Вы здесь

Как в Минске велосипедное движение «набирает обороты»


Еще десятилетие назад идея перемещения по столице на велосипеде многим казалась смешной и даже нелепой. Мол, это для сельской местности, где альтернативы нет, а в городе, пожалуйста, - общественный транспорт по точному расписанию. Или универсальный вариант - машина: быстро и с комфортом. Тем не менее сейчас все больше горожан предпочитают именно велосипед даже зимой. Мы выяснили, в чем плюсы такого выбора и как будет развиваться велодвижение в ближайшем будущем.


Вес, возраст и статус не помеха

То, что велосипедистов стало значительно больше, заметно и без подсчетов, но по-настоящему оценить масштабы этого "явления" помог велокарнавал "VIVА ровар", который собрал в столице почти 15 тысяч участников.

Накануне праздника, а по-другому назвать такое ​​крупное событие не получается, состоялась первая велосипедная конференция городов Беларуси. Организаторами выступили общественные организации при поддержке Министерства спорта и туризма, своим опытом поделились зарубежные эксперты. О текущем уровне развития городского велодвижения рассказал председатель правления Минского велосипедного общества Павел Горбунов.

Активист отметил, что отношение к велодвижению в столице позитивное, но с легким налетом недоумения: "Неужели вам не холодно и не скользко зимой?" (А это время года у нас имеет свойство ой как затягиваться). Четкий ответ готов у каждого велолюбителя: "Нет, при правильном выборе одежды не холодно, да, скользко, но очень редко".

- Самое главное, что сейчас уходит мнение, будто бы велосипед - это непрестижно. Его выбирают люди разного возраста, комплекции и социального статуса. Например, успешный бизнесмен Александр Центер любит передвигаться по городу именно так. Наконец пришло понимание, что велосипед предназначен не только для развлечения или спорта, но это и полноценный вид транспорта. Существенным барьером пока остается зимняя езда. Условно, первого сентября все движение замирает, хотя для велопоездок осенью и более благоприятные условия - не так жарко, - отметил Павел.

Согласно последней статистике около 1% всех суммарных поездок в городе приходится на велосипед, но только в 0,4% случаев его используют с утилитарными целями, например, чтобы добраться на работу или учебу. В результате в Минске в летнее время совершается около трех тысяч утилитарных поездок ежедневно. За последние шесть лет эта цифра увеличилась, по разным данным, в 7-10 раз. Вечером на проспекте Независимости насчитывается около 200 велосипедистов вдоль дороги. В центре нередки ситуации, когда на одном перекрестке собирается 5-7 велосипедистов. До 400 человек пользуется так называемым велобаном.

Велосипедный офицер или советник мэра

Естественно, подобный ажиотаж влечет за собой и определенные изменения в городской инфраструктуре, которая подстраивается под запросы различных категорий граждан. В Минске еще в 2011 году была создана велосипедная городская концепция, на базе которой разрабатываются годовые планы работ.

В настоящее время в столице адаптированы для велодвижения 73 улицы: поставлены специальные знаки, выделены отдельные дорожки на тротуаре, понижены бордюры, на некоторых - сделаны велопереезды, всего в Минске их около 800. В остальных городах это пока большая редкость: только в Полоцке их 9 и 8 в Бресте. В Минске же сейчас даже в генплане отмечена сеть велопутей.

Велоконцепция разрабатывается в Могилеве и есть в проекте в Бресте, специальный план мобильности принят для Полоцка, кстати, здесь построили первую в Беларуси защищенную велодорожку на тротуаре. Не такая комплексная, но тоже полезна работа проводится во многих городах страны.

Велопарковками в столице уже никого не удивишь, сейчас по городу появляются специальные гаражи. По словам Павла Горбунова, в новых районах, которые строят с учетом потребностей современных горожан, люди даже стоят в очереди, чтобы получить право пользоваться велогаражами за абонентскую плату. Кстати, самая крупная велопарковка в Беларуси находится не в Минске, а около Березовского стекольного завода, она рассчитана на несколько сотен велосипедов.

