Вы здесь

Сельские школы: закрыть нельзя оставить


Закрытие в деревнях малокомплектных школ всегда проходит очень болезненно, причем как для самих детей и их родителей, так и для школьных педагогов. Все-таки школа остается образовательным и культурным центром жизни сельчан. И сам факт ее закрытия ставит под вопрос перспективы дальнейшего существования населенного пункта...


Мифы об индивидуальном подходе

Десять учеников в классе - это много или мало? А если в классе обучаются всего два-три или пять детей? И сколько вообще учеников должно быть в 10-х и 11-х классах, чтобы старшую ступень школы можно было сохранить? Однозначного ответа на эти вопросы не может быть, ведь у каждой заинтересованной стороны - своя правда. По мнению родителей школьников, малая наполняемость класса - это, скорее, большой плюс, так как, когда все дети у педагога на виду, можно надеяться на индивидуальный подход. К тому же в малокомплектной школе обычно царит почти «семейная атмосфера». И за подвоз детей в соседнюю деревню не надо волноваться...

- Мнение, что оптимизация сети учреждений общего среднего образования проводится исключительно в целях экономии средств, к сожалению, самое распространенное, - констатирует начальник управления общего среднего образования Министерства образования Светлана Уклейко. - Безусловно, никто не станет оспаривать тот факт, что содержание учащегося в малокомплектной школе обходится бюджету в несколько раз дороже, чем обучающегося в полнокомплектной школе. Но я предлагаю посмотреть на оптимизацию и проблему существования так называемых малокомплектных школ с немного иных позиций, прежде всего с позиций качества образования. При этом мы должны понимать, что качество образования - это не только результат обучения, но и среда, которая гарантирует, что учащийся получит комплексное личностное и социальное развитие, которое позволит ему быть в жизни успешным и конкурентоспособным.

Если в классе всего один или несколько учеников - это вовсе не гарантирует, что дети достигнут в учебе особых успехов. Потому что, во-первых, результативность обучения зависит от профессионального уровня как каждого конкретного педагога, так и вообще педагогического коллектива и, как бы это прозаично не звучало, от материально-технической базы школы: наличия соответствующего учебного оборудования, возможности использовать информационно-коммуникационные ресурсы и так далее.

Во-вторых, не меньшее значение имеет создание в классе конкурентной среды, мотивированность на учебу и успех самих детей. А если в классе всего пять учеников, то, как правило, один из них будет успешным, два - середнячки и еще два как минимум будут всем мешать... Наличие детского коллектива, общественной организации, участие в общественной жизни школы - все это обязательные составляющие успешной социализации учащихся. Поэтому, когда мы закрываем малокомплектные школы, делается это с учетом интересов детей. Все школьники имеют право учиться в хорошо оснащенных кабинетах, приобретать навыки работы в команде - в парах или группе, заниматься в спортивном зале, а не в приспособленном под уроки физической культуры помещении и так далее.

Что не видно сверху?

Сегодня в сельской местности уже почти не осталось школ с печным отоплением, расположенных в нескольких приспособленных помещениях, без собственных пищеблоков. Такие учреждения образования закрывались в первую очередь.

В 2016 году, по информации Министерства образования, в результате оптимизации сети учреждений общего среднего образования были закрыты 79 школ и 75 - реорганизованы. Как правило, общие средние школы реорганизуются в базовые, базовые - в начальные, а дошкольные учреждения включаются в педагогический комплекс детский сад - школа (начальная или базовая).

Но в этом учебном году еще функционировало 91 учреждение общего среднего образования с количеством учащихся до 25 человек и 333 учреждения с количеством учащихся от 26 до 50 человек.

