24 сентября, понедельник

Вы здесь

Так ли привлекательны скидки, как их рисуют?


Ну любит моя жена приобретать всякие товары почти на халяву. Нет, не совсем бесплатно, но чтобы было так дешево, как нигде. Она даже абсолютно убеждена, что наш семейный бюджет еще пока и держится благодаря ее гениальным способностям в поисках качественных и недорогих продуктов и природной бережливости. Возможно, что по сравнению со мной (или с любым другим мужиком) она и в самом деле в ценах разбирается лучше, но в погоне за этой самой "халявой" можно попасть в потребительскую ловушку, когда остановиться приобретать обязательно дешевое уже очень сложно. На днях мы решили проанализировать, а что на самом деле нам предлагают эти самые многочисленные акции торговых сетей с их скидками и другими немыслимыми предложениями...


Большая скидка дешевизны не гарантирует

Когда просматриваешь красочные рекламные буклеты больших торговых магазинов, то иногда замечаешь, что скидки там на определенные товары достигают 20-30%. Сразу кажется, что надо брать, но все не всегда так просто. Зачастую магазины изначально определяют цену предлагаемого товара примерно на 25% дороже, чем в других бюджетных магазинах по соседству. Потом продукт попадает под скидку по акции, и вуаля - магазин дает нам значительно подешевевший продукт, но на самом деле хорошо, если цена его будет где-то на 5% ниже, чем в других местах. Бывает, что даже и дороже. Все дело в том, какой здесь считается стартовая цена.

Поэтому я бы советовал нашим людям обращать внимание не на размер скидки, а на саму цену товара.

Найти цену за килограмм и литр

Сначала расскажу о том, как одному чиновнику маленький кусочек пирога не продали. А историю эту рассказал первый заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Артур Карпович, выступая перед студентами в Белорусском государственном экономическом университете, говоря будущим специалистам о совершенствовании контрольной деятельности своего министерства...

Заглянул на днях первый заместитель министра в одно минское кафе чая попить и съесть чего-нибудь. Попросил отрезать небольшой кусочек пирога. А ему предложили купить четверть пирога весом 250 граммов. Как так, подумал работник торговли, в магазине клиенту отрежут такой кусочек колбасы, какой он захочет, а тут этот алгоритм уже не работает? А работник кафе сообщил упорному потребителю, что такой существует порядок во всех подобных заведениях города, есть даже определенная инструкция. А против инструкции и ответить нечего. Поэтому Артур Карпович после чая вернулся в министерство и дал задание своим подчиненным разобраться в этой ситуации, чтобы нам с вами любой кусок пирога "в рот залез".

Я тут о чем? В торговле сегодня наблюдается много положительных перемен, но есть и недостатки, с которыми можно бороться. Например, вопрос у меня с расфасовкой товаров именно производителем. Раньше крупы были в пакетиках по килограмму, а сейчас все больше по 800 граммов, а иногда и вообще 700 граммов. То же самое наблюдается с маслом, где тара с литра у отдельных производителей уменьшилась до 850 миллилитров, а на днях я видел бутылёк этого продукта емкостью 680 миллилитров. Самое интересное, что такая бутылка масла визуально почти не отличается от стандартной в целый литр. Может, только немного "худее". И стоит такое масло, разумеется, дешевле, но магазины зачастую выставляют такой товар "по акции". А на самом деле, в пересчете на литр, такое масло дешевым не является. Нечто подобное сегодня наблюдается с фокусами фасовки в нестандартную тару соков, минеральной воды, кваса и даже молока и кефира. Тара и действительно может быть разной, чтобы удовлетворить всех потребителей, но клиент должен знать, по какой реальной цене (за стандартную единицу) ему предлагают этот товар.

Чтобы не растеряться в подобном разнообразии фасовки, моя жена, например, берет с собой в магазины калькулятор. Или еще дома по рекламным бумажкам подсчитывает настоящую цену продуктов в килограммах и литрах. Согласитесь, что далеко не все хозяйки будут этим заниматься. Отмечу, что отраслевое министерство в этом году собирается навести определенный порядок и по этому вопросу. Оно уже сегодня рекомендует на ценниках подавать цену товара за килограмм и литр. Пока только рекомендует.

О сроке годности и составе продукта

Существует у многих торговых сетей сегодня еще и такая акция, как продажа сразу нескольких единиц товаров, когда один из них вам предлагается бесплатно. Само предложение действительно интересное, но и здесь существуют определенные нюансы. Обычно цена одного продукта в такой акции максимальная, а если сложить с бесплатным, а потом разделить на общее количество товаров, то средняя цена единицы будет и вправду дешевой. Это априори должно быть дешевле, что на практике еще далеко не факт. Возможно, это так, тогда возникает второй вопрос по поводу того, действительно ли вам нужно иметь этот продукт в таком количестве? Согласитесь, что не всегда.

