Вы здесь

Дети «Партизанфильма»


Некоторые белорусские фильмы о Великой Отечественной независимо от даты производства, что называется, у всех на слуху - «Альпийская баллада», «Иди и смотри», «В августе 44-го», «Брестская крепость»... Но в преддверии Дня Победы «Звязда» вспомнила шесть других кинолент производства киностудии «Беларусьфильм». Среди них есть и шедевры, и творческие неудачи, и незаслуженно забытые современниками картины, - но все они без исключения отмечают в этом году круглые даты.


10 лет

«Враги»

Дебютная лента выпускницы Белорусского государственного университета культуры и искусств Марии Можар, снятая под руководством известного режиссера и продюсера Алексея Учителя, с одной стороны, получила немало критики за отсутствие историко-военного консультанта и - как результат - сюжетную неряшливость, фактические ошибки и неточности, а с другой, на «Лістападзе-2007» все же была отмечена специальным дипломом жюри «за верность традициям и новый взгляд на войну» и призом «Вместе» за лучший совместный белорусско-российский проект. А еще - Гран-при Х Открытого Бердянского фестиваля «Бригантина», приз «Золотого Витязя» за сценарий, диплом за лучший дебют в кино на 6-м Республиканском фестивале белорусских фильмов и диплом на 5-м кинофестивале «Славься, Отечество». И хотя к драматургии и моральному посылу фильма, как отмечала в том числе и «Звязда», есть вопросы, положительных отзывов зрителей лента собрала тоже немало.

В центре сюжета, напомним, - жители белорусского села на оккупированной немцами территории, которые вынуждены сосуществовать с врагами в прямом смысле под одной крышей. 10-летнего сына крестьянки Натальи фашисты арестовывают якобы за попытку взорвать железную дорогу и связь с партизанами. Мать в отчаянии уговаривает коменданта деревни Отто, который живет в ее доме, отпустить мальчика, однако тот предлагает другой выход - привести на замену другого ребенка. Но даже ради спасения единственного сына Наталья не смогла совершить такой поступок...

Еще две премьеры 2007 года - фильмы «Родина или смерть» Аллы Криницыной (история о подростках-диверсантах, завербованных фашистами из числа детей «врагов народа») и "Чаклун и Румба" Андрея Голубева (очередное противопоставление «героев» и настоящих героев, оформленное как история любви в условиях войны). Обе картины критики признали очень слабыми даже для дебютных работ - что, впрочем, не мешает телеканалам периодически показывать их, а аудитории, которой фильмы пришлись по вкусу, - смотреть. Кстати, у желающих такая возможность будет и на следующей неделе: «Родина или смерть» покажет 8 мая «Беларусь 3».

25 лет

«Пойти и не вернуться»

Режиссер Николай Князев делал этот фильм по одноименной повести Василя Быкова специально для телевидения, при поддержке «Беларусьфильма» и «Останкино», в 1992 году. Юную партизанку Зосю здесь играет актриса-телеведущая-кулинарка Юлия Высоцкая, а Антона Голубина, готового выдать фашистам и понравившуюся девушку, и вообще весь партизанский отряд, чтобы только жить в относительном спокойствии и безопасности, - российский актер Игорь Шуть. Убедительно показать страшную усталость от военных невзгод и моральные страдания, борьбу между совестью и близкой к телу собственной рубашкой фильм не сумел, а потому прошел зрителями и критикой почти совершенно не замеченным.

Отметим, справедливости ради, что это попытка экранизации произведения Быкова была не первой и не последней. Так, в 1987 году Ленинградское телевидение представило зрителям двухсерийный телефильм «Пойти и не вернуться», а в 2004-м на «Беларусьфильме» молодой выпускник мастерской Михаила Пташука режиссер Евгений Сетько снял дипломную короткометражную ленту с исключительно белорусскими актерами - Юлией Кадушкевич, Кириллом Захаровым, Сергеем Журавлем, Александром Кашперовым, Георгием Малявским.

30 лет

«Переправа»

Военная драма совместного производства СССР и Польши, снятая режиссером Виктором Туровым, переносит зрителей в весну 1944 года, когда на оккупированной территории Польши против немецко-фашистских захватчиков действовали одновременно группировки бойцов польского Сопротивления и советские партизанские отряды. Когда немецкое командование решило покончить с партизанами и приказало блокировать Яновские леса, советские партизаны отбили первую атаку и предложили главе Армии Крайовой Бжезине план общего выхода из окружения. Однако польские военные не согласились на предложение союзников и погибли в неравном бою, пытаясь прорвать блокаду...

Фильм, в котором был занят интернациональный актерский ансамбль - Ингеборга Дапкунайте, Александра Яковлева, Петр Юрченков-старший, Борис Невзоров, Павел Кормунин и другие, кстати, существовал в двух версиях: четырехсерийной - для телевидения (в СССР шел под названием «Красный цвет папоротника »), и двухсерийной - для кино. Интересная деталь: в свое время за эту картину Виктор Туров получил медаль дружбы и премию от Министерства обороны Польши.