- Решение о закрытии обязательно принимается с учетом анализа демографической ситуации в регионе. И если очевидно, что у него есть перспектива и в ближайшие годы дети будут пополнять учебное заведение, вопрос о ее закрытии не должен стоять, - уверяет заместитель начальника управления общего среднего образования министерства Ирина Каржова. - Процесс реструктуризации всегда требует продуманных и взвешенных решений. И здесь нужно думать как об интересах детей, так и о том, как и где будут трудоустроены педагоги. Экономия бюджета - задача любого руководителя. Но «сверху» не все видно. Только на местах можно реально оценить необходимость сохранения или закрытия того или иного учреждения. Причем самый яркий внешний показатель - число учащихся - далеко не всегда должен быть решающим. Закрыть все маленькие школы, исходя только из небольшого количества учащихся, будет, наверное, неправильным. Может, где-то есть смысл сохранить школу и с контингентом в 25 человек, если есть проблемы с подвозом. Везти маленьких детей на большое расстояние - тоже не выход. А для дошкольников вообще лучше всего находиться в учреждении образования по месту проживания.

Буквально на днях Министерство здравоохранения скорректировало санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования». Там, в частности, появился пункт, по которому в случае подвоза учащихся в городах и сельских населенных пунктах радиус транспортной доступности учреждений образования не должен по времени превышать 30 минут. При ликвидации школ с этим требованием придется считаться, поскольку расстояния, на которые возят школьников, увеличиваются. Когда-то действовало ограничение в 30 километров. Но и дороги могут быть разные, детей возят не только по шоссе. К тому же для подвоза используются и маршрутные автобусы, пригородные и местные поезда, транспорт сельскохозяйственных и других организаций.

Услышать всех!

В скольких еще школах 1 сентября не прозвенит первый звонок, сказать пока проблематично. Согласно скорректированному плану по оптимизации, до начала 2017/2018 учебного года местными исполнительными и распорядительными органами планируется закрыть 64 и реорганизовать 87 учреждений образования. Но реальное положение дел по стране станет известно только в сентябре-октябре.

- Мы направили письмо председателю Поставского райисполкома с рекомендацией сохранить в 2017/2018 учебном году прием учащихся в десятый класс средней школы №4 в городе, но окончательное решение будут принимать местные власти, - подчеркивает Ирина Каржова. - Посчитали нецелесообразным закрытие Минского районного лицея. В этом нас поддержало и областное управление образования. Если лицей планировали ликвидировать, то зачем в таком случае осуществили в прошлом году набор в 10-й класс? Надо сначала выпустить этих детей, а уже потом ликвидироваться. В ситуации, возникшей вокруг 206-й столичной школы, наша позиция следующая - закрывать учреждение образования в многонаселенном микрорайоне с хорошими демографическими перспективами нецелесообразно. Там рядом оказались две школы с неполной загрузкой. Но решение закрыть одну школу, чтобы перевести ее учеников в другую, тоже не самое удачное, так как в этом случае учебный процесс придется организовывать в две смены.

Когда в министерство поступает обращение с большим количеством подписей, его сотрудники обязательно выезжают на место, встречаются с педагогическим коллективом, посещают школу, которая закрывается, и то учреждение, куда планируют перевести детей. И если видят, что из двух школ, расположенных на небольшом расстоянии в соседних населенных пунктах, закрывают школу с лучшими условиями для обучения или что это учреждение через несколько лет также может быть ликвидировано, обязательно высказывают свое мнение. Ведь очередной раз менять школу и коллектив - огромный стресс для ребенка. Главное, чтобы условия для обучения и развития детей были значительно лучше, чем в закрытой школе.

- Надо обсуждать с родителями и педагогами каждый вопрос. Людям необходимо дать разъяснения, выслушать их просьбы, понять переживания, развеять опасения, - замечает Светлана Уклейко. - К родителям нужно прислушиваться, потому что их мнение - индикатор качества образования. С другой стороны, если родители видят, что учреждение не может дать необходимый уровень знаний, они сами придут к пониманию необходимости его реорганизации. Любое решение должно базироваться на очень существенных, неопровержимых основаниях, свидетельствующих о нецелесообразности дальнейшего существования школы. Еще раз подчеркну: школы закрываются не только с целью экономии средств, поскольку в этом случае приходится решать одновременно и ряд других проблем - с подвозом детей, с трудоустройством учителей, решать жилищные проблемы педагогов, связанные с переездом в другой населенный пункт, закупать школьные автобусы. В первую очередь мы стремимся к достижению того качества образования, которое можно получить в хорошо оборудованной, современной и мобильной школе, и действуем в интересах учеников.

