Вы здесь

Митрополит Павел: Добрая мысль о человеке - уже проявление любви


За его спиной служение во многих странах - Израиле, Соединенных Штатах Америки, Канаде, Мексике, Австрии, Венгрии. Последней в этом списке значится Беларусь. Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси, вот уже четвертый год несет служение в нашей стране. Он сменил митрополита Филарета, на плечи которого еще в советское время легло возрождение Белорусской православной церкви. Сейчас владыка Павел продолжает начатое им дело. В разговоре один на один митрополит Павел рассказал о чудесах, которые встречались в его жизни, как мечтал стать летчиком и о том, как одними светлыми помыслами можно помочь себе и близким.


- Владыка, на ваш взгляд, как проявляется духовность у белорусов?

- Духовность - понятие универсальное, оно не привязано ни к национальности, ни к стране. Уже в первые века христианства, во времена гонений, язычники, обсуждая публичные казни тех, кто отказывался поклоняться идолам, удивляясь и рассуждая между собою, говорили, что появились какие-то люди, которые не боятся смерти. Местных жителей удивляло то, что в городах царит эпидемия, люди умирают прямо на улицах, вокруг много трупов, а христиане не боятся смерти. Они смело ходят, собирают покойников и хоронят их.

Конечно, сегодня ситуация и жизнь заметно изменились. Сегодня иногда можно услышать о христианах совсем другое: «Смотри, как себя ведет, а еще православный!». Люди, далекие от Церкви, сегодня ждут от верующих почти равноангельского жития, сплошной любви и доброго отношения друг к другу и особенно к ним. Мы стараемся не осуждать таких людей и не обижаемся на них, потому что любовь и доброту проповедовал Христос Спаситель. Он, даже находясь на кресте, молился за своих распинателей.

Отвечая на ваш вопрос, мне очень трудно определить какие-то особенности у людей, которые имеют разные национальные корни, будь это белорусы, русские или украинцы. Все мы - славяне. У нас один Бог, одна Церковь, одна вера, одно алфавит, одна культура. У нас один генетический код. Так, например, в семье брат и сестра могут любить разную музыку, кто-то увлекается техникой, а кто-то - живописью, так и в национальностях. Однако от этого они не становятся чужими, а продолжают оставаться родными людьми. Сегодня нашу славянскую семью пытаются искусственно разделить, да еще и поссорить. И до тех пор, пока мы будем сохранять духовное единство во Христе, в лоне Церкви Христовой, мы будем оставаться великой духовной православной семьей.

- Сейчас нередко встречается такое, что для верующего человека обрядовая сторона веры становится важнее его внутренней, духовной жизни.

- Смущается таким положением не стоит, но понимать ситуацию нужно. И пастыри, зная об этом, должны стремиться исправлять ее. Многие люди приходят в православные храмы потому, что им внешне что-то понравилось: архитектура, хоровое пение, богослужение, проповедь. Может быть, первый раз человек зашел в храм ради интереса, но кто знает, может быть, Господь таким образом призывает его к Себе. Может быть, через какое-то время этот человек начнет глубже знакомиться с жизнью Церкви, а потом заинтересуется и богословскими вопросами. Надо сказать, что такие процессы - частое явление. Как происходит в обычной жизни? Как часто создаются семьи? Увидел молодой человек девушку, понравилась она ему внешне, а потом начинает знакомиться с ней ближе, а там, глядишь, и полюбили друг друга, а потом и соединились на всю жизнь.

Примерно такое же происходит и с обрядовой стороной жизни нашей Церкви. Жизнь в Церкви имеет внешнюю и внутреннюю составляющую. Внешняя, обрядовая сторона имеет важное значение, но он не главное. Обратите внимание - многие литургические действия у нас называются таинства. То есть за внешними делами священником совершается что-то таинственное, то, что человек не видит, но чувствует. Мы не видим Благодать Святого Духа, но Она действует и животворит каждого, кто имеет веру и приступает к таинствам со смирением. Внешняя сторона не должна становиться самоцелью, но и без нее мы обойтись не можем. Если кто-то больше обращает внимание на обрядовую сторону, то в этом случае пастырь должен объяснить, что для нас главное, а что второстепенное.

- А что вас привело к вере?

- У нас в семье папа был человеком неверующим - убежденным атеистом, хотя и родился в семье священника. Так сложилось, что в те, уже далекие, послереволюционные годы всех детей из семей священников, чьих родителей ссылали в лагеря, отправляли в приюты, а там начисто выбивали из них веру. Правда, в конце жизни мой папа все же пришел к Богу. А мама была человеком верующим. У нас в семье было, если так можно выразиться, две противоположные стороны.