- Чтобы велосипедное движение эффективно развивалось, городу необходим единственный ответственный за это человек: велосипедный офицер или советник мэра, как в Киеве, где он работает на общественных началах. Во многих городах эта должность уже встроена в административный аппарат. Кстати, пост оператора велосипедного движения предусмотрен и минской концепцией, однако эта должность еще вакантна. Такой подход поможет разгрузить управление спорта и туризма и более четко следить за выполнением строительных работ, сопровождая каждый объект. Не все решения, которые принимаются сейчас, на наш взгляд, оптимальны. Например, сейчас строят велодорожку между улицей Якубова и Лошицким парком, которая стоит миллион долларов. За половину этой суммы можно было бы сделать прокат на 500 велосипедов (взял в одной точке города - отдал в другой) и в течение трех лет его обслуживать. Это был бы новый "взрыв" велодвижения в Минске. Городской координатор объяснил бы преимущества такого шага и вычислил бы экономическую выгоду, - рассуждает Павел.

Точка ремонта, бесплатные парковки и велопарад

Во многих европейских странах пользуются пирамидой транспортных приоритетов, где на вершине находятся пешеходы, потом идут велосипедисты и общественный транспорт, далее - машины, которые двигаются, и только в конце - те, которые стоят. Именно поэтому скорость движения по городу снижают до 30 км/ч, так недавно сделали в Хельсинки, а центр и вообще закрывают для автомобилей, освободившееся место отдают под велодорожки. В результате неудобные для движения подземные переходы отходят в прошлое. При этом время остановки на светофорах подстраивается под отметку 20 секунд на километр пути.

В Германии, например, есть национальная программа по развитию велодвижения: сейчас количество велосипедистов 15%, до 2020 года этот цифру хотят довести до 20%, на что выделено 80 миллионов евро.

Само велодвижение подкрепляется основательно проработанной законодательной базой. Так, в Нидерландах, где велосипеды популярны не менее автомобилей, стандарты качества велодорожек расписаны на 250 страницах. Министерство архитектуры Беларуси также недавно разработало довольно подробные методические рекомендации, которые будут распространены в ближайшее время. Готов и черновик дополнений в Правила дорожного движения, которые регулируют эту сферу.

Много обязанностей берут на себя велоактивисты. В столице, например, они организовали бесплатную точку ремонта "Маячок", готовят мероприятия, связанные с безопасностью движения, использованием ночного света, вместе с комитетом природных ресурсов Мингорисполкома и ГАИ проводят День без автомобиля. Брестская велоорганизация занимается разъяснительной работой с людьми, которые ходят по велодорожкам. В Гомеле провели велопарад, собравший полторы тысячи участников. Солигорским активистам удалось договориться с местным техникумом, где бесплатно сварили 11 велопарковок, после чего их расставили по всему городу. По всей Беларуси при поддержке ЕС сейчас запущен крупный проект по продвижению велодвижения, рассчитанный на 30 месяцев.

- То, что велосипеды сейчас в тренде, видно даже по тому, сколько различных видов их появилось. Есть, например, деревянные или с эксклюзивным дизайном. В ближайшем будущем появится больше скоростных электровелосипедов, грузовых и даже трехколесных моделей для взрослых, - подвел итог Павел Горбунов.

Дарья КАСКО

kаskо@zvіаzdа.bу

Фота Анатолия КЛЕЩУКА

Название в газете: Новы паварот

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Партизанские рукописи — бесценные свидетельства военного времени

Партизанские рукописи — бесценные свидетельства военного времени

Партизанские журналы — на самом деле уникальные информационные сборники, значение и важность которых понимали в том числе их создатели и читатели.  

Общество

Белорусские ученые представили более 300 разработок и технологий

Белорусские ученые представили более 300 разработок и технологий

На юбилейной выставке Национальной академии наук.  

Общество

На лечение и охоту. Что привлекает иностранцев в Беларуси?

На лечение и охоту. Что привлекает иностранцев в Беларуси?

Белорусские санатории перестали быть местом отдыха преимущественно пожилых людей. 

Общество

Птицы, люди, цитаты из классиков: кто, как и зачем раскрашивает города

Птицы, люди, цитаты из классиков: кто, как и зачем раскрашивает города

Корреспондент «Звязды» встретилась с художником Александром Благием.