40 лет

«Черная береза»

...Лейтенант Андрей Хмара после контузии в танковом бою под Минском попадает в партизанский лагерь, где врач Антонина Ивановна спасает его, делая операцию. А уже в августе 1941-го ее расстреливают фашисты, и о том, что ее маленький сын остался сиротой, Андрей узнает уже в конце войны. Вернувшись домой, он участвует в восстановлении мирной жизни: занят с бывшими сослуживцами на стройке завода, женится, усыновляет осиротевших детей и начинает поиски Василька - сына своей спасительницы.

Примечательно, что сюжет фильма частично основан на реальных событиях: в июле 1941 года в уже захваченный Минск ворвался «бешеный» советский танк Т-28, который промчался через город, ровняя с землей немецких солдат, тягачи и грузовики, и был подбит только на восточной окраине столицы. Двоим членам экипажа удалось покинуть горящую машину; позднее за героический поступок механик-водитель танка, старший сержант Дмитрий Малько, получил орден Отечественной войны I степени.

Двухсерийная картина начинателя режиссерской династии Виталия Четверикова вошла в список лидеров кинопроката 1978 года - в СССР ее посмотрели свыше 33 миллионов зрителей, хваля режиссера как за зрелищные баталии и реализм партизанского быта, так и за искусную передачу глубины человеческих чувств. Между прочим, строгая цензура не вырезала из фильма эротическую сцену с Ириной Алферовой - посчитав, что снималась она не ради эротики самой по себе, а ради противопоставления женской красоты зверствам фашизма.

45 лет

«Зимородок»

Отмечен в 1973 году призом ЦК ВЛКСМ «Алая гвоздика» за лучший фильм для детей, режиссер Вячеслав Никифоров снял очень своевременную ленту о связи поколений, такую ​​важную для внуков и правнуков героев. Одноименной повестью Юрия Яковлева, напечатанной в журнале «Пионер», недаром зачитывались сотни тысяч советских детей. По словам режиссера, писателю удалось главное - «не описать события, а сохранить романтичность, ощущение чудесности бытия, свойственного этому возрасту».

Так, воспоминания бывшего фронтовика-летчика о подвиге молодого партизана по кличке Зимородок, который ценой своей жизни взорвал мост на занятой врагом территории, подтолкнули школьников узнать больше о судьбе героя. А непростые и интересные, почти детективные поиски привели подростков... к их любимому учителю биологии, способному и в зрелом возрасте скатиться по перилам и получить за это выговор от директора школы...

Кстати, актер Владимир Самойлов рассказывал, что именно из-за этого эпизода он, уже известный по «Свадьбе в Малиновке», и согласился на роль скромного учителя. Но наряду с маститыми актерами - Самойловым, Глебом Стриженовым, Августином Миловановым - в кадре органично выглядели и дети, набранные в кино чуть ли не с улицы, и животные-обитатели кабинета биологии: говорящий попугай, обезьяна Яша и удав, задачей которого было просто ползать везде. Еще одна составляющая - трогательная до дрожи песня «Зимородок - это вовсе не птица, это сердце мальчишки, взлетевшее ввысь», что мгновенно стала популярной и долгое время исполнялась детскими коллективами.

50 лет

«Война под крышами»

Первый фильм дилогии, снятой Виктором Туровым по роману Алеся Адамовича «Партизаны» (вторая часть «Сыновья уходят в бой» вышла на два года позже).

...В оккупированном немецко-фашистскими захватчиками приграничном белорусском городке продолжается свою жизнь - и своя борьба. Заведующая аптекой Анна Корзун, ежедневно рискуя жизнью, выходит на связь с партизанами и передает им свежую информацию и медикаменты. Когда же дело оказывается под угрозой срыва, женщина вместе с сыновьями идет в лес, в партизанский отряд...

Черно-белый, пронзительный, строгий фильм. Именно таким его увидели зрители - в том числе и будущий знаменитый режиссер Стивен Спилберг, которого работа советских кинематографистов вдохновила на съемки «Списка Шиндлера».

Многие помнят, что в картине звучат песни Владимира Высоцкого. В начальном варианте их было три: «Аисты», «Песня о новом времени» и «У нас вчера с позавчера», но до выхода на широкий экран в 1971-м остались только две первые. Высоцкий есть и в кадре «Войны под крышами» - в одном из эпизодов длительностью секунд на 30 актер в форме полицая едва узнаваем в массовке. По некоторым сведениям, роль была больше, однако цензура постаралась - не зря же с производства к зрителю картина шла долгих четыре года...

Виктория ЗАХАРОВА

Фото belarusfilm.by и из открытых источников

Выбор редакции

Общество

Корреспонденты «Звязды» посетили «Волчьи норы»

Корреспонденты «Звязды» посетили «Волчьи норы»

Там отбывают наказание мужчины, впервые осужденные за незаконный оборот наркотиков.

Экономика

Частный бизнес выбирает Смиловичи

Частный бизнес выбирает Смиловичи

В этом убедилась корреспондент, посетив поселок.  

Спорт

Александра Герасименя: У каждого свой рецепт успеха

Александра Герасименя: У каждого свой рецепт успеха

Александра Герасименя — настоящий боец, а еще — заботливая мать и жена. И просто трудолюбивый человек, который не знает преград.