В тему

Председатель Минской областной организации Белорусского профсоюза работников образования и науки Николай Башко:

- Процесс оптимизации сети учреждений образования идет в столичном регионе уже 12 лет: за это время было закрыто 200 и реорганизовано 150 учреждений образования.

Пик оптимизации в области уже прошел: по предварительной информации, к новому учебному году планируется закрыть еще 13 учреждений образования (преимущественно речь идет о малокомплектных детских садах).

Вопрос трудоустройства работников из закрытых и реорганизованных школ всегда находится для нас на первом месте. С управлением образования Миноблисполкома у профсоюза сложилось конструктивное взаимодействие в этом направлении. Достигнута договоренность, что решение о ликвидации или реорганизации учреждения образования должно приниматься до 1 апреля, чтобы дать людям возможность определиться с местом своей будущей работы. И чтобы то учреждение, куда их устраивают, при предварительном распределении педагогической нагрузки на следующий учебный год (а это обычно делается в конце мая - в июне) могло учесть также интересы новых работников. При ликвидации учреждения образования в обязательном порядке должен соблюдаться пункт, в котором прописывается обязанность отдела образования решить вопрос с трудоустройством кадров.

Кроме того, мы также мониторим ситуацию. И те работники, которые на 1 сентября оказываются нетрудоустроенными, получают от профсоюза единовременную выплату в связи с потерей рабочего места - от 10 до 15 базовых величин в зависимости от состава семьи (если есть школьники, значит, 15 «базовых»). Денежные средства в размере 1100 базовых величин мы выплатили за это время 96 членам нашего профсоюза - не только педагогам, но и техническому персоналу.

Проблемным пока остается вопрос с оплатой работы педагогов, отвечающих за подвоз детей в школы. Только в Минской области ежедневно детей сопровождают по дороге в школу около тысячи педагогов. У учителей городских школ голова не болит, как их ученики доберутся до школы. А сельскому учителю приходится вставать в пять утра, ехать, собирать детей по окрестным деревням и нести за них ответственность... К тому же 87 процентов работников школ составляют женщины. Причем многие из них воспитывают своих детей в одиночку.

Оплата сопровождения детей действующим законодательством не предусмотрена. Найти резерв, чтобы оплатить эту работу, - добрая воля руководителя, а не его обязанность.

Надежда Николаева

nikalaeva@zviazda.by

Фото Анатолия Клещука

Выбор редакции

Общество

Житель Жодино Геннадий Пузанкевич доехал на велосипеде из Беларуси до Владивостока

Житель Жодино Геннадий Пузанкевич доехал на велосипеде из Беларуси до Владивостока

Он каждый день старался преодолевать не менее ста километров.

Общество

Как «Звязда» нарушителей отдыха с милицией искала

Как «Звязда» нарушителей отдыха с милицией искала

Последними теплыми деньками многие минчане стараются воспользоваться по полной и по возможности отдохнуть на природе, пусть и в пределах города.

Культура

Певец Александр Гелах: Как только поступил, стал искать работу

Певец Александр Гелах: Как только поступил, стал искать работу

Молодой тенор, который пришел в Национальный академический Большой театр Беларуси в 2015-м, обратил на себя внимание любителей оперы сразу.

Общество

Как работает участковый инспектор в деревне, откуда ровно два года назад пропал 10-летний Максим Мархалюк

Как работает участковый инспектор в деревне, откуда ровно два года назад пропал 10-летний Максим Мархалюк

В майора милиции Андрея Болбата не самый простой участок. Здесь и заповедники, и чащи, и дикие болота...