25 мая, пятница

Вы здесь

Как белорусский парламент выполняет дипломатическую миссию


В чем реальная роль парламентской дипломатии? Благодаря чему летняя сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ пройдет именно в белорусской столице? В полной ли мере наши парламентарии используют свой дипломатический потенциал? Эти вопросы обсудили в ходе круглого стола «Возможности и перспективы парламентской дипломатии», который прошел в редакции газеты «Звязда».


К нам заглянули: Валерий Воронецкий, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по международным делам; Сергей Рахманов, председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по международным делам и национальной безопасности; Галина Филиппович, член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту; Ольга Лазоркина, кандидат исторических наук, доцент кафедры дипломатической и консульской службы факультета международных отношений Белорусского государственного университета. Кроме этого, была налажена онлайн-видеосвязь в реальном времени со Станиславом Ткаченко, доктором экономических наук, кандидатом исторических наук, профессором кафедры европейских исследований, руководителем программы «Дипломатия Российской Федерации и иностранных государств».

Валерий Воронецкий: Дипломатия - деятельность, направленная на достижение внешнеполитических целей и задач мирными средствами. Это - переговоры, конференции, встречи, консультации... И в этом смысле я бы не разделял дипломатию на классическую и парламентскую. Но вместе с тем хочу сказать, что надо понимать: в большинстве современных демократий основные направления и внешней, и внутренней политики формируются в парламентах. Поэтому, если говорить о парламентской дипломатии, то это действительно очень серьезная возможность напрямую взаимодействовать, вести диалог, переговоры с коллегами из других стран и ставить напрямую те вопросы, которые волнуют государство. В этом смысле парламентская дипломатия может быть более влиятельной, открытой, вести к более оперативным решениям тех или иных вопросов.

Валерий Воронецкий.

Если говорить о Беларуси, то в эти дни без преувеличения центр парламентской европейской, даже евроатлантической, дипломатии перемещается в Минск.

5—9 июля в Минске будет проходить 26-я ежегодная летняя сессия ПА ОБСЕ, которая соберет вместе парламентариев из 57 стран: к нам приедет более 600 иностранных гостей. Где, как не на международных площадках, тем более таких авторитетных организаций, как ОБСЕ, рассматривать актуальные вопросы сотрудничества и безопасности в Европе? Поэтому, образно говоря, пульс парламентской дипломатии в это время будет биться в Минске. Решение о проведении летней сессии ПА ОБСЕ в Минске было принято в прошлом году единогласно. И это яркое свидетельство возрастания авторитета нашей страны и парламента на международной арене.

Сергей Рахманов: Чем отличается парламентская дипломатия от дипломатии МИД? Тем, что здесь намного более широко представлен человеческий фактор.

Официальные дипломатические работники в принципе не имеют права, что называется, раскрываться в человеческом формате. Парламентарии могут позволить себе более открыто вести себя с партнерами. При этом создается дополнительный человеческий уровень отношений, который активно используется всеми парламентариями. Могу сказать, что на парламентском уровне мы часто получаем информации больше, чем наши партнеры из МИДа. Поэтому нам надо объединяться, не отделять одно от другого, а дополнять. Тогда мы будем успешными в своих действиях, и особенно нам нужно объединять усилия в плане парламентского измерения во взаимодействии с нашими главными стратегическими партнерами.

Мы, парламентарии, активно взаимодействуем на пространстве экономики. Почти во всех мероприятиях, которые на межпарламентском уровне проводятся, мы затрагиваем вопросы экономики, науки, технологий... В координации с нашими исполнительными властями на всех уровнях, с руководством страны мы являемся элементом общей государственной политики на внешнем контуре.

Сергей Рахманов.

Галина ФИЛИППОВИЧ: Главная задача и внутригосударственной дипломатии, и парламентской - вести диалог. Союз между Беларусью и Россией усиливает наши политические позиции на международной арене. У нас есть право от парламентариев Союзного государства делать общие заявления или обращения.

Парламентская дипломатия государств на постсоветском пространстве исходит из истории Советского Союза. И Межпарламентская ассамблея стран СНГ, и Парламентское собрание Союзного государства тому подтверждение - их появление объясняется потребностью наших народов. Интеграционные процессы, которые сложились, требовали своего продолжения.

Сегодня Парламентское собрание активно работает на то, чтобы объединять наши законодательства, создавать благоприятные условия для развития бизнеса и достойные условия жизни людей.