В послевоенное время в городе Караганде, где мы жили, служил один из последних оптинских монахов - отец Севастиан. Тогда он был простым иеромонахом, который отбыл ссылку в сталинских лагерях да так и остался на всю жизнь в Караганде. В 1996 году схиархимандрит Севастиан был причислен к лику святых. Его молитвами Господь совершал множество чудес, и мы, тогда еще совсем молодые люди, видели это и, конечно, впитали в свои души все, что происходило вокруг нас. Могу привести маленький пример. Совершает батюшка панихиду и поминает имена из записок. Вдруг останавливается и спрашивает: «Кто подал записку об упокоении такого? Он жив». А этот человек с войны не пришел, и все думали, что он умер. На самом деле мужчина лежал в больнице и не писал письма, чтобы не огорчать близких, а через какое-то время вернулся домой.

В нашей семье болела мать. Ей однажды сделали сложнейшую операцию. В ее выздоровление врачи не верили. Бесчувственное тело мамы на каталке откатили ко входу в морг. А батюшка как раз в этот момент готовился совершать литургию и, увидев, что входит в храм подруга мамы, позвал ее и сказал: «Настя, вот тебе просфора и святая вода. Беги быстро к Анечке в больницу, пусть съест просфору и попьет святой воды, а мы будем сейчас молиться». Настя все так и сделала. На удивление врачам, мама осталась жива и со временем пошла на поправку.

Вместе с отцом Севастианом молились и подвизались монахини, которые, как и он, были настоящими подвижниками и даже обладали специальными благодатными дарами, имели дар прозорливости. Когда я решил поступать учиться в Московскую духовную семинарию, в одной беседе со мной матушка Агния порекомендовала хорошо подготовиться. «У тебя есть настольный календарь? - спросила она меня. - Куда ты хочешь ехать поступать?» «В лавру преподобного Сергия Радонежского», - отвечаю. «А какой там главный храм?» - задает вопрос монахиня. «Троицкий собор», - говорю. «А тропарь Святой Троицы знаешь? Нужно знать. Выучи, пригодится. А тропарь преподобному Сергию Радонежскому знаешь? Выучи, пригодится. А 50-й Псалом знаешь?» Говорю: «Знаю». «Прочитай», - говорит она. «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих...» - читаю. «Ну все, довольно, довольно, - кивает матушка. - А 90-й псалом знаешь?»«Знаю. Тот, кто живет с помощью Всевышнего, под покровом Бога Небесного...»- начинаю читать. «Ну все, довольно, довольно, - улыбается она. - А цифры церковнославянские знаешь, по-церковнославянски читать умеешь?" Я начинаю читать и она снова: «Ну, хватит, хватит». Потом начала цифры спрашивать по очереди. «Неплохо, неплохо, ты хорошо подготовился, так, глядишь, и сразу во второй класс поступишь», - говорит она. Потом спросила, чем сейчас занимаюсь. А я тогда учился в профтехучилище, и надо было после него пройти отработку. И рассказал ей, что городским детям можно было легко получить диплом и не ехать на отработку в колхоз. «А диплом дадут?» - спрашивает. «Дадут», - отвечаю.

Когда приехал в семинарию и сдал все экзамены, пошел смотреть результаты. На стенде вывесили списки поступивших, но меня в них не оказалось. Спускаюсь на второй этаж и слышу, что кто-то называет фамилии. Подхожу, спрашиваю, чем могу помочь, может быть, кого-то позвать. «А как твоя фамилия?» - спрашивает батюшка. «Пономарев», - говорю. «Бегом к инспектору в кабинет!» Иду, захожу к нему в кабинет, там комиссия человек из 15. Спросили мою фамилию, имя, а потом один из них начинает спрашивать меня слово в слово, как матушка, в той же очередности: о главном храме, тропари Святой Троицы и преподобному Сергию Радонежскому, псалмы 50-й и 90-й, попросил почитать по-церковнославянски и цифры назвать. Все слова - один в один как матушка спрашивала. И на все мои ответы, спрашивая, батюшка реагировал одинаково: «Ну, хватит, хватит». А потом и о дипломе и отработке спросили. Разве не чудо? И, поверьте, в моей жизни таких примеров множество.

- И все-таки смысл христианской жизни - это прежде всего любовь. Как ее следует проявлять?

