Вы здесь

Какие меры необходимы для повышения роли местного самоуправления?


К сожалению, далеко не все избиратели знают своего депутата. Уже речь не идет о том, интересуется ли население, особенно в больших городах, вопросами, которые решают местные власти... Как сделать представителей советов депутатов более узнаваемыми, а их работу более эффективной, - об этом шла речь во время круглого стола «Роль местного самоуправления в общественной и социально-экономической жизни регионов и страны в целом».


В мероприятии приняли участие Лилия Ананич, министр информации Беларуси, Александр Попков, председатель Постоянной комиссии по региональной политике и местному самоуправлению Совета Республики Национального собрания, Леонид Цуприк, председатель Постоянной комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Палаты представителей Национального собрания, Александр Карлюкевич, заместитель министра информации, Павел Сухоруков, директор - главный редактор Издательского дома «Звезда», Александр Ивановский, профессор-консультант Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Иван Липницкий, председатель Минского областного Совета депутатов, Игорь ЖУК, председатель Гродненского областного Совета депутатов, Георгий АТАМАНОВ, председатель Постоянной комиссии Минского городского Совета депутатов мандатной, по гласности, самоуправлению, правопорядку и международным связям, Виктор Ражанец, председатель Слуцкого районного Совета депутатов, Наталья Сушко, председатель Жодинского городского Совета депутатов, Жанна Воробей, председатель Боровлянского сельского Совета депутатов, Ольга Шпилевская, главный редактор газеты «Минская правда», Тамара Вятская, директор радиостанции «Минская волна», Вадим Щеглов, главный редактор газеты «Бобруйская жизнь».

Павел Сухоруков

Павел Сухоруков:

В течение последних 12 лет в газете «Звязда» выходит проект «Местное самоуправление». В этом году мы перешли на новый формат издания «МС», которое сейчас выпускается еженедельно на бумаге повышенного качества. В ближайшей перспективе оно будет издаваться тетрадью. И поэтому нам интересно услышать от вас, уважаемые коллеги, какой должна быть пресса, освещающая тему местной власти, каким образом лучше подавать информацию по этой теме. Нас интересует, какими должны быть представители ближайшей к людям ветви власти на современном этапе. До новых выборов в местные советы депутатов остался год. Какие выводы нам следует сделать?

Виктор Ражанец:

Много ли людей приходят на отчеты депутата своего округа? Я более чем убежден, исходя из своей практики, что большая часть даже не задумывалась об этом. Зато все ожидают, что депутат поможет дорогу сделать, оборудовать детскую площадку. Он и должен этим заниматься, - если проблема не решается организациями, которые непосредственно за это отвечают. Почему-то нередко бывают случаи, когда люди напрямую обращаются за помощью к депутату, миновав те организации, которые отвечают за состояние своих объектов. Помощь - это одна из сфер деятельности депутата, однако еще одна не менее значимая - законотворчество на местном уровне, результатом которого будет последовательное и планомерное решение насущных проблем.

Не все знают, что есть три уровня местных советов - областной, базовый и первичный. По моему мнению, депутаты каждого уровня имеют свой вес в плане полномочий. Но наиболее действенные базовые - районные и городские (городов областного подчинения) советы депутатов. Потому что первичный уровень - это поселковые, сельские, городские (городов районного подчинения) советы депутатов - не всегда готовы решать все проблемы часто из-за урезанности бюджета. Но при этом они, как никто другой, близки к своим избирателям. Областные советы решают более глобальные вопросы, касающиеся именно области. А связующее звено между ними - базовый уровень. В частности, районный.

Александр Попков

Александр Попков:

Вы высказали мысль, что человек сразу должен обращаться непосредственно в организацию... И что, он будет ходить по инстанциям, по этому замкнутому кругу? Я работаю более 40 лет во властных структурах и знаю, что можно так «направить» человека, он до второго пришествия не отыщет ответ на свой вопрос. Если человек пришел к депутату и обозначил проблему, то нужно если не решить ее в один момент, то хотя бы обозначить срок, когда результат будет достигнут. Мы не имеем права оттолкнуть запрос человека. А если решить что-то не получается, то зачем нам такой депутат?

Народный избранник должен удовлетворять интересы людей. Каждый депутат имеет право выносить вопросы на необходимый уровень. Прежде всего, это сессия. Ведь ни один орган, кроме сессии, не утверждает программы социально-экономического развития на своем территориальном уровне. От того, насколько грамотно мы будем формировать их, насколько остро будем отмечать те проблемы, которые есть в конкретном регионе, селе или городе, будет зависеть благосостояние страны.