Сергей Рахманов: Форум регионов Беларуси и России - важное мероприятие, которое также проводится по линии парламентов наших стран. Мы обсуждаем там очень многие вопросы с упором на экономику, инновации. Это свидетельство того, насколько серьезно парламентарии относятся к развитию белорусско-российского двустороннего сотрудничества и берут на себя в значительной степени и экономические обязанности.

Теперь мы распространяем этот опыт в отношениях с другими странами. Переговоры идут где-то с пятью государствами, и предварительные договоренности уже достигнуты.

Станислав ТКАЧЕНКО: В своей повседневной работе парламенты все активнее занимаются международной деятельностью. Для характеристики деятельности парламента в области внешней политики даже придумали такой термин - «дипломатия 2.0». Он касается как парламентов, так и неправительственных организаций, органов наднациональной власти.

Станислав Ткаченко.

Мы с большим интересом следим в МПА СНГ, где я тоже работаю, за расширением функций, которые выполняют институты парламентской ветви власти в сфере дипломатии, налаживания отношений, регулирования экономических отношений, гармонизации законов и практики их правоприменения.

Я в целом очень высоко оцениваю качество парламентской дипломатии, которая практикуется и в рамках Союзного государства, и в рамках других интеграционных объединений, в которых наши государства участвуют. В принципе, парламентская дипломатия - достаточно новый феномен. Традиционно она была монополией суверенных государств и органов их исполнительной власти. Становление парламентской дипломатии пришлось на период после Второй мировой войны - в мире, и после распада Советского Союза - в наших государствах.

Тот факт, что наши национальные парламенты активно пользуются правом участия в полномасштабной дипломатической работе и в двусторонних отношениях, и в рамках более широких международных коалиций, говорит о том, что парламентская дипломатия действительно сближается с традиционной.

Ольга ЛАЗОРКИНА: Парламентское измерение внешней политики Беларуси нуждается в достаточно широком освещении, так как история парламентаризма в нашем государстве прошла очень большой этап. Мы можем найти отдельные ее следы в XI, XII веках, когда говорим о Полоцком княжестве. Речь Посполитая, в состав которой мы входили, была одним из самых демократических государств в Европе... Начиная с 1991 года мы можем говорить о том, что Республика Беларусь именно в парламентской составляющей прошла определенные этапы, и мы имеем необходимость в том, чтобы граждане нашей страны знали о достижениях, о знаковых моментах.

Ольга Лазоркина.

Работа над имиджем

«Звязда»: Что касается летней сессии ПА ОБСЕ: еще несколько лет назад такое событие в Беларуси была маловероятным. Наши отношения с Западом переживали не самые лучшие времена. Благодаря чему произошел перелом?

Ольга ЛАЗОРКИНА: Не соглашусь. Диалог с Западом продолжался все время. Более того, Республика Беларусь имеет определенный вес и репутацию как страны-переговорщика, как площадки, позволяющей обсудить проблемы мирового масштаба. Министерство иностранных дел неоднократно об этом заявляло. Наши инициативы, которые начинались с 1945 года, когда БССР стала страной - основательницей ООН, формировали наш имидж уже тогда. И определенный период санкций не мог оказать слишком серьезного влияния на нашу репутацию, которая формировалась на протяжении нескольких десятилетий, а не начиналась с 1991 года. Поэтому для меня летняя сессия ПА ОБСЕ - естественный ход вещей. Республика Беларусь не только заслужила это, но и сделала очень много для этого с теоретической, практической точки зрения.

Галина ФИЛИППОВИЧ: Ценность проведения сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Минске заключается в том, что это очень серьезный шанс для Республики Беларусь заявить о себе как о государстве. Заявить о процессах, происходящих в нашем обществе.

Галина Филиппович.

Станислав Ткаченко: Представительство - это одна из важнейших и древнейших функций дипломатии, традиционной и парламентской. Ведь появилась возможность привлечь к себе внимание, рассказать о своей стране, включиться в диалог - это важнейший смысл встреч, проводимых в рамках международных организаций. И разумеется, Парламентская ассамблея ОБСЕ - это крупнейшая межпарламентская структура на континенте, которая является прекрасным форумом, чтобы рассказать о стране.

