Вы здесь

Из-за чего гибнут наши дети?


Вы удержите на руках 350 килограммов?

До начала очередного учебного года остается чуть больше недели. В города массово возвращаются дети после летнего отдыха. Но находясь некоторое время за пределами крупных населенных пунктов, потихоньку отвыкают от интенсивности движения на улицах. А дорога — судья жесткий и ошибок не прощает. 


— За первые полгода в Беларуси от внешних причин погибло 52 ребенка, — отметил заместитель директора РНПЦ травматологии и ортопедии Леонид Ломать. — В прошлом году же таких случаев было 77 за такой же период. Существенно снизилась смертность от дорожно-транспортных происшествий, падений и утоплений. Естественно, на нынешнюю статистику повлияют еще июль и август. Но надеемся, что прошедший год эти печальные цифры не превзойтут.

При этом показатели детского травматизма снижаются уже несколько лет. Например, в 2011 году смертность несовершеннолетних от внешних причин составляла 15,4 на 100 тысяч детей. А в прошлом году — уже 8,4. Но безответственное поведение часто заканчиваются и серьезными травмами, жить с которыми придется десятки лет.

— К нам в центр постоянно поступают подростки, ныряющие в местах, которые плохо знают, — продолжает Леонид Ломать. — И, как правило, получают травмы шейного отдела позвоночника. Перелом в таком месте всегда страшен. Если он не такой сильный, то еще возможно какое-то восстановление, а вот если перелом сопровождается разрывом спинного мозга — то это инвалидность на всю жизнь. Стоит геройствовать ради таких последствий?

Сел на велосипед — надел шлем?

В последнее время в стране начало набирать обороты велосипедное движение. С одной стороны, это очень хорошо — все больше людей присоединяется к ведению здорового образа жизни. А с другой? Статья 148 Правил дорожного движения регламентирует, что велосипедисты должны двигаться по специальной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару и пешеходной дорожке, не мешая при этом другим. Если же всего этого набора нет, то движение велосипедистов разрешается по проезжей части, но не далее одного метра от ее правого края. Вот только часто приходится наблюдать ситуацию, почти как в «Бородино» Лермонтова — «Смешались в кучу кони, люди...» Особенно это касается старых кварталов, где тротуары 40—60 лет назад вряд ли рассчитывались под то, что по ним будут не только ходить люди, но и массово ездить велосипедисты.

— В настоящее время разрабатывается новая концепция велосипедного движения, — говорит Леонид Ломать. — Среди травм, которые получают велосипедисты и пешеходы, часто регистрируются повреждения головы. Завершится оно может тяжело, даже летальным исходом. Конечно, если не смотреть по сторонам и не использовать средства защиты. Вот сейчас обсуждается вопрос — нужно ли обязывать пользоваться велосипедными шлемами? Или, например, наколенниками. Кажется, при падении травма не тяжелая. А потом на этом месте возникают артрозы, и все может закончиться при наихудшем раскладе эндопротезированием. Есть в мире страны, где ввели обязательные велошлемы. Среди них — Австралия, Новая Зеландия...   

В школах появятся паспорта дорожной безопасности

Путь из дома в школу редко пролегает так, чтобы не нужно было переходить одну или несколько дорог или петлять по дворовым проездам, напрочь запаркованным автомобилями. А значит, риск ненароком сунуться под колеса машины возрастает многократно.  

— В этом году на каждое учреждение образования будет заведен паспорт дорожной безопасности, — говорит старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Беларуси Анна Банадык. — Он был разработан еще в прошлом году и содержит практически всю информацию о школе — о времени занятий, количестве изменений, владельце дорог около заведения, школьном автобусе, полную информацию об организации дорожного движения рядом со школой. Также в нем большое внимание уделяется маршруту безопасного движения «дом—школа—дом» для учеников и родителей. Кроме того, в школы переданы интерактивные компьютерные программы для детей, с помощью которых можно как преподавать, так и проверять знания касательно правильного поведения на дороге.  

Этот паспорт сохраняется и в учреждении образования, и в местном отделе ГАИ. Он обязательно прилагается к паспорту готовности школы к очередному учебному году.

— Если 10 лет назад 70—80% ДТП с участием детей происходили по их вине, то сейчас ситуация развернулась наоборот, — продолжает Анна Банадык. — В этом году зарегистрировано 137 аварий с несовершеннолетними, 8 детей погибло. Среди них — трое пассажиров, четыре пешехода и один велосипедист. 62 детей-пассажиров автомобилей получили травмы, 22 были сбиты на пешеходных переходах. И уже за август дорога забрала три детских жизни. Что касается автомобилей, то снизить детский травматизм помогают автокресла. Лучше таких устройств ничего не придумано. Они сконструированы с учетом всех особенностей организма. Дети, которые находятся в таких устройствах, получают незначительные травмы. Это порезы лица, ушибы. Но не страшныепереломы.

Родители, которые не хотят приобретать автокресло и утверждают, что смогут удержать малыша на руках, расписываются в незнании законов физики. Например, масса однолетнего ребенка составляет обычно 10—12 килограммов. Если же автомобиль, в котором едет малыш, столкнулся в лобовую на не самой высокой скорости в 40 километров в час, то вес ребенка (который не следует путать с массой) увеличится в 35 раз. Вы удержите на руках 350—420 килограммов?

Валерьян ШКЛЕННИК 

sсhklеnnіk@zvіаzdа.bу

Выбор редакции

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.

Общество

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

Существуют строгие требования к местам для купания.