Вы здесь

Почему я еще раз хочу в Тулу


Самовар — Толстой — пряник — Левша — гармонь — Поленов — пулемет «Максим» — Тургенев — Куликово поле — Вересаев — филимоновская игрушка...

Вот как Туле повезло с брендами. Не надо придумывать нечто неведомое, ибо общеизвестен круг событий, имен и вещей, которые служат однозначной приманкой в полумиллионный российский город на речке Упе. Огромный завод, где производят оружие, расположен как раз на ее берегу, и вся продукция «выставлена» в виде граффити на очень длинном заборе, который, естественно, завод живописно и надежно обрамляет.


305 лет оружейного творчества — это, наверно, самое главное, чем гордятся нынешние потомки Левши. Кстати, памятник ему находится рядом с проходной главного из тульских заводов — производственного объединения «Туламашзавод». На гербе этого предприятия герой Лескова гордо держит невидимую нам, но наверняка подкованную блоху. Сегодня тут не то что насекомое обуют — «Панцирь» (противовоздушную систему вооружения) соберут и в нужную сторону направят.

А имена тех, кто именно в Туле приложил свои мозги и руки к созданию недетских игрушек для больших мальчиков, просто радуют их слух. Тем более эти фамилии навсегда остались в названиях приспособлений для уменьшения численности населения Земли: «трехлинейка» Сергея Мосина, пистолет Николая Макарова, пистолет Федора Токарева, ручной пулемет Василия Дегтярева, автоматический пистолет Игоря Стечкина, пистолет-пулемет Сергея Коровина... Думаю, список тульских конструкторов-оружейников далеко не исчерпан, но остальные личности станут легендарными лет так через сто, после того как с их персональных дел снимут гриф «совершенно секретно».

Куда не направь в Туле стопы, все равно попадешь если не на Дульную улицу, так на Курковую, не на Оборонную, так на Пороховую, не на Патронную, так на Ствольную или Штыковую... И везде весьма удивляет обилие проводов и кабелей. И на столбах, и вокруг них, и в некоторых случаях — висящих на уровне глаз. И тульское небо, кажется, маскируется ими, как рыболовной сетью, от невидимых врагов.

В Туле удивляет обилие проводов и кабелей, часто висящих на уровне глаз.

Кстати, вполне видимых врагов в Тулу как раз и не пустили в октябре—декабре 1941 года. Тогда 45 дней город находился почти в полном кольце осады, подвергся артиллерийскому и минометному обстрелу, воздушным налетам гитлеровской авиации, но фашисты решили отступить на юг. Видно, верили, что временно, однако лучшие времена для них так и не наступили. К счастью для города, чье архитектурное богатство сохранилось практически пол-
ностью.

О, тут пора цокать языком и говорить об уникальных памятниках зодчества этого старинного города, освоенного вятичами к 1146 году настолько, что населенный пункт был удостоен упоминания в Никоновской летописи. И, конечно же, в связи с военными действиями.

Древности удивительно хороши, особенно со стороны окрашенных фасадов. Провинциальная Тула еще имеет наследство XVІІІ—XІX веков в виде былых купеческих особняков, доходных домов и городских усадеб. Жаль, по многим разбитым глазницам окон видно, что не очень хватает средств, чтобы все и сразу отреставрировать в городе. Для того чтобы хвастаться перед туристами не только наличием уникальных образцов древнерусского стиля, барокко и классицизма, но и их сохранностью.

Вот где работают профессиональные энтузиасты своего дела, так это в культурно-исторических местах Тулы. Нам в течение трех дней пресс-тура российских и белорусских журналистов, организованного международным информационным агентством «Россия сегодня» и Постоянным комитетом Союзного государства, удалось побывать в некоторых из самых известных музеев города и области.

Нет смысла пересказывать содержание экскурсий в Тульском Кремле, военно-историческом музее, государственном музее оружия. Главное в них то, что даже случайный посетитель вдруг становится заинтересованным. Во всяком случае, для этого все с успехом делается. Новое здание музея оружия притягивает взгляд необычной формой. Сфероконический шлем, когда-то наиболее распространенный на территории Руси, теперь воплощен в огромном размере здания. Музей, два этажа которого еще только готовятся к открытию, стал еще одним визуальным символом города.

Тульский военно-исторический музей. На планшете, встроенном в деревянные доски, самому можно задать масштаб ландшафта и таким образом ощутить причастность к событиям военных лет.

