Вы здесь

Прозаик Андрей Диченко: Раньше как огня боялся писать от первого лица


Победа в литературном конкурсе, получение премии может стать отличным стартом для литератора, а также способствовать более широкой известности его имени. Наш сегодняшний собеседник в литературе работает достаточно давно, но, пожалуй, только в прошлом и в этом году его имя стало все чаще появляться на страницах отечественных СМИ. Знакомьтесь: прозаик Андрей Диченко.


- В прошлом году твоя книга рассказов стала шортлистером премии «Дэбют», ты сам победил с одним из рассказов в конкурсе «Звязды». Что значат эти победы?

- Наверное, расширение границ белорусской литературы. В культурной среде еще давным-давно сложилось ощущение, что литературные премии получают только писатели, грубо говоря, из «тусовки». Однако теперь все иначе. Ни я, ни Садовский, ни Горват - другие шортлистеры «Дэбюта» - к тусовкам не принадлежат. Очевидно, что мы трое - абсолютно разные. Более того - совсем друг другу противоположные. И во мне кроется надежда, что все это в итоге превратится в нечто глобальное и экспериментальное.

Хочется увидеть диалог, в котором не будет никаких границ. Хочется каких-то более широких экспериментов. Хочется, чтобы белорусская литература затерялась в географии и стала чем-то сверхчеловеческим.

Уверен, что мы все этого хотим одинаково сильно. Прежде всего заполнить культурные ниши, а потом отправиться в агрессивный экспорт, если можно так сказать. Так как процесс есть и здесь. Интересно, как он выглядит, когда на него смотрят другими глазами. Например, европейцев или азиатов.

Что касается конкурса рассказов «Звязды», то в этом кроется призыв больше внимания обращать на печатное слово. Интернет это, конечно же, очень хорошо. Но он никогда не будет иметь той силы, которую имеет газета со столетней историей. Быть причастным к изданию, через которое прошли сотни культовых людей, большая честь. Благодаря этому ты вполне заслуженно можешь почувствовать себя частью культурного процесса, а не его отшельником.

- Знаю, что уже готова новая книга. Чем она отличается от предыдущего сборника рассказов «Солнечный человек»?

- «Солнечный человек» лишен присутствия моей личности в текстах. То есть там все постороннее, которое с моей жизнью никак не пересекается. Новая книга - «Ядро материи» будет куда более сокровенной. И это вообще первая работа, которая будет писаться от первого лица. Раньше боялся этого как огня. Сейчас, наверное, пришло время использовать эту стилистику. Что касается сюжета, то могу лишь сказать, что он будет об эпидемии СПИДа в маленьком белорусском городке. «Солнечный человек» составлен полностью из маленьких рассказов. Здесь формат будет еще более миниатюрным. Сотни маленьких фрагментов должны будут создать атмосферу. Но опять же, это я так вижу. Как увидят остальные, станет ясно потом. Вторая повесть в книге еще более сложная. Если у «Ядра» еще будет какой-то сюжет, то в повести «О.» я решил завязать с сюжетом. Здесь прямое влияние Беккета. В последнее время только и делаю, что читаю его тексты.

- Все эти дипломы-победы каким-то образом повлияли на твое творчество? Ты стал более известным?

- Это да, такое есть. Но они скорее помогают поверить окружающим людям, что я не просто сумасшедший юноша, а человек, который любит литературу и хочет ей заниматься. Не скажу, что это получается у меня хорошо. Тут как с задумкой картины и самой картиной. Не всегда получается изобразить то, что ты видишь в личных глубинах. Ну и еще все эти награды очень радуют моих родителей. А если говорить вообще, то у меня нет такого фетиша, чтобы собирать грамоты.

- Ты сейчас участвуешь в презентациях в разных городах страны. Как нестоличная публика воспринимает твои произведения?

- В целом хорошо. Потому что я уважаю каждого читателя и сам такой же читатель. Наверное, больше читатель, чем писатель. Радует, что в ходе бесед получается найти общий язык, какие-то общие интересы. Да и что тут говорить, я же сам человек, по сути, из глубинки. Несмотря на то, что я родился в Калининграде и моя семья полностью из Калининграда вплоть до бабушек и дедушек, я значительную часть жизни прожил в Вилейке. Кому, как не мне, понимать тех, кто живет в таких же городках? Когда приезжаю в любой маленький белорусский город, мне кажется, о его жизни я знаю больше, чем о своей.

- Над чем сейчас работаешь и какие у тебя творческие задумки?

- Сейчас немного устал от текстов и планирую все силы бросить на музыку. Когда говорю о музыке, имею в виду две группы - Deproverst да Travm. В одной я занимаюсь всем и приглашаю работать других музыкантов. Во второй я играю с очень талантливыми ребятами на бас-гитаре. Сам жанр Deproverst я определяю как no wave industrial. Что касается Travm, то это панк в самом широком смысле.

Марина ВЕСЕЛУХА

vesіaluha@zvіazda.by

Фото Сергея НИКОНОВИЧА

Выбор редакции

Общество

Молодечно претендует на звание белорусской столицы стрит-фуда

Молодечно претендует на звание белорусской столицы стрит-фуда

Корреспондент «Звязды» оценила гастрономический потенциал города.  

Общество

Как в Беларуси развивается сектор беспилотников

Как в Беларуси развивается сектор беспилотников

Он молодой — в этом году ему исполняется 10 лет.  

Экономика

Как бизнес двигает политику

Как бизнес двигает политику

Конференция немецкого бизнеса «Евразийский экономический союз: значение, достижения, перспективы развития» прошла в белорусской столице. 

Общество

В Минске обсудили борьбу с отмыванием денег в Евразии

В Минске обсудили борьбу с отмыванием денег в Евразии

Белорусская «антиотмывочная» система вызывает определенный интерес у экспертного сообщества ЕАГ.