Вы здесь

Один день c лучшей в стране молодежной поездной бригадой


...В полдень в субботу в нескольких сотнях метров от железнодорожной станции «Могилев-1» идет обычно невидимая для пассажиров работа: на вагонном участке завершается подготовка рейса по маршруту Могилев - Львов. Состав моют водой, техники осматривают ходовую часть, в вагоны загружают свежее белье, продукты питания. Тем временем в одном из «плацкартов» начальник пассажирского поезда Алеся Рябичина проводит планерку с молодежной поездной бригадой, которую совсем недавно признали лучшей в стране. Корреспонденты «Чырвонкі. Чырвонай змены» проехали по маршруту вместе с ней и расспросили победителей о нюансах профессии.


Когда вагоны еще пустые

«Как самочувствие? Как прошли выходные? Не забудьте проверить температуру в вагонах, на каждой станции осматривайте салон на наличие посторонних предметов», - настраивает проводников на рабочий лад начальник поезда. Планерка - процедура обязательная. Надо вместе с комиссией проверить готовность вагонов, соответствует ли форма одежды требованиям, узнать о состоянии здоровья проводников. Напомнить подчиненным об обязанностях никогда не будет лишним.

После короткого инструктажа и вопросов проводники расходятся по своим вагонам. Оформить витрины с потребительскими товарами, заполнить документы - все это нужно сделать заранее.

Состав тем временем цепляют к локомотиву и подают на платформу. Члены бригады надевают униформу и выходят встречать первых пассажиров.

Алеся Рябичина в детстве мечтала стать врачом, так как хотела помогать людям. Первое образование получила по специальности «психолог» в Могилевском государственном университете имени А. А. Кулешова. Пришла работать в санаторий железнодорожников «Дубровенка» педагогом-организатором и воспитателем. Потом перевелась на Могилевский вагонный участок, где отучилась на специальных курсах при резерве проводников. Впоследствии получила высшее образование в Белорусском государственном университете транспорта, что в Гомеле. Семь лет назад стала исполняющим обязанности начальника поезда - подменяла коллег, которые находились на больничном или в отпуске. Когда было решено создать молодежную бригаду для обслуживания маршрута Кировоград - Львов, ее руководителем назначили Алесю.

- Я контролирую все, что происходит с составом во время движения, - рассказывает собеседница. - При возникновении любых проблем проводники и электромеханик связываются со мной. Особенно это касается вопросов от пассажиров. Я должна досконально знать все правила, чтобы сразу же дать ответ со ссылками на официальные документы. Да и по технической части начальник должен быть «подкован» идеально. Любые задержки влияют на безопасность движения, поэтому мне нужно быть в курсе всего, что происходит с составом, быстро реагировать на нестандартные ситуации.

Универсальный проводник

В скором времени посторонних традиционно просят покинуть вагоны и состав отправляется. Проводники проверяют у пассажиров билеты, заполняют бумаги, а затем надевают фартуки - время предлагать чай.

- Наша работа - это быть мастером на все руки, - смеется проводник Марина ЦИБЕКИНА. - Нужно быть одновременно и продавцом, и техником (разбираться в устройстве вагона), и медиком, и истопником, и уборщиком, и немного психологом. Сама я родом из Кричева, работаю на железной дороге с 18 лет, когда окончила Гомельский государственный профессиональный лицей железнодорожного транспорта. Такую профессию выбрала, так как проводниками работали мои родители и бабушка. В чем главная сложность? Это работа с людьми, пассажиры попадаются разные. Кто-то может, например, сесть выпивать в плацкартном вагоне, что категорически запрещено, и не реагировать на замечания. В таких случаях вызываем начальника поезда. Другие не обращают внимания на правила пересечения границы. Случается, их даже снимают пограничники. Единственный выход - искать подходы к каждому человеку, хотя иногда это очень трудно.

- Безусловно, работа не из легких, особенно для девушек, - говорит Марина. - Надо понимать, что за три дня, которые мы проведем в командировке, даже возможности нормально принять душ не будет. Пользуемся бойлером: смешиваем горячую и холодную воду, чтобы умыться. Когда приезжаем во Львов, отдыхаем в вагонах, так как покидать их нам нельзя. Отлучиться в город можно только вместо отдыха на сон, когда тебя подменяют коллеги, да и то с разрешения начальника после записи в специальном журнале. Но я рада, что выбрала такой путь. Не поверите, больше всего люблю в работе момент, когда есть свободная минутка и можно просто посмотреть в окно, понаблюдать за природой - за два года работы мне это не надоело!