Именно депутаты местных советов формируют бюджет и утверждают его. И доходную, и расходную часть. Поэтому, если сегодня у человека нет возможности напиться чистой воды, нормально подъехать к дому, решить вопросы безопасности своего ребенка, - кто первым должен поднять эту проблему на государственном уровне и решить ее? Конечно, депутат. О власти, о государстве, об управлении на две трети судят по тому, как решаются вопросы людей на местах.

Раньше, в советские времена, многие вопросы на себя брало государство и решало их. Сегодня же уровень местного самоуправления нужно поднять на такую ​​высоту, чтобы оно могло без помех решать разнообразные социальные проблемы.

Институт социологии Национальной академии наук провел исследование. Знают своих депутатов республиканского и областного уровня соответственно только каждый десятый и седьмой респонденты. Чуть лучше обстоят дела со знанием депутатов районных и сельских советов. Соответственно, 28% и 21%. Меньше всего своих депутатов знают в крупных городах. Проведенный социологический опрос населения свидетельствует о том, что депутаты советов всех уровней достаточно редко видятся со своими избирателями. Только от 2,5% до 10% опрошенных граждан в течение последнего года периодически встречались со своими депутатами. Что касается уровня информированности населения о работе советов, то по итогам социологического опроса на полную информированность указало от 0,7% до 2,8%. Получается, что люди не всегда знают, чем занимается власть.

Александр Карлюкевич

Александр Карлюкевич:

Действительно, ситуация складывается так, что нужно проинформировать избирателей об их правах и возможностях, в том числе и обязанностях. Это задача не только приложения «Местное самоуправление», но и других средств массовой информации. Сегодня в стране зарегистрировано более 1600 газет, журналов, альманахов, бюллетеней. Не все из них - издания общественно-политические, но те, чьи проблемно-тематические направления находятся в формате общения с властью, должны больше внимания обращать на данную тему. Задача и «МС», и других СМИ - соединить депутата и избирателя.

Леонид Цуприк

Леонид Цуприк:

Депутат должен быть узнаваем среди тех, кто его избрал. Вот возьмем тираж районной газеты - около 6 тысяч экземпляров. Умножаем на 3 или 4, по количеству членов семьи. Значит, если регулярно в ней печатаются материалы о работе депутата, о прямых линиях, о приемах граждан, которые он проводит, то, конечно же, человек должен запомнить хотя бы фамилию депутата! Есть интернет, есть соответствующие сайты. Но существует один нюанс: человек не обязан читать все, что ему предлагается.

Главный секрет узнаваемости депутата - это результативность. Главный результат работы - решенные проблемы избирателей. Но здесь главная сложность в том, что они, проблемы, очень разноплановые. Депутат выражает интересы людей, но люди очень разные. Тем не менее решение вопросов избирателей для депутата должно быть первостепенной задачей.

Когда происходит разработка законопроекта, мы заинтересованы в том, чтобы он был полным, исчерпывающим, выполнимым. В законе «О местном управлении и самоуправлении» в главе 3 речь идет о территориальном общественном самоуправлении. В статье 26 говорится, что «основной целью территориального общественного самоуправления являются развитие и осуществление на соответствующей части административно-территориальной единицы инициатив граждан по вопросам местного значения». Именно эта структура может решить существующие проблемы. Эта часть закона недостаточно используется людьми, в том числе и местными советами. И если статья 26 будет работать, а ее возможности начнут полностью использоваться, многие вопросы граждан начнут решаться быстрее.

Говоря о других качествах депутата, думаю, что он должен воспринимать все новое, использовать прогрессивные подходы, знать, как и что происходит в мире, как работает местное самоуправление в других странах, особенно у ближайших соседей - в СНГ и в Европе. Многие тамошние процессы в данной сфере совпадают с нашими: связаны с территориальным делением, укрупнением местных сообществ. И, безусловно, сам депутат должен иметь энергию для саморазвития и активной работы.

Георгий Атаманов

Георгий Атаманов:

По моему мнению, нужно больше внимания уделять развитию общественного самоуправления на местах. Я второй созыв в Минском городском Совете депутатов занимаюсь непосредственно этой проблематикой. Так, в наших микрорайонах действуют коллегиальные органы, но Минск достаточно специфический в этом плане регион, где существует единый орган самоуправления - это Минский городской Совет, в котором работает 57 депутатов. Больше подобных структур нет.