Нижние этажи уже принимают посетителей и все, что внутри, интересно не одним мужчинам. Их, конечно, не оторвать от образцов оружия. Тем более что тут есть возможность не только прикоснуться к холодной стали, но даже зарядить и прицелиться. Выстрелить, правда, не удастся. Огромная историческая коллекция: сабли, копья, мушкеты, пищали, винтовки, пулеметы, пистолеты. «Живые» инсталляции, с помощью которых зритель узнает историю предмета или события от самих исторических персонажей. Есть зона, где детям можно «поиграть» с оружием. Они же учат нерасторопных взрослых, как находить информацию об экспонате с помощью интерактивных планшетов, установленных рядом с современной экспозиционной витриной.

8. Мультимедийный комплекс в Тульском Государственном Музее Оружия. Так выглядел кабинет начальника Тульского оружейного завода в конце XIX-начала XX веков. Посетители становятся свидетелями разговора командира Тульского оружейного завода А.В. Куна, начальника инструментальной мастерской полковника П.П. Третьякова и представителя английской фирмы «Виккерс, сыновья и Максим» в России Ж.К. Мюллера.

Тульский мемориальный музей известного создателя хроматической гармони Николая Белобородова еще не так оснащен, как военные музеи, но задушевности и теплоты там достаточно. Изобретение «хромки» обеспечило гармоникам новое звучание. И это позволило Петру Чайковскому впервые ввести их в состав симфонического оркестра. Ну а уж когда в музее зазвучали живые голоса фисгармонии и граммофона, тут мы, уставшие, завороженно притихли. Между прочим, среди ценителей мастерства гармонистов был Лев Толстой, перед которым оркестранты под руководством Белобородова не раз музицировали.

В Тульском мемориальном Музее создателя хроматической гармони Николая Белобородова. Здесь можно услышать живое звучание фисгармонии и граммофона.

Что такое дух великого писателя, мы буквально ощутили в его известной на весь мир Ясной поляне. Музей-усадьба ценен и интересен, безусловно, своей подлинностью. Известно, что во время Великой Отечественной все предметы были эвакуированы в Томск, а сама усадьба была оккупирована 45 дней. При отступлении немецко-фашистских войск дом Толстого был подожжен, но пожар удалось потушить. В 50-е годы минувшего столетия был проведен масштабный ремонт.

Музей-усадьба Льва Толстого в Ясной поляне. Писатель создавал романы «Война и мир» и «Анна Каренина», сидя за низким письменным столом и стулом, у которых были специально подпилены ножки.

Все это к тому, что вынужденные реставрационные работы не повлияли на главное — в здании, где русский гений жил и творил на протяжении полувека, остался запах хозяев. «Запах старости, запах деменции», — замечают многие. Он явственно исходит от вещей, книг (22 тысячи! Внесены в реестр ЮНЕСКО «Память мира») и предметов мебели. Уныло классическое убранство комнат как-то сразу заставляет вспомнить о кризисе нравственно-философского мировоззрения художника слова в последние годы жизни. В любом случае, очень интересно пережить собственные впечатления от предметов, к которым неоднократно прикасался классик литературы. Например, многие обращают внимание на низкий письменный стол и стул с подпиленными ножками. Им тоже обязаны своим появлением «Война и мир» и «Анна Каренина».

Художника-передвижника Василия Поленова многие знают по одной-единственной репродукции в учебнике русского языка за 5 класс —  «Московский дворик». К Тульской области известный мастер кисти, родившийся в Санкт-Петербурге, имеет самое непосредственное отношение. В 70 километрах от областного центра находится мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник, построенный Поленовым в начале минувшего столетия. И туда стоит ехать хотя бы для того, чтобы убедиться, что художник славен не только одним двориком.

Мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Поленова. Проводить экскурсии здесь привлекают детей сотрудников – таким образом, на перспективу решается кадровый вопрос.

 

Берег Оки, которая мерно течет в нескольких десятках метров от усадьбы, когда-то так вдохновил Поленова, что он спроектировал и возвел здесь целый комплекс строений. В них и сейчас сохраняется ощущение присутствия хозяев. Коллекции картин и предметов утвари так органично сочетаются с фотографиями, семейными музыкальными инструментами и живыми полевыми цветами, что, уезжая отсюда, уже думаешь о том, что надо бы вернуться. И это несмотря на строгое предупреждение о том, что в окрестных лесах водятся змеи. Ну, не анаконды, конечно, но...

Наверно, у меня был совсем растерянный вид, когда на железнодорожном вокзале я пыталась совместить супер-технологии, увиденные в российских музеях и... отсутствие терминала для оплаты в буфете Тулы. Наличных не было, а мороженого так хотелось! В этот момент в мою руку с невостребованной банковской карточкой кто-то вложил 100 рублей с репликой: «Вот, купите». Юноша тут же исчез из виду, а у меня осталась благодарность этим удивительным россиянам, у которых щедрость может пролиться на тебя просто так, а не как коммерческий трюк.

Ирина ОСТАШКЕВИЧ

іost@zvіazda.by

Название в газете: Сокровища совсем рядом

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.