Уголек для печки

С тем, что работа проводника больше подходит мужчинам, трудно не согласиться. Физической работы здесь очень много. Так, составы, идущие по неэлектрифицированным участкам железных дорог, до сих пор отапливаются при помощи угольной печки - ее надо топить. Зимой обязательная процедура - сбивание наледи с подвагонного оборудования. Делается это независимо от погоды и времени суток. Но среди проводников бригады только один парень - Евгений Корнилов. Работать сюда он пришел в 2010 году, тоже после окончания гомельского лицея. Над будущей профессией долго не раздумывал: могилевчанин - железнодорожник уже в пятом поколении.

- Бригада у нас отличная, до этого работал на других рейсах, поэтому мне есть с чем сравнивать, - говорит Евгений. - В общем, работа многое мне дала. На первом месте - умение себя контролировать и вести диалог с самыми разными людьми. С нами занимается психолог, который учит правильно общаться и решать конфликты. Все же зависит от мелочей - где-то надо правильно держать руки, где-то присесть рядом, а не стоять над человеком. Это сильно помогает и по жизни. Трудности? В основном бытовые - все знают, как устаешь во время путешествий, а для нас это ежедневная работа. Хватает и бумажной работы, даже выдача белья и продажа чая подлежат строгой отчетности.

По словам парня, объем работы зависит еще и от сезона. Наибольшая загруженность у рейса на новогодние праздники и в середине лета - тогда состав может состоять почти из двух десятков вагонов, каждый из которых заполнен под завязку. В таких случаях о свободных минутах нечего и думать. Каждому из пассажиров следует уделить время, а требования бывают самые разные...

По мнению Евгения, бригада победила в конкурсе, так как «команда» вместе не только на работе. По его словам, сотрудники много общаются друг с другом и когда покидают вагоны: ездят вместе отдыхать в санатории, периодически выбираются на природу. Не забывают и про благотворительность. Так, недавно члены бригады посещали Дом ребенка в Могилеве, передавали воспитанникам подарки от железнодорожников.

Секрет в человечности

В состав бригады входят начальник, электромеханик и проводники - всего 11 человек. Свой отпечаток на их работу накладывает международный статус поезда. Первая особенность - продолжительность рейса трое суток с учетом дня во Львове, который рассчитан на отдых. После этого - три выходных, и цикл повторяется. Пересечение поездом границы отражается на правилах перевозки пассажиров (отличаются, например, условия транспортировки животных, ручной клади и прочее).

- Почему именно нас признали лучшими? - переспрашивает Алеся Рябичина. - Видимо, обошли конкурентов по основным показателям. Каждый квартал мы сдаем отчет по результатам нашей работы. Там зафиксирована абсолютно вся информация о работе бригады: сколько благодарностей или жалоб привезли из рейсов, сколько денег заработали на продаже товаров и услуг, как соблюдали правила техники безопасности и охраны труда, насколько были пунктуальны и многое другое. Еще учитывается участие в спортивных, культурно-массовых мероприятиях. А вообще, думаю, главное, что нас характеризует как бригаду, - это человечность. Еще на первой встрече я всем сказала, что работать буду только с теми, кто относится к пассажирам по-человечески. Может, в этом и есть наш секрет.

Ярослав ЛЫСКОВЕЦ

lyskavets@zvіazda.by

Фото Надежды БУЖАН

Минск - Могилев - Минск

Название в газете: Команда на колесах...

Выбор редакции

Спорт

Яков Зенько: На льду даю волю эмоциям

Яков Зенько: На льду даю волю эмоциям

Он — один из немногих представителей белорусского фигурного катания на международной арене. 

Культура

Что общего между творчеством и «табуреткой»?

Что общего между творчеством и «табуреткой»?

Где можно освоить литературное мастерство? Как становятся писателями? 

Общество

Какие процедуры необходимы, чтобы родить здорового ребенка

Какие процедуры необходимы, чтобы родить здорового ребенка

Прежде всего биохимический скрининг, который выполняется на сроке от 10 с половиной до 13 с половиной недель беременности.

Общество

Рассказ женщины, которая сумела вернуть дочь из социального приюта

Рассказ женщины, которая сумела вернуть дочь из социального приюта

Женщину, которая сумела не только вернуть ребенка из приюта, но и дальше воспитывает его, найти оказалось не просто.