дежурство»?

«Купите цветы любимой!»

На лестнице разместился филиал цветочного рынка. Если еще год назад здесь продавали только собственноручно собранные и составленные в пестрые букеты лесные или садовые цветы, то сейчас беззастенчиво торгуют «шикарными» по сравнению с ними парниковыми розами. На этом участке «охоту» объявляют на одиноких молодых парней или тех, кто уже находится в паре, что нередко, когда они делают вид, будто не замечают призывов «купить любимой цветы», заставляет их густо краснеть.

«Весна. Наверное, много влюбленных?» - присматриваясь к разноцветным букетикам, спрашиваю я у бойкой женщины с яркой, под цвет цветов, помадой. «А то. Есть те, у кого глаза просто светятся, они сами подбегают. А других и подтолкнуть, позвать надо». - «Неужели вам здесь удобно стоять?» - «Да с цветами только здесь и можно! Сейчас не те времена, чтобы мужчины без повода отправлялись в салон. А так они с работы домой едут, думают, эх, меня там супчик горячий ждет... А здесь мы, с цветами, и у них сразу мысль: надо же и жену порадовать. И самое главное - это недорого. Я же доброе дело делаю!» Немного поразмыслив о современном типе романтических поступков, наконец выхожу «на свет»... Кажется, ассортимент даже самых больших супермаркетов «отдыхает» по сравнению с импровизированным рынком. Органическая, как сейчас модно говорить, продукция из собственных огородов - пока только зелень и изредка редис, остальное - в закатках, «заморские» сладости, например, созревшая уже до начала апреля гигантская клубника, будто бы напрямую из Греции, немецкий шоколад, нераспроданные до Пасхи шоколадные яйца, сейчас - будто на скидках, дешевая синтетическая одежда, а рядом - теплые вязаные носки и даже детские книжки. Перед Радуницей «в топе» искусственные цветы.

«Это, как говорится, не для прессы»

Для невооруженного глаза может быть незаметно, но пространство организовано по сложной логистической системе. Продавцы с наибольшим разнообразием товаров, особенно съедобных, которые не побросаешь в сумки за пару секунд, располагаются на отдалении от выхода из метро. Торговцы искусственными цветами прячутся за остановкой, а самые «смелые» из них - даже занимают заветную скамейку. У выхода из подземки собираются бабушки. В период наибольшей опасности - если проверять «рынок» приходят сотрудники милиции - вся эта разрозненная группа людей действует как единый организм. Достаточно одного слова «идет», чтобы продавцы, быстрее, чем пожарные надевают свой костюм, собрали товары и попытались раствориться в толпе. Часть прячется в свои машины, припаркованные неподалеку, часть «превращается» в пассажиров с большими сумками, которые с нетерпением ждут своего транспорта, а часть просто отходит на несколько сотен метров. Бабушки в этом случае выполняют функцию «заградительного кордона»: несмотря на то, что вся подобная торговля является незаконной, к ним из-за возраста меньше всего претензий.

Кстати, информация о том, что на стихийных рынках зарабатывают себе копейку исключительно пожилые люди, далека от действительности. Много здесь и «закоренелых» продавцов, которые выделяются особыми привычками, для многих из них - это главный и, кажется, неплохой источник заработка.

- Да мне если бы даже золотом обшитый прилавок за бесплатно предложили, но в другом месте, я никуда бы не ушел. Здесь за три часа, когда люди с работы возвращаются, я могу заработать чуть ли не столько же, сколько на всяких местных рынках за неделю. Это, как говорится, не для прессы, но как торгую я сейчас, так и буду продолжать, пока это будет выгодно, сколько бы меня ни гоняли. Жить как-то же надо», - нервничает невероятно худой мужчина с уже загорелым на солнце лицом. Он сделал ставку на самый ходовой товар - огурцы, помидоры, перец.

«Зарабатываю внукам на пряники»

Понять, что заставляет стоять здесь работоспособных людей, которые покупают продукты на крупных рынках или оптом привозят из соседних стран, легко: зачем платить налоги, если я и так «достаточно хитрый»? Но пенсионеры могут бесплатно торговать на рынках столицы. С таким вопросом и обращаюсь к одной из наиболее милых бабушек, которая зарабатывает исключительно зеленью.

- Здесь много моих подруг, у нас дачи в одном районе. Это тебе не центр, гораздо ближе с дачи ехать. А на Комаровке, если за место платить не нужно, то за экспертизу каждый день - выкладывай кругленькую сумму. Мне тонны нужно продавать, чтобы столько заработать. А я же потихоньку - внукам на пряники, да с девчатами поговорить люблю.

Несмотря на все «удобство» подобных торговых образований, для городских властей - это по-настоящему больной вопрос. Довольно крупный «рынок» у станции метро «Каменная Горка» планировали перенести вглубь спальных районов, однако ни одна из рассмотренных площадок не подошла по техническому регламенту, да и продавцов такой выход не устраивал. Многие даже на пару метров от дороги отойти не хотят - «покупателя надо брать горяченького». С оборудованием торговых рядов тут же, возле метро, ​​также возникают вопросы. Администрация Фрунзенского района выход из ситуации пока не нашла, но над решением проблемы работает.

А тем временем, пока я пытаюсь завязать разговор с разными типами продавцов, жители окрестных микрорайонов, периодически громко обсуждая неудобство расставленных на дороге ящиков, мол, «не пройти», продолжают пользоваться услугами этого "сервиса". Спрос рождает предложение. Или наоборот? Впрочем, какая разница?

Дарья КАСКО

kasko@zvіazda.by

Фото Надежды БУЖАН

Название в газете: Не отходя от кассы, точнее - от метро

Оставить комментарий

Выбор редакции

Калейдоскоп

Чем удивила Белорусская неделя моды

Чем удивила Белорусская неделя моды

Познакомиться с новинками от белорусских дизайнеров можно было на неделе моды, которая проходила в Минске с 7 до 11 ноября.

Общество

Как социальная реклама меняет отношение к бездомным животным

Как социальная реклама меняет отношение к бездомным животным

«Не бросай меня на даче», «Я тоже хочу встретить Новый год дома» — такие трогательные слова видели жители Москвы на билбордах с социальной рекламой о бездомных животных. 

Культура

«Лістапад» назвал победителей — все возвращается на круги своя

«Лістапад» назвал победителей — все возвращается на круги своя

Наряду с сладостным упоением кино на «Лістападзе» всегда идет интрига — что и кого международные составы жюри назовут лучшими и с какими формулировками.

Спорт

Как белоруска Вера Хващинская стала лучшей на континенте в русских шашках

Как белоруска Вера Хващинская стала лучшей на континенте в русских шашках

Вера Хващинская начала выступать во взрослых турнирах по шашкам в 15-летнем возрасте.