Вы здесь

Рассказываем об имении под Витебском, где жил Илья Репин


125 лет назад в мае знаменитый художник Илья Репин приобрел имение под Витебском. Благодаря той, как сказали бы сегодня, «сделке с недвижимостью», Беларусь имеет шанс привлечь туристов к месту, которое вдохновляло Мастера. Репинская «дача» в бывшей деревне Здравнево всего в 16 километрах от Витебска.

Продала имение одинокая женщина Софья Яцкевич. Ее семья владела им с 1836 года. А вообще, усадьба под разными названиями известна с 1785-го. Есть соответствующие архивные документы.


Усадьба и окрестности.

И птица счастья на... дверях

7 мая 1892 года художник писал дочери Льва Толстого, что он находится в Западном крае, близ Витебска. Вот цитата: «...Очень ладный кусочек... Я был 1 мая там. Тепло, зелено, поют соловьи. И мне не хотелось уезжать оттуда. Меня тянет туда: взяться за топор, вычищать лес, перестраивать возле дома, укреплять набережную, которую безжалостно обрывает сердитая, бурная Двина, и т. д. Туда! Туда!..»

В следующем письме отметил, что работает очень мало. Сначала стал писать восход солнца над рекой. Но пейзаж не удается. Потом писал этюд с дочери Нади на воздухе. Она в охотничьем платье, с ружьем через плечо и «с героическим выражением»...

И сообщил, что начал делать портрет еще одной дочери - Веры. Она стояла посреди сада, с большим букетом грубых осенних цветов, с бутоньеркой тонкой, изящной. Была в берете. На лице выражение чувства жизни, юности и нежности...

- Илья Ефимович давно мечтал о возможности оставлять на летнее время Петербург с его суетой и «суррогатами еды и питья». И хотел жить в деревне «среди природы». После того как император Александр III приобрел за 35 тысяч рублей картину «Запорожцы», художник получил финансовую возможность осуществить мечту, - рассказал Валерий Шишанов, заместитель директора Витебского областного краеведческого музея по научной работе.

Почему знаменитый живописец приехал покупать имение на Витебщину, точно неизвестно. Но «ласкающие разнообразные» пейзажи, «красивая, но злая и быстрая Двина» вызывали у него неприкрытое восхищение. Действительно, место, выбранное Репиным, было не совсем обычное. Неподалеку выходят на поверхность слои доломита. И это привело к появлению порогов на реке. Под действием воды на порогах образовались выбоины, колдобины, уступы. Ударяясь о них, вода бурлила, пенилась. Да так, что, по словам современников, «все это представляло в миниатюре точное подобие водопада и его действий».

На самом деле странное место! Кроме красоты окрестностей великого живописца приятно удивляли трудолюбие и сердечность народа. И белорусы открыли Мастеру мир своих традиций и преданий.

- Пребывание в Беларуси наполнило жизнь Репина радостью общения с природой, интересными знакомствами, новыми творческими замыслами... Здесь художник создал ряд картин, вошедших в сокровищницу мирового изобразительного искусства. Среди них: «Белорус», «Осенний букет», «На солнце», «Дуэль», «Лунная ночь» и другие, - продолжает сотрудник музея.

Интересно, что в музее-квартире Исаака Бродского в Санкт-Петербурге хранится работа «Птица Сирин». Это райская птица с девичьей головой... И мало кто знает, что написана она была на дверной филенке...

Произвел настоящую сенсацию

Очарованный местом, художник не мог похвастаться благоустройством усадьбы. Имение на 108 десятинах земли на момент покупки находилось в неприглядном состоянии.

В мае-июне текущего 1892 года Репин сообщал об этом в письмах к Татьяне Толстой. «Лес страшно запущен, завален хламом и разворован. Шальная Двина с остервенением обрывала ее прекрасные черноземные берега. Фруктовый сад пуст. Крыши дома сгнили...» - писал он.

Чтобы сделать уютный загородный дом, Репину невольно пришлось стать архитектором и, наверное, прорабом.

«Дуэль» написана Ильей Репиным в имении «Здравнево» в 1896 году. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

- Илья Ефимович отдал много сил благоустройству Здравнево. С гребня речной террасы открывались прекрасные перспективы на поросший лесом противоположный берег, поля и отдаленные поселения. Но несколько нарушил гармонию ряд хозяйственных построек. В центре усадьбы находился хозяйственный двор, с амбаром, домом управителя, домом для рабочих и флигелем. По берегу вниз по течению реки застройку завершали хлева, сеновалы, скотный двор и молотильное гумно. Чтобы улучшить эту пеструю картину, Репин высаживает ели на выезде на большак. А вокруг сада - полосы из ельника, березы, лещины. Из лощины сделали пруд. В саду разбили липовую аллею. Устраивается площадка для игры в крокет. Напротив окон мастерской насыпали горку для позирования. И художник с юмором назвал ее «Монблан». Еще была дерновая лавка, в виде почти замкнутой окружности. Ее за сходство с кратером вулкана художник прозвал Везувий, - продолжает Валерий Шишанов.