И Беларусь, и Россия долгое время сталкиваются с непониманием, стеной молчания в диалоге с парламентскими структурами других государств. Председательство Беларуси в Парламентской ассамблее ОБСЕ дает возможность не только Беларуси, но и России, как партнеру по Союзному государству, внести в повестку дня вопросы, которые соответствуют нашим общим интересам. Тем более что спектр вопросов в Парламентской ассамблее ОБСЕ чрезвычайно широк. Действительно уникальная возможность заключается в том, что парламентарии более чем 50 стран сядут за один стол переговоров. И мы очень надеемся, что в Беларуси все пройдет хорошо и все получится.

Валерий Воронецкий: Действительно, произошли определенные геополитические изменения в нашем регионе, которые привели к тому, что сегодня Беларусь занимает очень важное место в мировой политике, в том числе европейской. Это связано не с какими-то субъективными факторами, а с реальной политикой, которая происходит вокруг. После распада Советского Союза наши западные партнеры восприняли итоги «холодной войны» как собственную победу и посчитали, что они имеют право по своему разумению перекроить зоны влияния на карте Европы и мира.

На самом деле это была эгоистическая политика, которая не учитывала интересы новых государств, появившихся после распада СССР. То, что в отношении Беларуси делал Запад, не соответствовало интересам Европы как единого целого. Европейский союз был заинтересован в том, чтобы переформатировать те страны, с которыми он граничит, исходя из своих корыстных интересов. Конечно, для России тоже было очень важно сохранить здесь свои геополитические позиции. Поэтому этот период характеризовался борьбой за пространство, в которой активное участие, как известно, принимает и США. После украинских событий, как кажется, до европейской элиты и политиков начало доходить, что дальше так двигаться нельзя. Нельзя делить Европу на зоны влияния. Наоборот, нужно сотрудничать в интересах построения большой, сильной, конкурентоспособной и процветающей Европы.

Что касается Беларуси, то мы всегда уважали и уважаем интересы наших партнеров и на Западе, и на Востоке. Но и их призываем уважать суверенитет и независимость нашего государства, наше право на проведение собственной внутренней и внешней политики исходя из наших собственных интересов.

Нам не нужны новые конфликты в регионе, нам нужен мир и стабильность. Беларусь в этом смысле является донором стабильности и безопасности в регионе. Это наш объективный интерес. Это начинают понимать. Соответственно, меняются подходы для нас. Я думаю, что та политика, которую проводил ранее ЕС в отношении своих соседей, восточных партнеров, будет меняться. И она уже меняется. Потому что сама жизнь требует перемен. Необходимо сотрудничество Запада и Востока Европы.

Не случайно предложение белорусской стороны выйти на Минскую сессию ПА ОБСЕ с общей темой укрепления взаимного доверия и сотрудничества во имя мира и процветания в регионе было поддержано всеми странами единогласно. Наш призыв был услышан. Беларусь является достойной площадкой для переговоров в интересах укрепления взаимного доверия и сотрудничества в Европе.

Сергей Рахманов: Вопрос заключается в том, что мы не можем выделять ОБСЕ из контекста развития отношений в европейском регионе и в мире в целом. Нынешняя сессия является очень важным мероприятием, но это только один из индикаторов того, что происходит в мире. То, что впервые в истории Парламентская ассамблея ОБСЕ проводится в Беларуси, свидетельствует, что в мире происходят тектонические изменения. Ситуация в мире заставляет политиков переосмысливать свою роль. Еще очень далеко до того состояния, когда будет дана объективная оценка, потому что многие пытаются использовать глобализацию в узких интересах. Это путь в никуда. Поэтому я не очень оптимистичен с точки зрения того, что происходит. Это только первые шаги на пути глобального переосмысления событий.

Беларусь ориентируется на сбалансированное взаимодействие с традиционными стратегическими партнерами и пытается выстроить новый уровень отношений с Европой и по всему миру. Вместе с тем наша страна остается приверженцем строгого соблюдения всех договоренностей. Позиция парламентариев и руководства страны неизменна: мы всегда отстаивали свои национальные интересы, мы выполняем и будем выполнять свои обязательства, максимально сбалансировано учитывая интересы всех партнеров.

При этом нам нужно максимально использовать парламентское измерение, чтобы привнести в систему международных отношений интеллект и усилить позиции научно-экспертного сообщества в этом взаимодействии. Самое главное - повышение уровня интеллектуализации.

Аналитическая составляющая

«Звязда»: Как Вы считаете, полностью ли наши парламентарии могут реализовать свой потенциал как дипломатов?

