Вы здесь

Игорь Поршнев: «Нет такого режиссера, который не претендует на Оскар»


Если еще недавно с «Беларусьфильма» редко приходили новости о съемках игрового кино, то в последнее время они появляются одна за другой — о боевике, сериалах, фильме Дмитрия Астрахана и прочем. Поэтому, когда мы пришли к директору национальной киностудии Игорю Поршневу на интервью, прежде всего спросили о причинах такого «бума». 


 

— С момента, когда в сентябре 2015 года я занял должность директора киностудии, до августа 2016-го не прошло ни одного конкурса кинопроектов Министерства культуры, а бюджетные средства мы можем получить только через него. В это время мы завершали две игровые картины, мультстудия была более-менее загружена, зато студия документального кино "Летопись" оказалась на грани выживания, мы тут даже рекламу снимали. Наконец, в конкурсе 2016 года мы победили в определенном количестве номинаций и запустили проекты в работу, поэтому сейчас в производстве находится сразу шесть игровых картин. Меня радует, что киностудия загружена, правда, лучше было бы, чтобы процесс съемок был ритмичным, так как наши технические возможности не бесконечны, тем более что "Беларусьфильм" находится в завершающей стадии реконструкции. Приходится перераспределять киносъемочое, осветительное и звуковое оборудование, делить монтажные кабинеты. Но все равно группы работают с большим энтузиазмом, я думаю, в следующем году у нашего маркетингового отдела будет много работы по реализации созданного.

— Расскажите об игровых фильмах, находящихся в съемочном периоде.

— Один из них — продолжение телесериала "Ой, ма-моч-ки», что с успехом прошел на российских каналах и недавно был показан на нашем телевидении. Осенью группа должна завершить съемки, начать монтажно-тонировочный период и в этом же году сдать сериал. Это коммерческий проект, мы будем реализовывать его на российском рынке и рассчитываем заработать. Фильм Дмитрия Астрахана "Жизнь после жизни" — первая за много лет полноценная совместная работа нашего Министерства культуры и Министерства культуры Российской Федерации. Интересная картина с привлечением российских звезд и большим количеством наших актеров. Сейчас активно идут съемки, мы сделаем четырехсерийную версию для телеэкрана и полнометражный фильм для киноэкранов Беларуси и России. В таком же двойном формате, кстати, выйдет жесткий боевик "Черный пес", съемки которого мы закончили полтора месяца назад. Также запустился художественный руководитель "Беларусьфильма" Вячеслав Никифоров с фильмом "Тум-паби-дум" — очень интересной работой "для семейного просмотра" о мальчике из детского дома, снимали в настоящем детском доме. Мы с нетерпением ждем картину и рассчитываем, что она примет участие в кинофестивале "Листопад". Надеемся, когда все поручения главы государства будут выполнены и в ноябре он посетит "Беларусьфильм", чтобы "принять" завершенную реконструкцию киностудии, мы сможем показать "Тум-паби-дум" первому лицу. Помимо прочего, "Беларусьфильм" запустил приключенческую картину "Принцесса и тигр" Игоря Четверикова о подростках, которые ищут клад в Несвижском замке, и подготовил первый за долгие годы сборник дебютных работ молодых режиссеров "Мы". Альманах состоит из пяти короткометражек разных жанров от комедии до драмы, его мы также хотим отдать на "Листопад". Надеемся, он пройдет и в прокате. При желании сборник можно разложить на отдельные фильмы, с которыми авторы могут участвовать в кинофестивалях.

— Съемки альманаха "Мы", я так понимаю, были проведены не за бюджетные деньги?

— Сто процентов бюджетного финансирования. Из десяти, даже больше, претендентов специальная комиссия выбрала пять режиссеров. Может, удастся каждый год делать такие сборники, посмотрим, как он пройдет в прокате.

— Когда вы сдаете фильм "Черный пес" и о чем этот боевик?

