25 сентября, вторник

Вы здесь

Патриотизм не продается за деньги


Школьники военного городка Лядище, на Борисовщине, в эти дни могут ближе познакомиться с историей наиболее ужасного события, с которым несколько десятилетий назад столкнулись их предки. О Великой Отечественной войне рассказывает передвижная выставка "Помним. Гордимся", созданная Государственным музеем военной истории Беларуси.


- Сергей Иванович, где еще побывала экспозиция?

- Серия выставок - часть проекта "Мы победили", стартовавшего накануне 75-летия начала Великой Отечественной войны. Экспозицию уже увидели в Национальной библиотеке, Могилевском, Витебском и Брестском областных музеях, в Молодечно. В Москве выставка развернулись на трех площадках - в музее исторического факультета Московского государственного университета имени Ломоносова, во Дворце молодежи на Воробьевых горах, в белорусском павильоне на ВДНХ. Из военного городка Лядище выставка переедет в Печи. Потом с ней смогут ознакомиться школьники других регионов страны - мы будем двигаться до агрогородков включительно.

- Передвижные выставки пользуются большим спросом, чем постоянные экспозиции?

- Я за то, чтобы экспозиции покидали пределы своего учреждения. Минская публика избалована музеями. Куда ни глянь - везде музеи, причем шикарные. А в Славгородском районе, где мы недавно были, они практически отсутствуют. Но местные жители не меньше минчан разбираются в музейном искусстве!

Нас ждут в регионах. Главные действующие лица - нет столько музейщики. Мы создали антураж, на фоне которого тогдашняя молодежь (узники концлагерей, сыновья полков, малолетние гастарбайтеры) организует диалог с современной молодежью. Дети приносят реликвии своих прадедов, рассказывают о героических предках и вместе с тем сами являются экскурсоводами. Мы чувствуем, что попали в десятку. В одной из школ мальчик очень серьезно рассказывал о наградах своего прадеда. Его внимательно слушали. Молодежь менее требовательна к ораторскому мастерству: когда говорят ровесники, информация воспринимается легче.

- Тематика музея военной истории перекликается с экспозицией музея истории Великой Отечественной войны. Сказывается ли этот факт на количестве посетителей?

- В среднем наш музей ежегодно посещает 20 тысяч человек. Это немного. Музей истории Великой Отечественной войны всегда шел в числе первых. И это большая заслуга всего коллектива, особенно если учесть то, что вход там платный. Мы же не стремимся к большому количеству посетителей, но только за пять дней выставки в Москве на разных площадках экспозицию посмотрело около четырех тысяч человек. Вход в наш музей бесплатный. Конечно, ощущается нехватка внебюджетных финансовых средств, но патриотизм не продается за деньги.

Надо искать другие формы привлечения посетителей. Например, сделать игровую комнату, как в музее Вооруженных Сил России, где можно пострелять из лука и арбалета. Будет пользоваться спросом и электронный или настоящий тир. Современный посетитель хочет не просто познакомиться с экспозицией. Он хочет включиться в процесс: посмотреть исторический фильм, чтобы лучше погрузиться в тему военной истории, залезть на танк и сфотографироваться в нем, поучаствовать в игре на военный мотив... У современного музея должна быть и сильная потребительская инфраструктура. На Поклонную гору в Москве приезжают семьями. Там большое количество аттракционов, искусственные водопады, стрелковые тиры, клумбы... В Центральном музее Великой Отечественной войны - два больших ресторана.

- А есть ли среди всех этих добавок и современных технологий место экспонату?

- Экспонат никогда ничто не заменит! Да, повысилась требовательность современного человека. Раньше он считал за счастье увидеть в своей квартире телевизор, а телефоны вообще были роскошью. Жизнь ускорилась в сотни раз, повысилась коммуникация. Музейные же формы остались прежними. Современные технологии должны быть настолько корректно вписаны в экспозицию, чтобы быть незамеченными - будто так и надо. Мы когда-то с восторгом откликались на все новое. Пока немецкие коллеги не сравнили все это с выставкой достижений. Действительно, через два года тот или иной монитор уже выйдет из моды, а через десять - вообще сам станет экспонатом.