Сергей Рахманов: Сейчас мы переживаем период беспрецедентного усиления активности белорусских парламентариев на международной арене. Это касается взаимоотношений с нашими ближайшими партнерами - Россией и странами постсоветского пространства. Плюс ко всему мы выходим на международную арену совместно. Наша единственная парламентская структура с Российской Федерацией является самостоятельным субъектом такой деятельности: Парламентское собрание Союза Беларуси и России представлены во многих международных структурах, где мы выступаем совместно. Очень ярко это проявилось на последней сессии Межпарламентского союза, который включает около 180 стран. Мы очень тесно взаимодействовали с парламентариями России на этой сессии.

Вместе с тем считаю, что Беларусь плохо работает с имиджем, свидетельством чего является следующая ситуация: когда к нам приезжают иностранцы, они после уезжают с совершенно другим мнением. Возможно, наша информационная политика и средства массовой информации где-то не полностью выполняют свои функции, так как есть множество способов донести эту информацию до иностранных партнеров.

И еще раз повторю: парламентское измерение нужно все больше интегрировать с МИД, с действиями исполнительной власти, получать объективные отзывы и анализировать их - то есть нужно увеличивать аналитическую составляющую.

Валерий Воронецкий: Авторитет Республики Беларусь и нашего парламента на международной арене серьезно возрастает. Только в последнее время мы принимали делегации во главе с руководством парламентов таких стран, как Китай, Казахстан, Польша, Израиль, Малайзия и других. Мы посетили Пакистан, Польшу, Панаму и другие страны. К концу года ожидаем визиты парламентских делегаций высокого уровня из Индии, Пакистана, Словакии, Грузии, Молдовы. Белорусский парламент выходит на тот уровень международного взаимодействия, который позволяет достаточно эффективно решать очень многие вопросы в интересах нашей страны и в интересах мира и стабильности в регионе, и мы будем это делать.

Что касается аналитического компонента, к сожалению, у нас не было создано достаточно профессиональных центров изучения международной деятельности. Есть много опытных дипломатов, и сегодня их потенциал должен быть востребован. Мы должны подумать над тем, чтобы консолидировать интеллектуальный потенциал и вырабатывать взвешенные подходы с учетом экспертных оценок тех людей, которые профессионально работали и работают во внешней политике.

Сергей Рахманов: Я хотел два момента еще раз подчеркнуть. Первое, при этом масштабе, который сейчас набрало белорусское парламентское измерение на внешнем контуре, мы очень тесно взаимодействуем друг с другом: Палата представителей и Совет Республики. Мы дополняем друг друга и распределяем функции. Что касается ОБСЕ, здесь основные задачи лежат на Палате представителей. Совет Республики оказывает поддержку в этих мероприятиях. Что касается ЦЕИ, наоборот, - на Совет Республики была возложена основная работа. Этот вопрос очень важен, потому что парламентские группы у нас смешанные: состоят из представителей обеих палат. У нас сейчас сформированы 72 такие группы.

Ведем работу и по аналитике. В рамках нашей Комиссии по внешней политике мы уже провели четыре заседания с привлечением представителей МИД и России, и Беларуси. На них мы поднимали вопрос об усилении координации на внешнем контуре на уровне активного участия парламентариев в коллегиях иностранных дел. Мы высказали предложения нашим партнерам, чтобы на внешнем контуре мы не ограничивались вопросами только политики, а еще рассматривали экономику. Наши российские партнеры согласились, что в современном мире нужно экономический блок также усиливать. Мы подготовили соответствующие рекомендации и будем их продвигать. На следующем заседании Комиссии будем также делать акцент на союзные программы, на то, чтобы мы стратегические направления в экономике поднимали. Мы недорабатываем в таких важнейших для наших стран областях, как микроэлектроника, робототехника, нефтехимия, полимерные композиты, искусственный интеллект, базы данных, фармацевтика... У нас есть союзные программы и проекты, но они недостаточно масштабные и не носят комплексного характера. Здесь есть над чем работать.

Валерий Воронецкий: Понятно, что наш потенциал в международном взаимодействии значительно больше. Естественно, что по мере укрепления наших позиций - и государства в целом, и парламента - мы сможем действовать более эффективно на международной арене. Одна из важнейших задач парламента - укрепление имиджа, авторитета, престижа страны. Мы понимаем свою роль, задачи, которые перед нами стоят, и мы работаем...