На эту реплику моя жена отвечает, что стратегический запас нам не помешает, так как семья большая. Возможно, это так, но... Приобрела она по такой акции две большие бутылки кетчупа. Первоначально срок годности такого товара составляет где-то шесть месяцев. Так вот, кетчуп по акции был действительно вкусным, но не совсем свежим, так как срок его годности заканчивался уже через 20 дней. За этот срок одну бутылку мы обязательно съедим, а вот вторая, бесплатная, "пойдет", видимо, в мусорку. Ну, и зачем нам такая "замечательная" акция?

Еще одним поводом для наших споров стали котлеты, которые жена приготовила из магазинного фарша. А наши детки эти котлетки забраковали. Почему? Фарш был куплен в магазине по акции и назывался "Свиной-люкс". Когда потом я внимательно почитал состав этого полуфабриката, то увидел, что там не только свиное мясо, лук и морковь, но и куриная кожа. Сюрприз нам получился еще тот, потому что дети эту кожу кушать не будут ни под каким "соусом". Потом я специально походил по магазинам и узнал, что в свиные или домашние фарши с пометкой "Супер", "Экстра", "Люкс" и др. магазинные повара могут положить любые пищевые добавки. Точная рецептура подобных полуфабрикатов нам не известна. Вот вам и акция с двойным дном получилась.

Рыба с водой

Мы уже писали о филе рыбы, которое продается в водной глазури. Эта вода оценивается обычно в процентах ко всей массе продукта. Бывает от 5% до 40% и даже до 50%. Здесь все понятно. Берешь и изучаешь этикетку, а потом выбираешь филе с приемлемой для тебя долей воды. Однако сейчас в отдельных торговых сетях, продающих рыбу, воду могут нам продать не только вместе с филе.

Это тоже некий "финт" с акциями. Собрался я на днях купить скумбрию, а по акции она была значительно дешевле. В пакетике великолепные большие рыбы, но что-то было странное. Они были очень ровными и гладкими. Уже дома мы заметили, что каждая рыба была покрыта тоненьким слоем льда. После разморозки воды натекло не много, но она действительно была. У меня лично сложилось впечатление, что в цехе заморозки эту рыбу специально опрыскивали. Если это так, то после подобной операции рыба стала весить больше, а потому и по акции ее можно продавать дешевле.

Алкоголь в интернет не пойдет

Агрессивная реклама алкогольных напитков в магазинах у нас запрещена. Не существует и акций по этим товарам, но точка здесь еще не поставлена. В крупных торговых объектах отдельные виды водки, вина и пива с минимальными ценами выставляются на зале именно в самых "рыбных" местах. Мне кажется, что и здесь существуют определенные признаки использования специальных условий, которые подталкивают потребителей покупать эти напитки. Надеюсь, что соответствующие структуры обратят и на это внимание.

Сегодня больше интересует другой вопрос. Отдельные торговые сети начали довольно активно лоббировать возможность продажи алкоголя через глобальную сеть. Комментарий по этой теме нам дал Артур Карпович. По его словам, реализацию алкоголя через интернет в министерстве считают не лучшей схемой продажи такого продукта. У торговцев может возникнуть много искушений. "У нас и так иногда алкоголь продается по схожей схеме нелегально. Мы отслеживаем эту ситуацию, делаем контрольные закупки, после чего сигнализируем в правоохранительные органы. Если позволить делать это легально, то может хлынуть поток фальсифицированной водки из России. Замечу, что в этой стране, согласно официальной статистике, в торговле находится около 50% поддельной водки. И с этим они ничего не могут сделать. Поэтому мнение нашего министерства однозначное - сейчас наше общество пока не готово к реализации алкоголя и табака через интернет", - сказал Артур Карпович.

Сергей КУРКАЧ

kurkасh@zvіаzdа.bу

Оставить комментарий

Выбор редакции

В мире

Как спастись от тайфуна?

Как спастись от тайфуна?

Более 60 человек погибли на Филиппинах из-за тайфуна «Мангхут», еще почти 50 пропали без вести.

Общество

Кому и чем поможет ТЦСОН

Кому и чем поможет ТЦСОН

От помощи на дому пожилым и до создания кризисных комнат для жертв домашнего насилия.

Общество

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

В Беларуси предлагается создать 15-18 областей

И повышать эффективность работы местных органов власти.