Вы здесь

Один день c лучшей в стране молодежной поездной бригадой


...В полдень в субботу в нескольких сотнях метров от железнодорожной станции «Могилев-1» идет обычно невидимая для пассажиров работа: на вагонном участке завершается подготовка рейса по маршруту Могилев - Львов. Состав моют водой, техники осматривают ходовую часть, в вагоны загружают свежее белье, продукты питания. Тем временем в одном из «плацкартов» начальник пассажирского поезда Алеся Рябичина проводит планерку с молодежной поездной бригадой, которую совсем недавно признали лучшей в стране. Корреспонденты «Чырвонкі. Чырвонай змены» проехали по маршруту вместе с ней и расспросили победителей о нюансах профессии.


Когда вагоны еще пустые

«Как самочувствие? Как прошли выходные? Не забудьте проверить температуру в вагонах, на каждой станции осматривайте салон на наличие посторонних предметов», - настраивает проводников на рабочий лад начальник поезда. Планерка - процедура обязательная. Надо вместе с комиссией проверить готовность вагонов, соответствует ли форма одежды требованиям, узнать о состоянии здоровья проводников. Напомнить подчиненным об обязанностях никогда не будет лишним.

После короткого инструктажа и вопросов проводники расходятся по своим вагонам. Оформить витрины с потребительскими товарами, заполнить документы - все это нужно сделать заранее.

Состав тем временем цепляют к локомотиву и подают на платформу. Члены бригады надевают униформу и выходят встречать первых пассажиров.

Алеся Рябичина в детстве мечтала стать врачом, так как хотела помогать людям. Первое образование получила по специальности «психолог» в Могилевском государственном университете имени А. А. Кулешова. Пришла работать в санаторий железнодорожников «Дубровенка» педагогом-организатором и воспитателем. Потом перевелась на Могилевский вагонный участок, где отучилась на специальных курсах при резерве проводников. Впоследствии получила высшее образование в Белорусском государственном университете транспорта, что в Гомеле. Семь лет назад стала исполняющим обязанности начальника поезда - подменяла коллег, которые находились на больничном или в отпуске. Когда было решено создать молодежную бригаду для обслуживания маршрута Кировоград - Львов, ее руководителем назначили Алесю.

- Я контролирую все, что происходит с составом во время движения, - рассказывает собеседница. - При возникновении любых проблем проводники и электромеханик связываются со мной. Особенно это касается вопросов от пассажиров. Я должна досконально знать все правила, чтобы сразу же дать ответ со ссылками на официальные документы. Да и по технической части начальник должен быть «подкован» идеально. Любые задержки влияют на безопасность движения, поэтому мне нужно быть в курсе всего, что происходит с составом, быстро реагировать на нестандартные ситуации.

Универсальный проводник

В скором времени посторонних традиционно просят покинуть вагоны и состав отправляется. Проводники проверяют у пассажиров билеты, заполняют бумаги, а затем надевают фартуки - время предлагать чай.

- Наша работа - это быть мастером на все руки, - смеется проводник Марина ЦИБЕКИНА. - Нужно быть одновременно и продавцом, и техником (разбираться в устройстве вагона), и медиком, и истопником, и уборщиком, и немного психологом. Сама я родом из Кричева, работаю на железной дороге с 18 лет, когда окончила Гомельский государственный профессиональный лицей железнодорожного транспорта. Такую профессию выбрала, так как проводниками работали мои родители и бабушка. В чем главная сложность? Это работа с людьми, пассажиры попадаются разные. Кто-то может, например, сесть выпивать в плацкартном вагоне, что категорически запрещено, и не реагировать на замечания. В таких случаях вызываем начальника поезда. Другие не обращают внимания на правила пересечения границы. Случается, их даже снимают пограничники. Единственный выход - искать подходы к каждому человеку, хотя иногда это очень трудно.