Станислав ТКАЧЕНКО: Между нашими государствами нет никаких проблем в самом важном вопросе: суверенитет для нас является наивысшей ценностью. Он непросто был завоеван, и теперь, если внимательно смотреть на форматы интеграции, не затрагивается природа политического суверенитета - интеграционные проекты касаются экономического сближения. Все государства планеты можно разделить на две большие группы: те, которые к суверенитету относятся как к высшей ценности (это наши государства, Китай, Индия, Бразилия), и государства, которые считают суверенитет чем-то уже отжившим и ставят на первое место какие-то общие вещи, например демократические ценности. Они могут использоваться для вмешательства во внутренние дела других государств.

Вопрос аналитического сопровождения в парламентской дипломатии - это новая сфера, и она должна обрасти мускулами, институтами, которые позволят ей стать более эффективной. В этом смысле очень сложная проблема, которая стоит перед Беларусью, - сближение или налаживание сотрудничества с Европейским союзом. Россия, которая сталкивается с определенными проблемами с Евросоюзом, конечно, хотела бы, чтобы белорусско-европейский трек был эффективным и способствовал общему улучшению безопасности и экономического сотрудничества в нашей части планеты. Беларусь сегодня является донором стабильности и безопасности в Европе. Это действительно так, говорим ли мы о жесткой или мягкой безопасности.

Что касается дискуссии относительно природы парламентской дипломатии - это актуальная научная проблема. Традиционно считалось, что дипломатия должна основываться на понимании и правильном толковании национальных интересов. Интересы - это самая прочная основа, на которой государственные отношения могут развиваться. Наши партнеры, прежде всего в ЕС, говорят, что в интересах нужно серьезно учитывать ценности. И вот здесь начинается дискуссия - частично политическая, частично научная - относительно демократии: это ценность или структура, которая должна со временем стать основой государственного строительства? Здесь мы пока не сходимся с нашими партнерами, но мне кажется, что роль парламента заключается в том, чтобы добавлять в дискуссию по ценностям, что такое хорошо и что такое плохо для отдельных государств при их взаимодействии. Мы в России очень надеемся на то, что Республика Беларусь, ее парламент в диалоге о европейской безопасности, европейских ценностях выйдет на те ориентиры, которые были бы не разрушительными по отношению друг к другу, а помогали создавать общеевропейский дом.

Ольга ЛАЗОРКИНА: Мы сегодня упоминали очень важные имиджевые составляющие. В связи с тем, что парламентское измерение нашей внешней политики набирает обороты, мы, со своей стороны, хотели бы усилить именно это направление. Наверное, надо применять практические шаги, чтобы изменить имидж нашего государства. Гости, которые приезжают к нам из европейских стран, очень мало знают о Беларуси. Мы сегодня говорили о важности личных контактов. Парламентарии, да и любые граждане, выезжающие за границу, несут нагрузку по созданию имиджа страны. Здесь возникает вопрос: осознают ли люди, что их поведение, незнание норм, правил, этикета также сказываются на этом? Образовательные учреждения также могут оказать определенную помощь в рамках семинаров, мастер-классов. Нас эта проблема тоже интересует, и мы хотели бы внести определенный вклад в формирование нашего имиджа и таким путем.

Сергей Рахманов: Когда я работал пять лет послом в Японии, мы постоянно соизмеряли подходы западных стран к понятию ценностей. В принципе, далеко не все страны в мире разделяют западные ценности. Ведущие азиатские страны видят их по-другому, и они против навязывания. Мы сейчас и на европейском направлении также дискутируем на этот счет и противопоставляем западным подходам свое видение базовых ценностей. Приоритеты у нас немного разные. Мы должны иметь очень серьезную научную, философскую подготовку, чтобы выглядеть убедительно. Нам нужно, чтобы мы в рамках парламентаризма и международной политики выдвигали на передний фронт таких людей, которые были бы очень авторитетны и убедительны.

Надежда ЮШКЕВИЧ

yushkevich@zviazda.by

Владислав Лукашевич

lukashevich@zvіazda.by

Надежда АНИСОВИЧ

anisovich@zviazda.by

Фото Евгения Песецкого

Название в газете: Национальные интересы и международный авторитет

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Почему быть средним специалистом экономически невыгодно?

Почему быть средним специалистом экономически невыгодно?

Обществу требуются творческие личности.

Общество

Лагеря наводят последний лоск

Лагеря наводят последний лоск

Средняя стоимость путевки в этом году — 430 рублей.