— Мы сдадим его к концу года, картина делается с прицелом на российские телеканалы, потому что они более платежеспособные, в фильме затрагивается и сирийская проблема. "Черный пес" основан на книге Николая Чергинца, у него есть сильные детективные романы. Не буду раскрывать историю, скажу лишь, что здесь хорошие артисты и съемочная группа.

— А не страшно браться за такой сложный жанр?

— Здесь отличный состав съемочной группы и очень хорошая литературная основа. Если есть хорошая литературная основа, не страшно, можно за все браться. Боевик — популярный мужской востребованный жанр, в котором наш партнер Глеб Шпригов имеет огромный опыт работы. Теперь, когда у нас уже есть черновой монтаж, я вижу, что получается достаточно захватывающий фильм, высокого качества материал. Наши возможности, пиротехнические и другие, — все достойно.

— То есть у "Беларусьфильма" хороший опыт создания боевиков? Они окупаются?

— Нет, как раз опыт печальный. У меня лежит последний фильм серии "Государственная граница", который мы можем реализовать только на территории Республики Беларусь. Я не могу продать его в России, уже сколько усилий потратил на попытки, но ответ один: это про вашу белорусскую границу, вот если бы вы сняли о советской... А тут белорусская граница и все, Россия как отрезана.

— Как тогда под российский рынок адаптирован "Черный пес"?

— А там невнятное место действия — не Беларусь и не Россия. Просто спецвойска и спецоперации. Возьмите любой иностранный фильм: у героя черная форма, его забрасывают на задание и чиновник говорит "если с вами что-то случится, вы нас не знаете". Очень удобная позиция.

— Актерский состав "Черного пса" — русско-белорусский?

— Да, там наши Павел Харланчук и Анатолий Кот, а в главной роли Владимир Епифанцев.

— А в фильме Дмитрия Астрахана не будет крена, как часто случается в совместных русско-белорусских проектах, в сторону российских актеров, которые играют в главных ролях, оставляя все остальные белорусам?

— Сложно сказать. Это копродукция, главную роль исполняет Александр Домогаров, две женские роли — актрисы из Санкт-Петербурга и Москвы, а все остальные в принципе играют белорусские актеры. Я не вижу здесь никакого перекоса. Как у меня спрашивают: "Вы что, не нашли в Беларуси мальчика на главную роль" Тум-паби-дум"?" Тысячу детей отсмотрели, но мы обращали внимание не на национальную принадлежность, в результате выбрали самого талантливого мальчика — просто фантастика, что он делает, мы не можем на него нарадоваться. Мальчик из Одессы, чем плохо? Мы этим мальчиком открываем для себя украинский рынок, хотя и не намеренно.

— Что теперь с сериалом "Держись за облака"? Когда киностудия начинала над ним работать, предполагалось, что он выйдет летом 2017-го.

— Съемки сериала по разным причинам находились в длительной консервации.

— По каким причинам?

— Мы не успели снять серьезные трюковые сцены, связанные с риском для жизни, кончилось лето, а действие серии происходит летом, поэтому мы перенесли съемки. В этом году мы должны все закончить, осталось снять где-то 15—20 процентов материала — примерно одну серию из восьми и кусочки некоторых сцен. Т.е. работам не брошена, не списана, она существует, сейчас идет монтаж того, что уже сделано, и скоро сериал будет готов.

— То есть, задержка именно техническая и вопросов к качеству материала не возникало?

— Техническая — да, или, скорее, экономически-климатическая. Деньги, отпущенные на сериал, не были израсходованы, мы их заморозили и теперь достаем.

— А что с документальным кино?

— Все хорошо. Недавно вышло несколько картин (в том числе "Агмень" Юрия Тимофеева, "Янка Купала" Виктора Аслюка, "Першадрук" Игоря Чищени, "Чужое и свое" Галины Адамович, о которых писала "Звязда". — Авт.), сейчас мы срочно выполняем поручение Министерства культуры и главы государства — снимаем восемь короткометражных фильмов о лауреатах Государственной премии.