Не желая уступать напору Двины, Репин осуществляет строительство действительно «циклопического» сооружения. Берег был выложен камнем на протяжении 300 метров.

По воспоминаниям местных крестьян, строительство стены «было настоящей сенсацией, многие приходили посмотреть на это сооружение».

Доминантой усадьбы стал господский дом, с надстроенной по эскизам художника центральной частью с декорированными террасами, балконами и двухэтажной башней со смотровой площадкой вокруг верхнего этажа...

Разрушение и возрождение

В Здравнево художник проводил время с мая по сентябрь в 1892-1897 годах. А до 1902 года там бывал редко и надолго не останавливался. В усадьбе отдыхали его многочисленные родственники. Подолгу жил тесть, академик архитектуры Алексей Шевцов, приезжал брат Репина - Василий со своим сыном Ильей. Гостили и ученики Ильи Ефимовича - Иван Тряпичников, Константин Вещилов, Николай Борисов, Алексей Явленский.

Последние два года жизни в Здравнево провел отец Репина - Ефим Васильевич. Он умер в 90-летнем возрасте - в июне 1894 года. Похоронили его на кладбище деревни Слобода в 5 верстах от усадьбы. К сожалению, могила не сохранилась...

Репин последний раз посетил Здравнево в 1904-м. После Февральской революции 1917 года помещичьи усадьбы были разграблены. Но Репинскую, сохраняя добрую память о художнике, крестьяне не тронули. В июле 1918 года, спасаясь от голода, из Санкт-Петербурга в имение переехала младшая дочь Репина Татьяна с дочерью Татьяной. По просьбе крестьян в двух комнатах дома усадьбы расположилась школа. И две Татьяны стали учительницами. А заведующим школой был назначен Иван Дьяконов, бывший семинарист. Он сын священника Слободского церкви, с которым Репин давно поддерживали дружеские отношения.

- В январе 1921 года состоялась свадьба внучки Репина Татьяны и Ивана. В Здравнево родились правнуки Репина: Валентин, Кирилл, Галина, Роман. Судьба родственников вызывала глубокую обеспокоенность у Ильи Ефимовича. Он, проживая в другой усадьбе - «Пенатах», после 1918 года оказался на территории Финляндии. В 1925-м над близкими художника в Здравнево нависла угроза раскулачивания и выселения. Обращения Репина к советской власти помогли. И на некоторое время уберегли усадьбу и ее обитателей, - рассказывает Валерий Шишанов.

Однако в конце 1929 года новая волна репрессий заставила родственников художника добиваться разрешения на выезд из СССР. Что им и удалось осуществить в августе 1930 года. Перед отъездом обветшавший дом был продан на дрова.

Здравнево десятилетия оставалось в запустении. Усадьбу начали восстанавливать во второй половине 1980-х. Музей создали в 1988 году. Но восстановленное здание в 1995 году уничтожил пожар. И только через пять лет пристанище Репина снова встретило посетителей.

Валерий Шишанов делает фотографии Здравнево и окрестностей. Сейчас их можно увидеть в Витебском музее частного коллекционирования. И они завораживают: насколько по-разному выглядит любимая обитель художника! Фотографии, сделанные в течение нескольких лет в разные времена года и время суток, позволяют увидеть усадьбу по-новому...

Возрожденная усадьба стала привлекательным местом для туристов. И, безусловно, в честь юбилея приобретения Репиным усадьбы, обязательно нужно ее посетить.

Здесь действует не только музей. Часто проводятся пленэры, музыкальные вечера, народные праздники. Тот же, кто хочет покоя, уединения, общения с природой, найдет убежище в тени липовой аллеи или на берегу Двины. Здесь можно прикоснуться к тайнам и сокровищам, которые вдохновляли великого художника.

Александр ПУКШАНСКИЙ

рukshаnskі@zvіаzdа.bу

Фото Валерия ШИШАНОВА

Название в газете: «И мне не хотелось уезжать оттуда»

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Партизанские рукописи — бесценные свидетельства военного времени

Партизанские рукописи — бесценные свидетельства военного времени

Партизанские журналы — на самом деле уникальные информационные сборники, значение и важность которых понимали в том числе их создатели и читатели.  

Общество

Белорусские ученые представили более 300 разработок и технологий

Белорусские ученые представили более 300 разработок и технологий

На юбилейной выставке Национальной академии наук.  

Общество

На лечение и охоту. Что привлекает иностранцев в Беларуси?

На лечение и охоту. Что привлекает иностранцев в Беларуси?

Белорусские санатории перестали быть местом отдыха преимущественно пожилых людей. 

Общество

Птицы, люди, цитаты из классиков: кто, как и зачем раскрашивает города

Птицы, люди, цитаты из классиков: кто, как и зачем раскрашивает города

Корреспондент «Звязды» встретилась с художником Александром Благием.