- Смысл жизни человека на земле - богоуподобление. Мы призваны стать богоподобными. А поскольку Бог - это Любовь, то и мы, верующие-христиане, должны воспитать в себе этот драгоценный дар. Я знал одну женщину, которая была в преклонном возрасте и по немощи своей уже не могла выходить из квартиры. Она очень переживала, что не может творить дела любви и милосердия. Так вот, она подходила к окну, опиралась на подоконник и смотрела на улицу. Видит, идет по улице мужчина с палочкой, хромает. Думает: «Господи, он такой несчастный, помоги ему!» Кто-то несет тяжелые сумки, она обращается к Богу: «Господи, как трудно человеку, помоги ему». Она из квартиры не могла выйти, но сочувствовала людям, молилась и хотела им добра. Разве это не добрые дела? Этого и ждет от нас Господь: сочувствия и сострадания чужой боли. Господь видит наше внутреннее состояние, наше стремление искать Бога и желание стремиться в Царство Небесное, но оно находится внутри нашего сердца.

Мы должны помнить, что Бог всегда находится в нашем мире, даже если мы отворачиваемся от Него. Задача каждого христианина - уподобляться Христу, а на этом пути нам следует бороться со своими страстями, которые в каждом из нас живут и создают препятствие на пути богоуподобления. Преподобный Серафим Саровский сказал: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Стремление воспитать в себе дух мирен и благодать Святого Духа - это и есть цель христианской жизни.

Тяжел этот путь - богоуподобление, но он вполне возможен для каждого, кто хочет спасти свою душу и войти в Царство Небесное. Нам следует начинать с малого. Если захочется ответить обидчику - промолчи, нужно стараться не пройти мимо того, кто живет в нужде. Если не можешь оказать конкретную помощь, то мысленно обратись к Господу и скажи: «Господи, не могу помочь, кто в том нуждается, помоги ему Ты, как можешь». Если наша жизнь будет наполнена делами добра, любви и милосердия, изменимся мы и изменится в лучшую сторону жизнь людей на земле.

- Но ведь не все сегодня - поголовно верующие. Как думаете, что вообще может привести современного человека в Церковь, если его жизнь полнится заботой о материальном?

- Думаю, что стоит вспомнить слова Христа Спасителя: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15, 16). Господь всех без исключения призывает к спасению. Но только тот, кто откликнется на призыв Божий и действительно пожелает спасения своей души, - придет в Церковь. Невольно возникает другой вопрос: «А почему не все в таком случае откликаются на этот призыв?» Ответ прост. Если человек согласится принять Евангелие, то ему придется изменить свой прежний порочный образ жизни. Не все к этому готовы. Менять себя, работать над собой, над своими чувствами и мыслями - это всегда подвиг. Гораздо проще - поел и на диван. А если в доме телевизор, то еще и развлечения под боком, лежи и щелкай кнопками на пульте. Но этот путь бездействия всегда ведет человека в погибель.

- Сейчас по телевизору почти каждый день можно увидеть теракты, крушения, убийства, в которых умирают ни в чем не повинные люди, дети, старики. Волей-неволей задаешься вопросом: почему Бог это допускает?

- А при чем тут Бог? Разве это Бог подкладывает бомбы, стреляет, запускает ракеты, убивает? Бог создал человека не для того, чтобы он убивал, а для того, чтобы он, выполняя заповеди Божьи, достигал святости и уподоблялся Богу, прославляя своего Создателя. А восславляя Бога, участвовал в Божьей любви и доброте в Царстве Небесном. Вот какая была задумка у Бога перед творением мира и человека. Но человек выбрал другой путь, а согрешив и осознав, что он натворил, сейчас ищет себе во всем оправдание. Своего греха и преступлений не хочет видеть, а во всех бедах и грехах обвиняет всех, но только не себя. В этом корень всех наших бед и нестроенний. Оказавшись в таком положении, человек пытается свалить свою вину на другого, то есть ищет «козла отпущения», а не находя его, все зло переводит на Бога. И в итоге во всем виноват Бог, но никак не человек.

Церковь на протяжении вот уже двух тысячелетий призывает людей не искать виновных снаружи. Человек, загляни в свой внутренний мир, и ты поймешь, что Бог ничего плохого нам не сделал. Все плохое совершили мы сами, сопротивляясь Богу и живя так, как нам хочется.

- Как вы считаете, какой путь сложнее: монашеский или семейной жизни?

- В каждом направлении есть свои трудности и радости. Не каждый может стать монахом и не у каждого складывается семейная жизнь. Думаю, что нести подвиг семейной жизни сложнее, чем монашеской. В семье каждый стремится к своему личному счастью, а монашеская обитель - это тоже духовная семья, но здесь все сознательно выбрали этот путь и готовы жизнь свою положить за ближнего своего, чтобы добывать благодати Святого Духа. Семейная жизнь - это ежедневный подвиг. Если подвига не будет, такая семья не устоит и распадется.