— Этим занимается Анатолий Алай?

— Он художественный руководитель. Разумеется, он один не смог бы все сделать, поэтому мы собрали группу.

— На это выделен какой-то отдельный бюджет?

— Был объявлен специальный конкурс, в котором участвовали не только мы. Фильмы снимаются, один уже сдали, до конца года должны быть сделаны все восемь. Новую работу теперь снимает Виктор Аслюк, называется "Белорусская Атлантида", Ольга Дашук — "Человека с фотоаппаратом", Галина Адамович — "Седую легенду". То есть будут еще интересные работы.

— Нельзя не заметить преобразования на "Беларусьфильме": вы пригласили в команду известного режиссера Вячеслава Никифорова и продюсера Юрия Игрушу, в киностудии появился пресс-секретарь, вы отдаете должное внимание не только созданию кино, но и его продвижению. Это, можно сказать, что-то новое.

— Это не новое, вы просто забыли ту киностудию... Я всю жизнь здесь провел. Родился на съемочной площадке фильма "Часы остановились в полночь", помню себя в автобусе на пути в экспедицию куда-то в Крым. Я помню фильмы, на которых работали мои родители, я всегда был на площадке, когда возвращался из школы — переходил улицу и шел на киностудию. Я вырос в этой среде и знаю, что студия всегда гордилась своими работами, ее приглашали на международные кинофестивали, сюда приезжали — мало кто знает — итальянцы с намерением снять «Альпийскую балладу» по Василю Быкову, которую в итоге снял Борис Степанов. Такова была политическая ситуация: если итальянцы заинтересовались, значит, мы сами снимем. Считаю, получилась не самая плохая работа. В нашем музее международные призы высочайшего уровня. Мы хотим возродить тот авторитет, для этого мы должны присутствовать на международных кинофестивалях, наша маркетинговая служба этим занимается. Многие даже не знают, что "Беларусьфильм" существует, поэтому, если есть достойные работы, мы их отсылаем на фестивали, документалистов знают больше, но самыми известными являются наши мультипликаторы. Мы хотим, чтобы то же самое было с игровым кино.

— Служба маркетинга целенаправленно над этим работает?

— Так, например, теперь представитель кинокомпании "BАZЕLЕVS" (которую основал Тимур Бекмамбетов) предлагает присоединиться к интереснейшей работе "Уроки персидского". Мы будем встречаться с ее автором, в проекте уже участвуют бельгийский и немецкий фонды, собираются средства в Америке и Европе, я уже дал согласие, "Беларусьфильм" должен участвовать в любом случае, здесь как раз тема Великой Отечественной войны, а у нас для этого есть все, в том числе огромные коллекции оружия и костюмов того времени. Мы активно ведем переговоры, и если не сможем поучаствовать средствами, то поучаствуем хотя бы материальной базой и натурными площадками. Оператор будущего фильма — немец Бенедикт Нойенфельс, получивший Оскар за фильм "Фальшивомонетчики", режиссер — Вадим Перельман, номинировался на Оскар, тут же Тимур Бекмамбетов, с которым хорошо дружить, так как он выходит на Китай. Мы хотим включиться в мировую киноиндустрию, иначе мы не выживем. Государство все эти годы вкладывало в национальный кинематограф серьезные средства. "Беларусьфильм" сдадут после реконструкции — он будет киностудией европейского уровня, которая должна ответить государству тем, что зарабатывает деньги, а не только стоит с протянутой рукой. Это очень сложная задача, сложнейшая, но мы будем стараться. У нас есть большое желание снять национальный проект, но он должен быть вымерен и правильно выбран.  

— Если вы берете курс на то, чтобы войти в международную киноиндустрию, наверное, вы соответственно готовитесь к конкурсу кинопроектов Министерства культуры и с расчетом на те амбиции подбираете проекты.

