Вы здесь

Поезд по имени «Звязда», или Как железная дорога пассажиров женила


Так совпало, что день рождения нашей газеты отмечается практически сразу после Дня железнодорожника. Впрочем, свой подарок от транспортников мы получили еще почти 40 лет назад — да ещё какой! Целый поезд под названием «Звязда» (именно так — по-белорусски, с таким написанием) с 1979 года перевозит пассажиров по маршруту Минск —Санкт-Петербург, в 2000 году он получил статус фирменного. Это один из трех таких составов, которые закреплены за Минским вагонным участком БЖД. Столетний юбилей — чем не повод сходить на рейс поезда-тезки и побеседовать с работниками поездной бригады об их ежедневной работе, а с пассажирами, конечно, о газете! 


На историческую родину

Скорый поезд «Звязда» ежедневно отправляется со станции «Минск Пассажирский» почти в 18 часов. Ночь в вагоне (плацкартном, купейном или СВ) — и вот вы уже в северной столице России. Как отмечают сами железнодорожники, маршрут в первую очередь популярен как раз у наших восточных соседей. Составы все новые и современные, а цены далеко не критичные — за билет в плацкартном вагоне просят чуть больше ста рублей, в купе — двести. Действительно, большинство пассажиров, с которыми удалось поговорить, имеют паспорта красного цвета и возвращаются домой. Причины для поездки в Беларусь у всех разные...

Наталья Белка и ее племянница Вера Акименко едут с исторической родины. Старшая женщина родом из Туровщины. После войны ее отец отслужил на флоте 27 лет, а жить вместе с семьей (жена была из той же деревни) стал в Ленинграде. У Натальи Васильевны под Туровом оставались бабушка и дедушка, к которым она в детстве каждое лето приезжала на три месяца. После их смерти вместе с сестрой по очереди раз в год направляются в родную деревню, чтобы досмотреть могилы предков. 

Вся жизнь Натальи Белки связана с Санкт-Петербургом, но женщина гордится своим белорусским происхождением.

— Дом, в котором мы выросли, остался, но теперь там живут другие люди, — говорит женщина. — Поэтому останавливаемся или в гостинице в Турове, или в одной из агроусадеб. Честно скажу: мы в восторге от Беларуси, хотя моя племянница уже, конечно, не чистокровная белоруска. В общем, в Питере, как и прежде, к западным соседям относятся очень хорошо. Считается, что из вас получаются лучшие мужья и работники. Поэтому не могу не гордиться, что я родом из Беларуси, хотя и считаю себя россиянкой. После развала СССР вы сумели сохранить достоинство и никогда не ходили с протянутой рукой. При этом остаетесь народом независимым, хотя и не кричите об этом.

Женщина признается, что во времена ее детства в доме звучал только русский язык. Но как только отец ушел в отставку, в его речи начали «проскакивать» белорусские словечки. После развала СССР он даже планировал переехать в Минск, но желанию не суждено было сбыться — в 1998 году мужчина умер. Теперь в семье есть традиция — из каждого путешествия в Беларусь привозить домой книги наших авторов. В этом году выбор пал на сборник стихов Янки Купалы, конечно, в оригинале.

— Всегда ездим в Беларусь именно этим поездом, он очень удобный и быстрый, — говорит Вера. — Откуда взялось название «Звязда»? Может быть, один из первых белорусских поездов? (Старшая спутница сразу замечает — «Была такая газета, дедушка выписывал!» — Авт.) Мне ваша страна очень нравится. Дело, наверное, в самобытности — белорусы непохожи россиян. А еще люблю продукты, особенно «молочку». Учусь на врача, поэтому знаю, насколько это важно.

И начальник, и поездной «библиотекарь»

— Приезжали на отдых к сестре, которая уже давно переехала в Беларусь на учебу, — делится Дмитрий Калач, играя с сыном Женей. — Мы из города Сортавала, это в Карелии, поэтому путешествие в Минск для нас из числа неблизких. Последний раз был здесь еще ребенком, теперь возил уже собственного сына. Гостили две недели, впечатления о вашей стране остались самые позитивные. Разница с Карелией очень большая — у вас все красиво, по-европейски. Хотя, безусловно, если сравнивать с Питером, то архитектурных достопримечательностей в Минске меньше. Почему поезд называется «Звязда»? Могу только догадываться. Мне кажется, что название связано с Великой Отечественной войной.

Дмитрий Калач еще ребенком ездил из далекой Карелии в Беларусь, а теперь возит сюда уже своего сына.

Конечно, есть в поезде «Звязда» и белорусы. Алексей и Грета Коротыцины едут в Санкт-Петербург вместе с дочерью Златой на свадьбу к знакомым. В северной столице России супруги будут впервые. Осматривать исторические достопримечательности не планируют — управлять выбором развлечений будет младший член семьи, у которого пока немного другие интересы.

