Вы здесь

Партнерство государства и частника открывает путь товарам в ЕАЭС


Одним из первых в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП) в Беларуси станет проект реконструкции участка автомобильной дороги М10 (граница Российской Федерации (Селище) — Гомель — Кобрин). Его презентовали на 6-м заседании экспертной группы по развитию механизмов ГЧП в рамках ЕАЭС при Консультативном комитете по вопросам предпринимательства Коллегии Евразийской экономической комиссии.


Реконструировать планируют 109,9 км – 195,15 км автомобильной дороги  М10. Участок проходит по Калинковичскому и Речицкому районам

Предпосылки успеха

На заседании представители Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), Евразийского банка развития, а также Беларуси, Казахстана и России обменялись опытом реализации проектов в сфере ГЧП, обсудили механизмы их реализации и риски, с которыми сталкиваются партнеры. Заместитель директора Департамента развития предпринимательской деятельности ЕЭК Гнел МАИЛЯН отметил, что активность белорусской, казахстанской и российской сторон связана прежде всего с тем, что в этих трех странах есть законодательная база для развития такого сотрудничества. Но она появилась только в 2015—2016 годах. В Кыргызстане и Армении есть желание реализовывать проекты в сфере ГЧП, но пока нет для этого нормативной основы.

Выгода для обеих сторон государственно-частного партнерства заключается в том, что у государства есть проект, который оно хотело бы реализовать. Благодаря привлечению инвестора власти смогут воплотить его быстрее и не ждать, пока на проект будут выделены деньги из бюджета. Частный партнер выбирает для себя проект, в котором он видит перспективу получения долгосрочной прибыли.

Первые проекты

В этот раз заседание экспертной группы было посвящено использованию механизмов государственно-частного партнерства в области транспортной инфраструктуры.

— Механизм ГЧП является достаточно эффективным способом привлечения инвестиций в инфраструктурные проекты, и здесь большие перспективы у Республики Беларусь, — подчеркнул заместитель министра экономики Беларуси Павел УТЮПИН. —Вместе с тем применимость на практике конкретных проектов достаточно сложная. Отобран ряд пилотных проектов, которые сегодня готовятся у нас в стране. Один из них — реконструкция автодороги М10, поэтому для нас это возможность использовать тот опыт, который имеется у стран-соседей. В Российской Федерации более 1600 проектов ГЧП было реализовано по итогам прошлого года, в Казахстане — более 100 проектов. В том числе и в транспортной сфере.

В Беларуси есть проекты, готовящиеся к реализации с использованием механизмов ГЧП и в социальной сфере. Они связаны с детскими дошкольными учреждениями в Минской области, реконструкцией больницы в Гродно и созданием скорой медицинской помощи в Барановичах.

Важный путь

О белорусском пилотном проекте в сфере ГЧП подробнее рассказал заместитель начальника главного управления автомобильных дорог — начальник отдела развития автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Николай МАХАНЬКОВ. Дорога М10 является частью стратегической сети Восточного партнерства. С западной стороны она соединяется с европейским транспортным коридором, а в будущем планируется, что М10 будет интегрирована в проект «Меридиан», который соединит Китай, Казахстан, Россию до границы Республики Беларусь, а дальше дорога выйдет в Западную Европу.

Ожидается, что реализация проекта «Меридиан» приведет к росту объема транзитных перевозок на белорусском участке. Автомобильная дорога М10 проходит по территории Гомельской и Брестской областей. Сейчас участок 109,9—195,15 км имеет две полосы движения и вторую техническую категорию. Интенсивность движения составляет 3800—5100 автомобилей в сутки.

Он был построен 40 лет назад, поэтому уже назрел вопрос о его обновлении. Поблизости расположено большое количество населенных пунктов, параллельно проходит железная дорога, соединяющая многочисленные локальные территориальные центры. На магистральную дорогу выезжает сельскохозяйственная техника и медленно движущиеся автомобили.

На заседании белорусская сторона пояснила, что, согласно расчетам, проводить ремонт или строить новую дорогу невыгодно. Оптимальный вариант — реконструкция участка с улучшением параметров до первой категории с четырьмя полосами движения и прогнозной интенсивностью 6900—9200 автомобилей в сутки. Скоростной режим движения после реконструкции для легковых автомобилей будет ограничен 120 км/ч, для грузовых — 100 км/ч.

Для реализации проекта требуется около $200 млн. Начать реконструкцию планируют в следующем году и завершить до 2020-го. Предполагаемый срок реализации соглашения о ГЧП — 22 года: 2 года на строительство и 20 лет на содержание дороги. В итоге улучшение транспортной инфраструктуры позволит увеличить инвестиционную привлекательность в регионе, привлечь новые транспортные потоки, снизить количество дорожно-транспортных происшествий и повысить комфортность движения.

Первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Алексей АВРАМЕНКО комментирует, что «развитие международных транспортных коридоров дает дополнительный импульс промышленности и деловой активности, повышает мобильность рабочей силы и грузов, приносит ряд дополнительных экономических выгод в рамках взаимодействия наших стран. Нами уже сегодня сделаны первые шаги на пути реализации данного проекта». Он напомнил, что год назад на заседании Совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития было подписано соглашение между правительством Беларуси и ЕБРР по подготовке инфраструктурного проекта М10 к реализации на принципах ГЧП. Сейчас на завершающей стадии находится подготовка документов, включающих технико-экономическое обоснование, паспорт проекта, проект соглашения о ГЧП и проект подтверждающего нормативного правового акта. Благодаря активной работе ЕБРР в подготовке проекта задействован квалифицированный консорциум консультантов. Выборы частного партнера начнутся уже в этом году.

Опыт партнеров

— Те вопросы, которые поднимались на заседании, обсуждаются и у нас в стране, — отметил руководитель проектной дирекции Kаzаkhstаn Рrоjесt Рrераrаtіоn Fund Аслан БУЛАТОВ. — По крайней мере, с Россией мы движемся в одном направлении. У нас подходы одинаковые, законодательные нормы и методика оценки эффективности проектов схожи. Россия дальше ушла в методологическом плане. В Казахстане меньше уделяется внимания некоторым тонким моментам, вопросам распределения рисков. Но возникающие проблемы надо решать, иначе это для проекта может обернуться плачевно.

У России накоплено больше опыта в этой сфере. Сейчас там реализуется 72 проекта в сфере транспорта, из них около 40 — в придорожной инфраструктуре, привлечено частных инвестиций на сумму более 400 млрд российских рублей. Об этом рассказал начальник отдела департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Министерства экономического развития Российской Федерации Михаил БРУСИЛОВСКИЙ. Кроме экономических преимуществ, у каждого такого проекта есть и социальный эффект. Новые дороги позволяют увеличивать транспортную доступность и развивать промышленность, тем самым обеспечивать потребности населения и рост городов. Мировой опыт показывает, что это перспективное направление.

Надежда АНИСОВИЧ

аnіsоvісh@zvіаzdа.bу

Название в газете: Дороги ведут...

Выбор редакции

Спорт

Яков Зенько: На льду даю волю эмоциям

Яков Зенько: На льду даю волю эмоциям

Он — один из немногих представителей белорусского фигурного катания на международной арене. 

Культура

Что общего между творчеством и «табуреткой»?

Что общего между творчеством и «табуреткой»?

Где можно освоить литературное мастерство? Как становятся писателями? 

Общество

Какие процедуры необходимы, чтобы родить здорового ребенка

Какие процедуры необходимы, чтобы родить здорового ребенка

Прежде всего биохимический скрининг, который выполняется на сроке от 10 с половиной до 13 с половиной недель беременности.