Расказваючы пра сваіх гераічных продкаў, дзеці самі з'яўляюцца экскурсаводамі.

- В музее военной истории преобладает тематика Великой Отечественной. Это связано с вашим опытом работы в главной хранительнице предметов этого периода? (Сергей Иванович в свое время был директором музея истории Великой Отечественной войны. - Авт.).

- Вторая мировая война - наиболее знаковое событие в истории белорусского народа. Это и беспрецедентный пример массового героизма белорусов. Возьмем то же партизанское движение: нигде такого не было! А какая богатая культура партизанского движения: рукописные журналы, самодельное оружие... У нас, например, хранится оригинальный флаг партизанской бригады "Железняк", созданный ткачихой-золотошвейкой. Его в семейных вещах нашла дочь комиссара бригады, Героя Советского Союза Степана Манковича. Недавно наши фонды пополнились личными вещами генерал-лейтенанта Ивана Магонова. Во время выставки в Москве кортик, фуражку, часы, фотографии, в том числе довоенные (!), одного из выдающихся командиров периода Великой Отечественной передали его правнуки.

Но это не означает, что мы не касаемся в своей экспозиционной деятельности других периодов военной истории Беларуси. За последние полгода прошли две выставки по теме Первой мировой войны. Скоро на основе фотодокументального материала известного коллекционера Владимира Лиходедова будет открыта третья. Дойдем и до событий 1812 года, в которых также принимали участие белорусы. Наш народ на протяжении многих веков был героическим. Касается это и истории нового времени - сколько героев-белорусов участвовало в локальных войнах! Наши воины противовоздушной обороны блестяще выполняли поставленные задачи в Египте, белорусские летчики прославились в Корее и Вьетнаме, в событиях в Анголе редкое мужество продемонстрировали все рода войск... К сожалению, об этих героях мы знаем мало.

- А рассказывает ли музейная экспозиция о подвигах современных военных?

- Это резерв роста музея. Недавно десантник из Бреста спас жизнь другу во время десантирования - по сути, юноша совершил подвиг. Сегодня нужно брать этот парашют, фотографии, личные вещи военного и нести в музей: через 20 лет они станут эксклюзивными. Это подвиг! А какая разница чей: министра обороны, генерала, маршала или солдата? Это подвиг человека. И об этом мы должны рассказать будущим поколениям.

- С появлением телевидения предрекали смерть театру. Уже которое десятилетие эксперты рассуждают, когда умрут газеты. Когда же, на ваш взгляд, не станет музеев?

- Я недавно был на одной из театральных постановок. Кто мог подумать, что в спектакле будут применяться элементы 3D? Уже трудно представить газету без ее электронной версии, внедряются современные технологии и в музейные экспозиции. Они сопровождают нас везде. Развитие технических средств будет бесконечным, но суть явления останется. Прогресс может поменять форму, содержание - вряд ли. Даже виртуальная экспозиция должна строиться по законам музея, а они идеальны. Да и как мы видим, эти нелепые прогнозы не подтверждаются. Всегда хочется взять в руки хорошую книгу, надеть очки и почитать. И газету намного интереснее читать в оригинале. Так и с музеями: мало о чем-то узнать из интернета, это надо еще и увидеть!

Вероника КАНЮТА

kanyuta@zvіazda.by

Оставить комментарий

Выбор редакции

Экономика

Как изменятся экономические отношения России и Беларуси?

Как изменятся экономические отношения России и Беларуси?

Мнениями о грядущих переменах обменялись эксперты во время видеомоста Москва—Минск.

Экономика

Почему продукция белорусских машиностроителей не «застаивается» на складах

Почему продукция белорусских машиностроителей не «застаивается» на складах

Причина этой положительной тенденции — диверсификация экспортных направлений.

В мире

Как спастись от тайфуна?

Как спастись от тайфуна?

Более 60 человек погибли на Филиппинах из-за тайфуна «Мангхут», еще почти 50 пропали без вести.

Общество

Кому и чем поможет ТЦСОН

Кому и чем поможет ТЦСОН

От помощи на дому пожилым и до создания кризисных комнат для жертв домашнего насилия.