Вы здесь

Как появляются новые сорта груш и яблонь


Когда на цветение находишься в садах Института плодоводства Национальной академии наук, ощущение, будто в сказку попал. Здесь вы встретите яблони не только в белоснежной пене, но и с цветами разных оттенков розового и даже багрового цвета. На отдельных деревьях - листья необычной формы: бывают даже похожи на кленовые и черешневые. Говорят, и плоды к сезону здесь будут на зависть - некоторые груши и яблоки хоть в касках собирай - весят по 600-800 граммов.

В самом расцвете мы застали груши и вместе с учеными поучаствовали в опылении. Наивные, мы надеялись, что с тех цветочков, куда корреспонденты «Звязды» нанесут пыльцу, могут получиться семена, которые с течением времени выстрелят «новым сортом», и на очередной юбилей газеты можно будет полюбоваться на великолепные плоды. Оказалось, что не так просто что-то создать. Это уникальные случаи, когда скрещивание сразу дает новый сорт яблок или груш. Чаще из сотен и даже тысячи сеянцев получаются отдельные удачные экземпляры.


На селекции груши старшие научные сотрудники отдела селекции плодовых культур Юлия Кондратёнок и Ольга Якимович.

Как у Бернарда Шоу

- Ежегодно мы можем проводить 40-50 комбинаций скрещивания, опыляем десятки тысяч цветов, но только два процента идет на результат, остальное на разных этапах бракуется. Даже сотни комбинаций скрещивания не всегда дают сорт. Часто мы отбираем новые исходные формы, которые будут промежуточными для сорта будущего, - рассказывает заведующий отделом селекции плодовых культур, профессор Зоя Козловская. - Сегодня всем хочется, чтобы дерево давало вкусные плоды и чтобы они были еще и красивыми. Кроме того, для садовода нужно, чтобы оно было здоровым, устойчивым к болезням, морозам, весенним холодовым стрессам. Совместить все в одном довольно сложно. Как у Бернарда Шоу, помните: «Я такая красивая, а вы такой умный, какие прекрасные у нас будут дети». А мужчина спрашивает: «А что, если внешностью они будут похожи на меня, а умом - на вас?» Так и у нас: не всегда передаются по наследству те качества, как хочется. Поэтому стараемся получить как можно больше сеянцев, чтобы было из чего выбирать. Например, если определенные деревья дают не очень вкусные и не очень крупные яблоки, но обладают устойчивостью к вредителям и болезням, мы проводим их скрещивание с высококачественными генотипами для того, чтобы в будущем получить сорта и устойчивые, и красивые, и вкусные.

На яблоне найдено более 200 возбудителей различных болезней. В мягкие зимы они хорошо перезимовывают. Они сами привыкают к среде, появляются новые, очень агрессивные расы, которые вредят больше, чем раньше. Поэтому и нужно вести селекцию с опережением, искать источники устойчивости даже у диких видов яблони и груши. Новые проекты, которые сейчас разрабатываем, направлены на ускорение селекционного процесса, улучшение отбора исходного материала. С применением новых методов - искусственного климата, искусственного заражения, прививок, параллельного испытания в производстве и других приемов - удалось сократить его продолжительность вдвое. Но даже сейчас, чтобы подготовить новый сорт к госиспытанию, уходит минимум 15 лет, а после нужно дождаться плодоношения и собрать три товарных урожая.

Какие же плоды дадут новые растения в питомнике?

Опыление - дело тонкое

Кажется, нетрудно самодельной пылилкой попасть в рыльце пестика, но работать нужно очень быстро, потому что объемы работ, которые выпадают на долю ученых, впечатляют. Обычно пылить они начинают, когда все зацветет, если же какой-то цветок не раскрыт, лепестки с него аккуратно сощипываются, чтобы добраться до середины. Обработанные ветки изолируются в марлевые мешочки, где и будут вызревать плоды с будущим семенами. Кстати, пыльца каждого родительского сорта собирается заранее из нераскрытых бутончиков, а еще проверяется на прорастание. Вообще, работать с грушей довольно сложно: она может подмерзнуть, не зацвести. Либо родительские формы зацветут в разное время, и можно не успеть собрать пыльцу. Из 12 опыленных цветков могут завязаться всего два-четыре плода. И даже если собраны семена, это еще счастье получить удачный экземпляр. Так, если у косточковых выход культурных сеянцев с плодами хорошего качества несколько десятков процентов, у яблони - только 0,5 процента, а у груши и того меньше. Да и не каждому дается работа по созданию плодов, некоторые люди годами этому учатся, а сорта у них получаются так себе. Здесь необходимо особое чутье - без него не подобрать удачных «женихов» для опыления и не почувствовать, какие из сеянцев могут дать хороший результат.