- Безусловно, работа не из легких, особенно для девушек, - говорит Марина. - Надо понимать, что за три дня, которые мы проведем в командировке, даже возможности нормально принять душ не будет. Пользуемся бойлером: смешиваем горячую и холодную воду, чтобы умыться. Когда приезжаем во Львов, отдыхаем в вагонах, так как покидать их нам нельзя. Отлучиться в город можно только вместо отдыха на сон, когда тебя подменяют коллеги, да и то с разрешения начальника после записи в специальном журнале. Но я рада, что выбрала такой путь. Не поверите, больше всего люблю в работе момент, когда есть свободная минутка и можно просто посмотреть в окно, понаблюдать за природой - за два года работы мне это не надоело!

Уголек для печки

С тем, что работа проводника больше подходит мужчинам, трудно не согласиться. Физической работы здесь очень много. Так, составы, идущие по неэлектрифицированным участкам железных дорог, до сих пор отапливаются при помощи угольной печки - ее надо топить. Зимой обязательная процедура - сбивание наледи с подвагонного оборудования. Делается это независимо от погоды и времени суток. Но среди проводников бригады только один парень - Евгений Корнилов. Работать сюда он пришел в 2010 году, тоже после окончания гомельского лицея. Над будущей профессией долго не раздумывал: могилевчанин - железнодорожник уже в пятом поколении.

- Бригада у нас отличная, до этого работал на других рейсах, поэтому мне есть с чем сравнивать, - говорит Евгений. - В общем, работа многое мне дала. На первом месте - умение себя контролировать и вести диалог с самыми разными людьми. С нами занимается психолог, который учит правильно общаться и решать конфликты. Все же зависит от мелочей - где-то надо правильно держать руки, где-то присесть рядом, а не стоять над человеком. Это сильно помогает и по жизни. Трудности? В основном бытовые - все знают, как устаешь во время путешествий, а для нас это ежедневная работа. Хватает и бумажной работы, даже выдача белья и продажа чая подлежат строгой отчетности.

По словам парня, объем работы зависит еще и от сезона. Наибольшая загруженность у рейса на новогодние праздники и в середине лета - тогда состав может состоять почти из двух десятков вагонов, каждый из которых заполнен под завязку. В таких случаях о свободных минутах нечего и думать. Каждому из пассажиров следует уделить время, а требования бывают самые разные...

По мнению Евгения, бригада победила в конкурсе, так как «команда» вместе не только на работе. По его словам, сотрудники много общаются друг с другом и когда покидают вагоны: ездят вместе отдыхать в санатории, периодически выбираются на природу. Не забывают и про благотворительность. Так, недавно члены бригады посещали Дом ребенка в Могилеве, передавали воспитанникам подарки от железнодорожников.

Секрет в человечности

В состав бригады входят начальник, электромеханик и проводники - всего 11 человек. Свой отпечаток на их работу накладывает международный статус поезда. Первая особенность - продолжительность рейса трое суток с учетом дня во Львове, который рассчитан на отдых. После этого - три выходных, и цикл повторяется. Пересечение поездом границы отражается на правилах перевозки пассажиров (отличаются, например, условия транспортировки животных, ручной клади и прочее).

- Почему именно нас признали лучшими? - переспрашивает Алеся Рябичина. - Видимо, обошли конкурентов по основным показателям. Каждый квартал мы сдаем отчет по результатам нашей работы. Там зафиксирована абсолютно вся информация о работе бригады: сколько благодарностей или жалоб привезли из рейсов, сколько денег заработали на продаже товаров и услуг, как соблюдали правила техники безопасности и охраны труда, насколько были пунктуальны и многое другое. Еще учитывается участие в спортивных, культурно-массовых мероприятиях. А вообще, думаю, главное, что нас характеризует как бригаду, - это человечность. Еще на первой встрече я всем сказала, что работать буду только с теми, кто относится к пассажирам по-человечески. Может, в этом и есть наш секрет.

Ярослав ЛЫСКОВЕЦ

lyskavets@zvіazda.by

Фото Надежды БУЖАН

Минск - Могилев - Минск

Название в газете: Команда на колесах...

Выбор редакции