— Почему поезд носит такое название? — переспрашивает Грета. — Даже не задумывалась. Об одноименной газете не слышала — сами понимаете, все сейчас читают новости в интернете. На самом деле, никогда так далеко на поезде не ездили, но нас путешествие не пугает. Всего 13 часов, преимущественная часть из которых во сне. Ребенку нравится — для нас это главное. 

Семья Коротыциных отправляется на свадьбу к знакомым. Несмотря на привязанность к интернету, вручаем им свежую «Звязду».

Сам состав тоже далеко не из обычных. Достаточно сказать, что здесь есть целая «бортовая» библиотека! В купе начальника поезда хранится несколько десятков книг. Преимущественно это дорожное «чтиво» на русском языке. Пользоваться литературой пассажиры могут бесплатно. Купе в СВ оборудовано телевизорами с подключением к видеосистеме, сами вагоны — не старше десяти лет. Для многих путешественников важным будет индикатор несанкционированного доступа в купе. Есть здесь и вагон с местом для инвалида. Вход в него оборудован лифтом для коляски, а в одном из купе установлены специальные широкие двери. В помещении есть специальное место для сопровождающего, кнопка вызова проводника. 

Проводники сходятся во мнении, что главное преимущество их работы — общение с людьми.

— Поезд у нас без преувеличения особый, — утверждает начальник пассажирского поезда Валентин РОМАНОВ. — Работаю на нем уже четыре года, и больше всего запомнился один случай. Года два назад парень выкупил целое купе, чтобы во время поездки в Санкт-Петербург сделать предложение руки и сердца своей любимой. Взял цветы, конфеты — все, как положено. Конечно, отказать было невозможно — девушка была очень обрадована такому творческому подходу. Не знаю, как дальше сложилась их судьба, но тот рейс мне запомнился. До этого работал на самых разных маршрутах. Ездил в Симферополь, Феодосию, Евпаторию, Иркутск, Москву. Для меня, как для начальника, разница заключается только в ответственности, так как фирменный поезд — это «лицо» железной дороги. 

Начальник поезда Валентин Романов осваивает и другой профиль — библиотекарский.

Разделять счастье с другими

Обслуживанием направления Минск—Санкт-Петербург занимается только Белорусская железная дорога. По маршруту ездят два состава, на каждом из которых работают по две поездные бригады. Каждая из них находится на смене по шесть дней подряд — это три поездки «туда-обратно». После — шесть дней выходных. Состав достаточно большой — летом вместе с рестораном более 10 вагонов.

Купе для инвалидов — одна из особенностей фирменного поезда.

Проводники признаются, что работать в «Звязде» приятно. Чтобы получить работу на фирменном поезде, нужно стажироваться на менее престижных маршрутах не менее двух лет, а после этого еще и сдать специальный экзамен на знание всех нюансов.

— За пять лет работы на «Звязде» некоторых пассажиров я уже знаю в лицо, — смеется проводник Мария СОВЕТНИКОВА. — Они, кстати, тоже меня помнят, всегда здороваются. Недавно вот подходили мама с дочкой, расспрашивали, как поживаю. Люблю свою работу за отношения с доброжелательными людьми. За столько лет даже не знаю, сколько раз формально была в Санкт-Петербурге, но по-настоящему увидела город только когда приехала не по работе. Обычно вижу только Витебский вокзал через окна вагона — все 11 часов перерыва между поездками «туда» и «обратно» мы проводим в отпуске или на дежурстве. Пассажиры, кстати, часто интересуются названием поезда: белорусы из-за того, что не «Зорка», а россияне — из-за написания через букву «я». Все рассказываем, вспоминаем и вашу газету.

— В детстве ездила на поезде всего один раз, а вот выбрала такую ​​профессию, — дополняет свою коллегу Екатерина СКИДАНЮК. — Мне всегда нравилось общаться с людьми, люблю быть в дороге. Чувствую здесь себя на своем месте. Работаю на железной дороге уже пять лет, из них на «Звязде» — два. Фирменный поезд, как мне кажется, сильно отличается от других. За 13 часов пассажиры успевают стать тебе родными — с кем-то долго разговариваешь, за кем-то просто наблюдаешь. Мне очень нравится, когда пассажиров встречают объятиями, цветами. Самые «душевные» рейсы у нас во время новогодних праздников — от сцен встречи можно прослезиться. За это и люблю свою работу. Жалею только, что Санкт-Петербург до сих пор нормально не видела, но все еще можно исправить.

 

Ярослав ЛЫСКОВЕЦ

lyskavets@zvіazda.by

Фото Сергея НИКОНОВИЧА

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».