Раньше на создание нового сорта груши тратились десятки лет, причем часто начатую работу продолжали новые поколения ученых. Благодаря работе Марии Мялик были выведены такие гибриды и сорта, которые начали плодоносить уже на третий-четвертый год (когда такой результат считался нереальным). Между прочим, саженцы груши сорта Просто Мария, который создала Мария Григорьевна, пользуются бешеной популярностью и у нас, и в России, и это при том, что там они стоят на треть дороже всех остальных. Сейчас на помощь ей ​​приходит новый отбор, созданный белорусскими селекционерами, - Завея, он приспособлен к нашим зимам, холодным веснам, дает потрясающие крупные плоды, которые способны храниться до февраля, это будет достойная замена Конференции.

- Сейчас вы опыляли грушу крупноплодного (до 600 граммов!) сорта Десертная Россошанская пыльцой гибрида 89-32/28, высокоурожайного, со вкусными, но небольшими плодами (мякоть лучше, чем у Конференции), осеннего срока созревания. Мы планируем получить растение с массой плода как у «мамы», а вкусом - как у «папы», - объясняет старший научный сотрудник отдела селекции плодовых культур Ольга Якимович. - Это только одна из комбинаций. Сейчас задача Института - создать как можно больше гибридов, элитных форм с поздним сроком созревания, пригодных для хранения, зимостойких и крупноплодных, различных вкусовых качеств (можно с маслянистой мякотью или хрустящей, сладкие и с кислинкой, главное - вкусных!). Мы берем для гибридизации сорта, сочетающие максимум полезных свойств, и первое - это зимостойкость, ведь если дерево вымерзнет, ничего из него не получим. Иногда люди видят плоды и загораются желанием купить определенный сорт. Но если даже в какой-то год дерево и даст хороший урожай, на следующий оно может не справиться с морозами, подмерзшее же дерево будет восстанавливаться несколько лет и часто в конце концов погибает.

Сегодня некоторые садоводы любят «переделывать» деревья. Так, если какой-то сорт груши или яблони не понравился, дерево можно привить по новой. Иногда любители даже на одно дерево прививают черенки сортов с различными сроками созревания: летними, осенними, зимними. Такое дерево-сад приятно поразит длительным плодоношением и разнообразием урожая.

А определиться с тем, чем именно обзавестись, помогут семинары-лектории, которые в этом году проводятся в Институте плодоводства в рамках Года науки, где можно не только получить советы, но и продегустировать плоды всех плодовых и ягодных культур, что здесь выращиваются, и приобрести черенки даже редких, коллекционных сортов.

И «Звязда» сады опыляла.

Испытания для растений

Хватает ученым и математики: по каждой скрещенной культуре подсчитывается, сколько опылено цветков, завязалось плодов, семян, далее - сколько из них проросло. С каждым деревцем возни не меньше, чем с маленькими детьми. Причем уже с самых первых дней у растений, которые только взошли из семян, начинаются экзамены. Маленькие сеянцы всего с тремя-четырьмя листами заражают одним из самых вредных заболеваний яблонь - паршой (это она дает черные пятна на плодах и листьях). Все, что заболело, сразу уничтожается. Ученые создают смесь паразитов, которая включает самые злостные, агрессивные расы, чтобы в результате отобрать наиболее устойчивые растения. Те, которые выстояли, после проверяют на устойчивость к мучнистой росе - еще одной опасной для яблони болезни. А уже после растения ждет не менее важный экзамен - на выживание в условиях естественной среды, где действуют и морозы, и засухи. Но ученым мало просто получить устойчивое растение, важно, чтобы оно приносило хорошие высококачественные плоды. В результате из высеянных весной пяти тысяч семечек можно отобрать всего 2-3 растения, которые покажут себя в будущем как сорт...

Мы посмотрели «садик и школу», где расположены самые маленькие растения, и отправились на питомник. Поразило, как плотно посажены деревца. Некоторые из них в этом году впервые зацвели. Когда появятся первые плоды, ученые будут решать дальнейшую судьбу растений. С удачных экземпляров снимут черенки и размножат на клоновых подвоях, ускоряющих плодоношение.

