Вы здесь

Алина Горносько: "Я была пухленькая и не подавала надежд"


За художественную гимнастику сердца белорусских болельщиков всегда спокойны. Вот уже второе десятилетие на смену одной талантливой грации приходит другая, не менее перспективная и успешная. Наши девушки очень редко возвращаются с международных турниров без наград, а за их громкими именами, как правило, стоит сильная белорусская школа и мама всех наших художниц - Ирина Лепарская.


После Олимпийских игр 2016 года тогдашний первый номер сборной Мелитина Станюта объявила о завершении карьеры. "Я сделала все, что могла, лучше не могу", - говорила девушка в своих интервью после Рио. В команде оставалась молодая гимнастка, которая, тем не менее, уже набралось опыта, - Екатерина Галкина. Именно на ее возложили дальнейшие надежды. Но Катю начали беспокоить травмы, которые где-то вынудили выступать не в полную силу, а где-то и вовсе пропускать турниры. В это время свое слово сказала еще более юная белорусская грация - Алина Горносько. Кто-то может помнить эту девушку еще по чемпионату Европы в Минске или юниорским стартам, где воспитанница олимпийской чемпионки Марины Лобач не раз поднималась на пьедестал почета. А в этом мае уже на взрослом первенстве континента неожиданно для многих, да и прежде всего для себя, Алина завоевала бронзовую медаль в упражнении с мячом, а потом повторила свои успехи на этапах Кубка мира. Как это было и с чего все начиналось, гимнастка рассказала в интервью газете "Звязда".

"Пересматриваю первые выступления и думаю, как из меня могло что-то получиться?.."

Для Алины это одно из первых больших интервью, девушка еще не привыкла к повышенному вниманию прессы, но, несмотря на волнение, она очень рассудительная в ответах. Алина вспомнила, как давались ей первые выступления в элите мировой художественной гимнастики.

- Первый выезд со взрослой командой был на международный турнир в Москву, после поехала на Гран-при в Киев, где впервые наедине встретилась с самыми сильными гимнастками планеты. Мягко скажем, те мои выступления оставляли желать лучшего, это я видела, об этом говорили и тренеры. Психологически я, наверное, себя просто перегрузила. Как молодой гимнастке, мне нужно было просто выходить и делать, без всякого груза ответственности, который на себя взяла. Ведь за пределами соревновательной площадки работала нормально, тренер это знает, а выходила на ковер и ничего не могла показать. В какой-то момент, мне кажется, тренеры уже не знали, что со мной делать.

Несмотря на первые взрослые неудачи, турниры для Алины продолжились Гран-при и этапами Кубка мира. Постепенно нарабатывалась стабильность, а пик формы пришелся как раз на чемпионат Европы, где в упражнении с мячом Алина стала третьей.

- Это было очень неожиданно. После выступления на табло показали результат, на тот момент было, наверное, 2-е или 3-е место, но после меня выступали еще многие, поэтому я даже не обратила внимание. Побежала переодеваться на другое выступление. Сделала программу с булавами и смотрю, что-то тренеры слишком радостные, таким образом, только перед выступлением с лентой узнала о своей медали. Кстати, в булавах я потеряла награду, выполнила упражнение чисто, но судейство было, на мой взгляд, слишком субъективным, моей сопернице поставили всего на 5 сотых больше.

Впереди Алины на чемпионате Европы оказались только россиянки, которые сегодня являются лидерами в мировой художественной гимнастике - Александра Солдатова и Арина Аверина.

- В начале года, когда только начинала выступать среди лучших, может быть, и смотрела на них как на "звезд", а сейчас уже вообще не отвлекаюсь на эти вещи. Более того, мы с девушками подружились, конкуренция только на площадке.

Первый тренер Алины Горносько сейчас работает со сборной Франции, от нее в 10 лет талантливая гимнастка-новичок попала в группу к олимпийской чемпионке Марине Лобач, которая и сейчас тренирует девушку. Впервые на глаза главному тренеру сборной, Ирине Лепарской, Алина попала в 2013-м, оттуда и началось ее участие в юношеских и молодежных международных турнирах.

- Я живу за городом, возле Республиканского центра олимпийской подготовки "Стайки", раньше там работала бабушка, а я всегда наблюдала за тренировками спортсменов. Да и сама, родители говорят, проявляла невиданную активность, поэтому в 3 года меня привели в художественную гимнастику. Я была очень пухленькая и не подавала никаких надежд, теперь, бывает, пересматриваю свои первые выступления и думаю, как из меня могло что-то получиться?..

Тры па­ка­лен­ні бе­ла­рус­кай мас­тац­кай гім­нас­ты­кі:  Ма­ры­на Ло­бач, Алі­на Гар­на­сько і Лю­боў Чар­ка­шы­на.

"Часто предметы прилетают прямо в лицо"

Тренировки у гимнасток национальной сборной занимают обычно 8 часов в сутки, 6 дней в неделю, отпуск всего около двух недель. Но Алина знает, для чего делает такую ​​работу.