Если в 2010 году у нас работало 38 комитетов территориального самоуправления, то сегодня их уже 129. Нужно было отыскать 129 активистов, готовых решать проблемы на своей территории. Мы пошли дальше. В столице 9 районов, и один из наших депутатов городского Совета является председателем районного общественного Совета комитетов территориального самоуправления. В районах мы ежеквартально проводим конкурс на лучший Комитет общественного самоуправления, раз в год подводим итоги. Кроме того, мы отыскали возможность в бюджете столицы выделить средства для общественных деятелей, которые работают в комитетах.

Знаете, к депутату люди приходят не с радости. За семь лет работы ни одного такого случая у меня не было. Всегда идут с бедой. Поэтому нужно быть психологически подготовленным, чтобы выслушать человека, попытаться понять, стать на позицию того, кто к тебе обратился, отыскать способ решения проблемы.

Александр Попков:

Задача депутата заключается не только в том, чтобы решить отдельно взятую бытовую проблему, а чтобы поднять вопросы, актуальные для каждого. Я хочу подчеркнуть, что часто сдерживающим фактором в деятельности могут стать финансы и их недостаток.

Игорь Жук

Игорь Жук:

Все равно, чтобы поднять статус органов местного самоуправления, бюджета никогда не хватит. Мы ориентируемся на опыт наших соседей: Литвы, Польши, других стран. Бюджеты местных органов в Европе и у нас, в принципе, можно сопоставить по размеру. Самое главное, там органы местного самоуправления ищут внебюджетные средства, там все занимаются проектной, грантовой деятельностью. Наши сельские и районные советы только в начале этого пути. Приезжайте в тот сельсовет, который выиграл такой грант, пусть небольшой - 10 или 20 тысяч долларов, - но эти деньги пошли на благоустройство территории, освещение дорог, ремонт социального объекта. Это сразу заметно. Такого эффективного председателя сельского Совета будут знать и без агитации. Во время избирательной кампании в Европе происходит анализ: что депутат или глава местной администрации конкретно привнес на свою территорию? Неплохой опыт, который можно перенять. Тем более сегодня мы твердо стоим на ногах и поэтому можем заниматься децентрализацией власти, давать больше автономии органам местного самоуправления.

Александр Ивановский

Александр Ивановский:

В нашей стране местная власть - это государственная власть. Так происходит не во всех государствах. Такая система, как наша, владеет положительным качеством - быстродействием. Можно за два дня издать Указ Президента. В советские времена на документ подобного уровня могло уйти 3,5 месяца. Поэтому если мы задействуем чужой опыт, то должны его мысленно адаптировать. В Шотландии, например, депутат отчитывается по 30 критериям. На первом месте - навыки и компетентность. Мы изучали эти критерии в разных регионах. В каждом из них они свои: в одних 2, в других - 66. В то же время в Беларуси компетенции депутатов закреплены в соответствующем законе, о них каждый может узнать. Я предлагаю два направления, по которым можно оценить работу депутата: непосредственно сделанное им для избирателей и какая от проделанной работы эффективность в результате.

Александр Попков: Но для чего используются критерии оценки депутата? Чтобы он в конце своей работы вышел с этой бумагой и сказал: вот я внес, вот я сделал? Депутат - это избранник народа. Его должен оценивать народ.

Александр Ивановский: Я полагаю, что часть, которая касается активности, результативности работы в реализации государственной информационной политики, взаимодействия со СМИ, может быть использована при отчете депутата. В то же время конечный результат должен следовать из работы Совета в целом. Если говорить о социальных стандартах, то их можно собрать, они существуют у нас в органах управления. Показатели, о которых я говорю, тоже заложены в органах власти. Очень важно не путать исполнительную власть и работу депутата.

Павел Сухоруков: По сути вопроса, который поднял Александр Владимирович, хотелось бы послушать депутатов разных уровней. Услышать их мысли: как они оценивают критерии эффективности работы депутата? Чем должен заниматься депутат, чтобы его избиратели во время отчета дали его работе положительную оценку?

Жанна Воробей

Жанна Воробей:

На сегодняшний день у нас сложилась определенная система работы по взаимодействию органов местной власти, депутатского корпуса и органов территориального общественного самоуправления. Для того чтобы эффективно решались поставленные задачи - а это прежде всего повышение уровня качества жизни населения, - огромное значение имеет персональный состав депутатского корпуса. На первый план выходит личность руководителя, жизненный опыт и профессиональные качества, неравнодушная позиция к тому, что происходит на территории. Кроме того, важным качеством для депутата и любого руководителя в принципе является умение слушать человека и способность услышать его.