- Сейчас мы сокращаем процесс селекции за счет уплотнения посадок и совмещения различных этапов селекции. Мы решили воспользоваться опытом коллег из-за рубежа и добиваться первого плодоношения уже в питомнике, который занимает куда меньше места, чем селекционный сад, - рассказывает старший научный сотрудник отдела селекции плодовых культур Юлия Кондратёнок. - Если найдем что-то с шикарным вкусом, но болезненное, оставим. Оно не станет сортом, но мы постараемся дальше скрестить его с очень устойчивым сортом. Также и растения с не очень вкусными плодами, но с прекрасной зимостойкостью и устойчивостью к болезням однозначно привлечем в селекцию. Сейчас очень много болезней, и они постоянно меняются, причем садоводы часто неосознанно этому способствуют, когда неправильно применяют химикаты. Фактически так запускается процесс искусственного отбора, мы помогаем остаться самым сильным, живучим вредным микроорганизмам и насекомым. Каким бы хорошим ни был сорт, если он сильно болеет, перед производителем стоит выбор: либо отказываться от него, либо вкладывать большие средства в защиту от порчи. Так, многие европейские яблоки, которые мы часто встречаем на полках магазинов, с великолепным вкусом и «модельной» внешностью, требуют около 20 обработок за сезон. Учитывая, что обрабатывать одним и тем же препаратом два раза подряд в течение сезона запрещено, представляете, сколько всего будет использовано и сколько остатков химических веществ может сохраниться в яблоке. Устойчивые сорта требуют гораздо меньше защиты или могут почти полностью отказаться от нее и позволяют получать здоровую, экологически чистую продукцию. А если хозяин сада своевременно проводить подкормки, обрезку, полив, растение более сильное и меньше подвержено нападению болезней и вредителей. Да, у растений тоже есть иммунитет, и он меняется в зависимости от того, в каких условиях растет деревце. Некогда знаменитый советский ученый сказал, что «избытком удобрений нельзя покрыть недостаток знаний». К сожалению, многие наши садоводы и агрономы придерживаются обратного: считают, что лучше побольше бухнуть удобрений и пестицидов. Все должно применяться с умом, своевременно и по инструкции, тогда будет здоровый сад, богатый урожай, экологически чистый и полезный...

Плодотворчество.

Знай наших!

И только когда сеянцем выдержаны все экзамены, на ученом совете института принимается решение о передаче его в государственное сортоизучение и ему наконец дается собственное имя.

- Когда видим поведение растения, способности, его характер, плоды, обсуждаем, какое имя ему больше подойдет. Например, у нас есть вишня Конфитюр - когда изучали на пригодность к переработке, напротив сорта было указано, что плоды идеальны для конфитюра. У вишни Милавица ягодка десертная, сладкая, красивая - ну, милота! Несвижская - один из лучших белорусских отборов вишни, был найден в окрестностях Несвижа, изучен и выделен как новый сорт, - рассказывает Юлия Георгиевна. - Импортозамещение при помощи наших белорусских сортов более чем возможно, особенно по таким традиционным для нас культурам, как яблоня, груша, даже вишня, черешня, слива и алыча. Если видишь в супермаркетах красивые яблоки, сразу думаешь - «польские», а я однажды подошла к такому ящику и была поражена - гродненцы! Яблоки были калиброванные, чистенькие, один в один. При производстве яблок в Польше руководствуются принципом, что на одном дереве не должно быть более 90 плодов, только тогда получится 99 процентов товарной продукции. Не надо гнаться за валом, за тоннами яблок заурядного качества - они плохо продаются, лучше получить меньше, но высококачественных.

Галину Маруду - соавтора 15 белорусских сортов яблони, мы застали в коллекционном яблоневом саду, здесь велась изоляция деревьев: пока сад не зацветет, надо закрыть ветки, выбранные для скрещивания, от пчелок, которые могут принести «незапланированную» пыльцу.

Галиной Михайловной была собрана богатая коллекция Антоновки, выделены ее клоны, среди которых есть сладкие, белые, розовобокие, с гигантскими плодами. Кстати, недавно пришел хороший отклик из ЮАР на один из ее сортов - Чаровница, который там себя хорошо показал. Наши сорта везде демонстрируют белорусский характер - толерантность, устойчивость, выживаемость и стабильную урожайность качественных плодов в самых суровых условиях: от южной Африки до Казахстана и Финляндии; а этой весной партия наших яблонь и груш была отправлена ​​на Сахалин.

Бельгийцы заинтересовались белорусским сортом яблони Алмаз. Если Бельгия - «законодательница мод» в селекции груш и яблонь, - захотела у себя патентовать наш Алмаз для производства, то для белорусских ученых это сравнительно почти что с Нобелевской премией в садоводстве.

Как видите, наша селекция развивается, в Беларуси создаются новые великолепные сорта яблонь и груш, просто дайте им надлежащий уход и следуйте технологиям, прописанным людьми, что их создали, - и вы никогда не останетесь без урожая!

Елена Дедюля

dziadziula@zvіazda.by

Название в газете: Пчелы отдыхают...

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.