- Сейчас я занимаюсь в удовольствие, бывают сложные, переломные моменты, когда ты уже даже не смотришь на то, какой путь прошла, хочется все бросить. Но думать об этом буду потом, когда достигну своей цели.

Не пугают девушку и травмы, довольно частые в художественной гимнастике.

- Часто предметы прилетают прямо в лицо, а вообще, главная проблема у нас - это спина, чем старше становишься, тем больнее и труднее гнуться. Бедра болят из-за растяжки, прыжков, нагрузки.

Интересуюсь у Алины о ее популярности и известности, а также о том, как она относится к "звездной" болезни. В социальных сетях у девушки сегодня уже более 12 тысяч подписчиков.

- Надеюсь, меня это не коснется, очень быстро окунаюсь в соревнования и забываю о своих успехах. Напоминают только журналисты или болельщики. Недавно меня узнали в одном из минских кафе, было очень неожиданно. А вообще, если говорить о поддержке болельщиков, то самая ошеломляющая она в Испании. Недавно были там на этапе Кубка мира, я еще не настолько известна, тем не менее увидела огромное количество плакатов с моими фотографиями, было много поздравлений, эсэмэс, видео. Ни в какой стране мира больше такого не встретишь. Мои поклонники там уже создали множество фан-групп, страниц в социальных сетях. Пишут мне сообщения на испанском, а некоторые умудряются с помощью интернета переводить их на белорусский, это очень занятно.

Выступать при большом полном зале было непривычно, трибуны кричали так, что я едва услышала начало своей музыки, думаю, из-за этого могла допустить ошибку в финале. Но все равно очень приятно и удобно выступать при хорошей поддержке. Волнующе всегда, но я говорю себе, что надо выйти и просто сделать упражнение так, как ты делала это на прогоне несколько минут назад.

Теперь уже Алина сама становится для кого-то кумиром, а для нее когда-то такими людьми были ее тренер Марина Лобач и Мелитина Станюта.

- Мелитина - большая молодец, судьба сложилась так, что она не получила олимпийскую медаль, и ничего с этим не поделаешь. Еще мне всегда нравилась россиянка Маргарита Мамун, ну и, конечно, мой тренер Марина Викентьевна. Она всегда дает мне советы, подсказки, передает свой опыт, который очень помогает.

"Сколько сил, пота и слез было в зале, остается за кадром"

В художественной гимнастике не принято выделять любимый предмет, а вот о том, с каким работать сложнее всего, Алина сказать может.

- Пока предмет, который у меня отстает, - это лента, ни на одном турнире я не сделала ее без ошибок, поэтому тренирую это упражнение намного больше остальных. Тут еще такое дело - поведение ленты зависит от окружающей среды - жары, влажности, кондиционеров. Каждая гимнастка придумывает для себя какие-то уловки - кто-то гладит ленту утюгом, кто-то мочит водой, использует тальк или лак.

Часто художественную гимнастику называют смесью спорта и искусства, здесь действительно важны все компоненты: композиция, музыка, костюм, образ и, конечно, сам внешний вид спортсменки.

- У нас, как и в балете, люди видят все только самое прекрасное - легкость, красоту, грацию, а сколько сил, пота и слез было в зале, остается за кадром. На самом деле за выступлением в полторы минуты стоит большая работа. Совместно с главным и личным тренером подбирается музыка, на это уходит очень много времени. С нашими образами работают тренеры-постановщики, помогают каждой гимнастке подобрать что-то свое. Важно почувствовать то, что ты исполняешь, а потом уже осваивать элементы. После выбора музыки и предмета шьется купальник. У нас они очень дорогие, около тысячи-полторы долларов.

Очень долго училась делать себе макияж и идеальную гульку, сначала это, конечно, было ужасно. Помогали тренеры, хореограф, все кто мог. А в обычной жизни предпочитаю быть без макияжа.

Впереди нашу сборную ждет этап Кубка мира в Берлине, Всемирные игры во Вроцлаве и этап Кубка мира в Минске.

Дарья Лобажевич

lobazhevich@zviazda.by

Оставить комментарий

Выбор редакции

Культура

Китай: в ожидании белорусского художественного слова

Китай: в ожидании белорусского художественного слова

Лю Вэньфэй — доктор филологических наук, профессор и завотделением русской литературы Института зарубежной литературы Академии общественных наук Китая.

Общество

Как тульский Левша осваивает ІT-сферу вместе с партнерами из Беларуси

Как тульский Левша осваивает ІT-сферу вместе с партнерами из Беларуси

Высокие технологии обеспечивают развитие промышленности в России и Беларуси.

Общество

Последние дни редактора подпольной «Звязды» Вячеслава Никифорова

Последние дни редактора подпольной «Звязды» Вячеслава Никифорова

Последние дни один из редакторов подпольной «Звязды» провел в фашистском застенке рядом со своими соратниками.

Спорт

Какую роль выполняют волонтеры на самых крупных спортивных турнирах

Какую роль выполняют волонтеры на самых крупных спортивных турнирах

И кто будет работать на Европейских играх в Минске.