Что касается нашей системы, то, кроме 15 депутатов сельсовета, в каждом населенном пункте избран староста. Все они являются хорошими помощниками для меня. Самое главное, чтобы депутаты были честными и справедливыми. Не давали тех обещаний, которые не смогут выполнить. Оказывали всяческое содействие и старались решать все проблемы граждан. Ведь депутат - это связующее звено между людьми и властью. И я не согласна с тем, что для решения конкретной проблемы люди должны сразу идти в конкретную службу. Мы представляем интересы граждан. Полномочий местных советов хватает, чтобы депутаты могли отстаивать интересы перед специализированными организациями, кроме того, у нас налажены тесные связи с этими структурами. И люди видят, что мы работаем, и оценивают работу депутата по конкретному реальному случаю. Еще один важный фактор - это отношение самих людей, как они оценивают то, что уже сделано. Здесь роль депутата тоже не последняя: нужно провести разъяснительную работу о бережном отношении к тому же двору, к той же улице. Кроме того, я согласна, что оценки деятельности депутата должны давать люди. Кстати, у нас люди знают депутатов.

Иван Липницкий

Иван Липницкий:

Жанна Александровна, иногда бывает, что некоторые люди не знают депутатов по своему избирательному округу, несмотря на широкое информирование всех участников процесса еще в период избирательной кампании. Возникает закономерный вопрос: почему? Согласитесь, что есть определенный смысл в высказывании: хорошая власть та, которую не замечают. Значит, депутаты делают все, чтобы люди спокойно жили и работали. В ходе прямой линии с населением, на собраниях, личных приемах граждан многие говорят: надо решить данную проблему сегодня и именно в этот срок. И мы это делаем. Но надо понимать, что есть проблемы, решение которых требует определенного времени, средств, комиссионного обсуждения, конкретного выезда на место. Есть бюджет, есть планы, и роль депутата - в том числе объяснить и донести до сведения своих избирателей эти вопросы. Иногда люди будто и не понимают, что для построения тех же дорог нужны немалые средства. Решаем и эти проблемы. Иногда предлагаем какую-то часть необходимой работы делать коллективно с населением. И люди соглашаются, потому что видят результаты.

Каким должен быть депутат? Надо понять, что депутаты уже есть. И это люди, известные в округе. Например, чаще всего это руководители организаций, предприятий, учителя и директора школ, которым избиратели оказали свое доверие и которые на высоком уровне выполняют свои обязанности. Депутатами только Минского областного Совета с начала созыва принято более 200 решений по вопросам повседневной жизни населения - и это тоже большая работа.

Александр Попков:

Сегодня стоит вопрос: что нужно сделать для того, чтобы внедрить элементы Европейской Хартии местного самоуправления? Чтобы кадры на местах могли решать насущные проблемы. Мы имеем право создавать так называемые ассоциации. Они существуют в Гродно и Могилеве, но пока никакой содержательной идеи в себе не несут. Поэтому в ближайшее время мы на Совете по взаимодействию органов местного самоуправления посмотрим, что нужно сделать. Есть такая идея, чтобы во всех областях иметь эти ассоциации. И нужно создать национальную ассоциацию, по сути - министерство, которое будет работать за счет хозяйственной деятельности. И мы должны создать соответствующие структуры, которые будут нарабатывать определенную продукцию и создавать фонды для решения проблем жизнеобеспечения. В конце концов, нам нужно зарабатывать деньги и дать местным советам инструмент, с помощью которого они будут решать эти вопросы. За этот год мы будем накапливать опыт, чтобы в будущем такую ​​организацию иметь. В Боровлянском сельском Совете депутатов есть потенциал, люди готовы работать. Но есть регионы, в которых существуют сложности, чтобы выбрать депутата. Поэтому нужно искать людей неравнодушных. И важно отметить, что мы должны меньше обсуждать, а больше делать. Закатать рукава и работать. Весь смысл местного самоуправления заключается в том, чтобы сделать что-то на этой земле и люди это оценили.

Наталья Сушко

Наталья Сушко:

Я однозначно согласна с тем, что оценку депутату должен давать избиратель, потому что люди отдают свой голос за депутатов. А что значит «отдать голос»? То есть именно этот человек является авторитетным гражданином и может озвучить проблемы, сделать все возможное, чтобы их решить. В первую очередь депутат должен быть неравнодушным человеком, он должен научиться жить проблемами людей своего округа, пропускать их через себя, переживать их так, как и его избиратель.