Многие молодые люди, вступая в брак, не понимают истинного смысла семейной жизни. Кто-то в семейной жизни ищет удовлетворения для себя, а кто-то надеется, что, вступив в брак, избавится от повседневных бытовых забот. Один молодой человек мне когда-то сказал: «Вот дожил до тридцати лет и думаю, до каких пор буду сам себе стирать носки и готовить еду? Надо жениться, и пусть жена заботится обо мне». А женщина, достигнув такого же возраста, думает: «Сколько же я еще буду работать, надо выйти замуж, и пусть муж меня во всем обеспечивает». Два эгоиста сошлись, попробовали жить ради себя, но долго не продержались и разбежались. А потом говорят: не сошлись характерами.

- И что же может их подтолкнуть измениться? Что вообще может смягчить человеческое сердце, душу?

- Пример нам дал Христос Спаситель. У христиан есть пример, к которому мы должны стремиться. Это Спаситель мира - Иисус Христос. Апостол Павел однажды высказал замечательную мысль: «Подражайте мне, как я - Христу» (1 Кор. 4, 16). И для апостола Павла Иисус Христос был образцом для подражания. Рекомендую всем чаще читать Евангелие. Оно поможет нам раскрыть глубину и смысл человеческой жизни на земле. Там - ответы на все наши вопросы...

7 личных вопросов

- Как понять, где добро, где зло?

- Как по плодам можно узнать дерево, так и по делам человека можно узнать, добро это или зло. Общаясь с прихожанами, я часто рекомендую каждому протестировать себя, кто же я есть на самом деле. В послании апостола Павла к Галатам есть прекрасные мысли о плодах духа. Это «...любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23). Если у меня есть эти хорошие качества, то значит, я на спасительном пути. А если их нет, а только дела плоти, о которых говорит апостол Павел: «Поступки плоти известны, вот они: прелюбодеяние, блуд, нечистота, безнравственность, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны ], ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинства и тому подобное; предупреждаю вас, как и прежде предупреждал, что поступающие так Царствия Божия не унаследуют»(Гал. 5, 19-21).

- Как вы отдыхаете?

- Для меня большим утешением является богослужение. Вспоминаю маму. Она мне говорила, что я отдыхать не умею, как все люди. А я схожу на службу, а уж тем более если сам служу, сразу прилив сил чувствую. Уверен, что это Господь подкрепляет. Телом иногда устаешь, а душой всегда отдыхаешь.

- Самый дорогой подарок, который вам сделали родители?

- Во-первых, они подарили мне жизнь! Во-вторых, их жизнь для меня яркий и неповторимый урок и пример. Я до сих пор помню, что они никогда не выясняли отношения при детях. Иногда папа на работе задержится, а у мамы дел невпроворот, ей помощь нужна: «Сейчас придет отец домой, я ему все выскажу!» - погорячившись, говорила мама. Папа приходит, мама начинает ему что-то говорить, а минут через десять слышим - они смеются. Она ему упрек - он ей шутку или анекдот. Папа умел свести все к шутке. Поэтому и ссор у них серьезных никогда не было. Мудрые были родители.

- Без чего не может жить христианин?

- Конечно, без Бога.

- Что может украсить ваш день?

- Можно это сделать самому. Утром проснулся, свесил ноги с кровати и сказал: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Слава Тебе Боже, что я жив. Научи меня, Господи, исполнять волю Твою». Потом утренняя молитва. В течении дня очень важно научиться видеть в каждом человеке образ Христа. Тогда каждая встреча с кем угодно будет радостью.

- Какая книга изменила вашу жизнь?

- Безусловно, Евангелие. Когда-то я увлекался книгами о военных летчиках, да и сам хотел им стать, много читал про Ивана Кожедуба, Александра Покрышкина. А потом узнал, что летчиком может стать только комсомолец, а в то время это означало отказаться от Бога. Поэтому сразу бросил думать об этом. Уже после службы в армии на меня чрезвычайное впечатление произвела книга «Моя жизнь во Христе» святого праведного Иоанна Кронштадтского.

- Как понять, что живешь правильно?

- Стоит почаще заглядывать в свой внутренний мир и справедливо оценивать свои поступки. Давать беспристрастную оценку своей жизни, чаще обращаться к голосу совести. На пути самопознания, конечно же, должен быть нерушимый ориентир - Евангелие. Через призму Евангелия можно легко определить и хорошее, и злое.

Вечером, ложась в постель, вспомни, что сегодня сделал. Если было что-то хорошее, скажи: «Господи, слава Тебе! Хоть что-то сделал с Твоей помощью». А если сделал что-то не то или плохое, не забудь сказать: «Прости меня, Господи, и помоги исправиться». И постарайся исправиться. И так каждый день. Только так можно прийти к хорошим результатам в духовной жизни.

Вероника ПУСТОВИТ

pustavit@zviazda.by

Фото Сергея НИКОНОВИЧА

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».