— Большое количество авторов приносит нам свои работы. В редактуре работает пять человек, они отбирают проекты и формируют портфель на конкурс. Наш тематический план развития расписан до 2020 года, мы активно ищем литературный материал, потому что у нас богатая классика, к которой наш кинематограф давно не обращался. У нас есть люди — гордость республики, но о них никогда не снимали кино. Угадать тему, которая будет востребована, — непростая задача. Как нам найти шамана, который подскажет, что нужно делать сегодня, а что можно отложить на завтра?

— Значит, вы чувствуете, что сильные стороны белорусского кино надо аккумулировать, а старые отбросить назад.

— А кто определит, какие из них сильные, а какие слабые?

— А у вас пока нет определения?  

— Быть таким определителем — ответственно и страшно, сразу вырастает большое количество врагов и недоброжелателей, но мы этого не боимся. Страшно ошибиться, потому что много людей посвятили себя кино, считают себя уникальными, к ним нужно уважительно относиться. Моя позиция в том, что нужно выслушать каждого и каждому дать возможность высказаться и принести свою работу. Мы встречаемся и с "ветеранами", и с молодежью. У меня двери открыты всегда, по четвергам — открытые дни, мне приносят различные сценарии, я все отдаю в редактуру. Большую помощь оказывает Вячеслав Никифоров, только сейчас он занят на съемках. То, о чем вы спросили, — определение того, что интересно, а что нет, — находится в стадии формирования. Два года, которые я работаю в должности директора, мне пришлось быть кризисным менеджером, чтобы привести киностудию в рабочее состояние. Вот были пустые помещения, а сейчас там 80 тысяч костюмов, каждый висит на отдельной вешалке, можно подойти, потрогать, 20 тысяч шляп — каждая на отдельном гвоздике. Приезжают к нам кинематографисты, из Индии, из США, — не стыдно показать. Индийцы говорят "шикарная коллекция, огромные натурные площадки, с вами можно работать". Когда они снимали в Швейцарии, там количество индийских туристов выросло на 20 процентов. То же самое может случиться и с нами, Индия нам очень интересна.

— Перестройки, о которых я уже говорила, ваше внимание к маркетингу, желание продвигать фильмы на кинофестивале — довольно симпатичный путь. В то же время, глядя на боевик или сериалы, которые сейчас в работе, кажется, что вы стремитесь к телевидению и продажам. Возникает контраст: думаем, вы хотите влиться в мировую киноиндустрию, а проекты, что сейчас в работе, этому противоречат.

— Есть еще поручение руководства, согласно которому мы должны быть не только иждивенцами, но и зарабатывать. Я с вами не согласен: да, мы делаем телесериалы, но к ним создаем и киновариант. Фильм "Жизнь после жизни", я думаю, будет новой формой, очень интересной историей и чисто фестивальным кино. Дмитрий Астрахан неоднократно брал награды за свои картины. "Черный пес", именно полнометражный фильм, также может участвовать в кинофорумах, я знаю много фестивалей, посвященных боевикам и всяким полицейским картинам. Сборник дебютных работ — это, считайте, пять короткометражных фильмов, которые в принципе направлены на то, чтобы участвовать в форумах. Наверное, триста фестивалей я знаю, куда можно рассылать заявки, и если из пяти новелл отберут одну, это уже будет успехом. Мы думаем, "Принцесса и тигр» также будет достойной работой, только на территории СНГ есть четыре или пять фестивалей фильмов для детей и юношей. "Тум-паби-дум", я думаю, Вячеслав Никифоров сделает фестивальным, это не будет проходной картиной, она скажет что-то новое в кинематографе. Есть пословица: нет такого рядового, который не мечтает стать генералом. Так вот, нет такого режиссера, который не претендует на Оскар.

Ирена КОТЕЛОВИЧ

katsyalovich@zviazda.by

Фото Сергея НИКОНОВИЧА

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.