Мое глубокое убеждение заключается в том, что должна быть обратная связь с депутатом. Если человек будет озвучивать свою проблему именно депутату, то у нас станет намного меньше жалоб и обращений, поступающих в различные органы. К сожалению, к нам люди не идут с хорошим. Человек несет нам свою боль, свое горе, свою проблему. И депутат должен услышать и, не давая лишних обещаний, приложить все усилия, свою компетентность и личную заинтересованность, чтобы по возможности эту проблему решить.

Депутат должен быть открытым для всех. Он обязан идти в народ, проводит встречи с избирателями, встречаться с трудовыми коллективами, участвовать в мероприятиях различного уровня. Надо быть примером активной жизненной позиции и приобщать своих избирателей к участию в общественной деятельности. Только вместе мы все сможем улучшить качество нашей жизни и решить проблемы жизнеобеспечения граждан. Мы должны быть народными, а не инородными депутатами.

Александр Попков:

Есть одна очень большая и глобальная проблема нынешнего этапа - это наша молодежь. Мы должны на местах, особенно в регионах, видеть, чем занимается наша молодежь. Сегодня молодежь другая, и запросы другие. Молодые люди более образованные. Мы должны нарабатывать здесь соответствующие подходы. Не предпримем это сегодня - завтра могут быть проблемы.

Молодежь для нас первична, она - будущее страны. Кроме того, необходимо проработать вопрос о расширении полномочий депутатов. Мы должны хорошо исследовать наше законодательство. Если мы ставим большие задачи, то должны давать соответствующие возможности для реализации. Поэтому и через СМИ ищем подходы, чтобы информировать наше население. Возможно, одного нашего приложения к «Звяздзе» «Местного самоуправления» - недостаточно, чтобы поднимать глобальные проблемы.

Лилия Ананич

Лилия Ананич:

Я хотела бы отметить, что мы обсуждаем важнейшую тему. Эта тема должна быть в центре внимания всех общественно-политических изданий. На русском языке, на белорусском языке, потому что эта тема - все то, что связано с жизнью людей. И я согласна, что одной газеты здесь недостаточно. Поэтому я вношу такое предложение: давайте вместе найдем какую-то форму, посмотрим на примере лучших регионов, как работает наша региональная пресса, какие у нее достижения. Чтобы все работало эффективно, нужен глубокий анализ и заинтересованность. Давайте поделимся этим опытом, чтобы средства массовой информации более эффективно влияли на реализацию задач, которые сегодня стоят перед нашими органами власти.

В современном мире СМИ должны быть легкими на подъем. И не на словах, а на деле. Видеть перемены и самим демонстрировать возможность меняться в лучшую сторону для более эффективной работы. Я считаю, что для решения конкретных проблем людей существуют конкретные службы, однако отношение к тому или иному вопросу через местную власть должно быть четким и понятным. Обратились люди - значит, надо так провести работу, чтобы человек не чувствовал, что он не интересен.

Александр Попков: Хочу обратить внимание, что круглый стол проходит под эгидой средств массовой информации. СМИ должны рассказывать о проблемах и вопросах, которые озвучиваются с большой трибуны. Ведь, по сути, это те установки, согласно которым должно развиваться государство.

Когда мы говорим об оценке деятельности любого органа государственной власти, надо обращать внимание на решение конкретных задач.

Владислав ЛУКАШЕВИЧ

lukashevich@zvіazda.by

Вероника ПУСТОВИТ

pustavit@zviazda.by

Фото Надежды БУЖАН

Оставить комментарий

Выбор редакции

Культура

Леонид Ширин: Популярная музыка для меня — это игра

Леонид Ширин: Популярная музыка для меня — это игра

Он уже давно потерял счет песням, которые создал. На просьбу назвать примерное количество задумывается и отвечает приблизительно: около 300.

Общество

Партизанские рукописи — бесценные свидетельства военного времени

Партизанские рукописи — бесценные свидетельства военного времени

Партизанские журналы — на самом деле уникальные информационные сборники, значение и важность которых понимали в том числе их создатели и читатели.  

Общество

Белорусские ученые представили более 300 разработок и технологий

Белорусские ученые представили более 300 разработок и технологий

На юбилейной выставке Национальной академии наук.