Вы здесь

Многодетная семья почти год ждет, чтобы им разработали проект дома


Евгений и Ольга БЕГУНОВЫ и их пятеро детей живут в агрогородке Мышковичи Кировского района. Живут дружно, но тесно. Ждут, когда наконец смогут переехать в собственный просторный дом. Правда, дом для многодетной семьи строить еще даже не начинали. А его проект, который пообещали оплатить еще в конце прошлого года, так и не готов.


Семья БЕГУНОВЫХ почти в полном составе.

Орден Матери и страшный диагноз

«Проходите, — приглашает Ольга Бегунова. — Не смотрите, что краска отлупливается: здесь такая влага в доме! Каждый год веранду красить приходится. А с плесенью за батареями не знаем, что делать: ничего не помогает».

О том, что здесь живет много детей, догадываешься еще на входе: тумбочка забита маленькими ботинками и тапочками. Вся семья дома почти в полном составе. Нет только трехлетней Вари: девочка сейчас в детском саду. Старшему из детей, Косте, 11, младшей Кате — всего год.

Несколько месяцев назад Ольга получила Орден Матери (им награждают женщин, родивших и достойно воспитавших пять и более детей). Награда сих пор висит пристегнутой к платью, в котором Ольга ездила на торжественное вручение. Женщина признается: большая семья для нее не в новинку — у ее родителей было шестеро детей.

Старый дом, где сейчас живут Бегуновы, — служебный. Хозяйство «Рассвет», где Ольга работала ведущим инженером по охране труда и технике безопасности, выделило его в 2013 году. Тогда детей в семье было двое и 45 квадратных метров жилой площади хватало. А теперь нет даже места, чтобы шкаф хороший поставить.  

Самим построить или приобрести свой дом — задача, кажется, нереальная. Муж Евгений — главный кормилец — два года назад получил инвалидность. В то время он мотался в Россию, чтобы заработать, брался даже за самую тяжелую работу. В один из тех дней трудился на стройке. И вдруг — кольнуло в шее. Боль была такой острой, что мужчина даже не остался дорабатывать на объекте — скорее поехал домой.  

Оказалось, что у Евгения киста в шейном отделе спинного мозга. Описание диагноза занимает в медкарте несколько строк: «цервикальная миелопатия после удара спинного мозга на шейном уровне...». Все, что можно сделать, — принимать поддерживающие лекарства.

— Мы ездили даже к профессору в Минск на консультацию. Думали, можно удалить кисту. Но он нам прямо сказал: «Зря обнадеживать не буду. Делать операцию не возьмутся ни в наших медицинских центрах, ни в зарубежных клиниках », — рассказывает Ольга.

Работу на стройках и ремонт мебели Евгению пришлось бросить. Помогает жене вести домашние дела. Поэтому нынешний доход семьи — пенсия отца по инвалидности и детские пособия. На жизнь более-менее хватает, но откладывать деньги, разумеется, не получается.

В собственности семьи есть только земельный участок в Мышковичах с нежилой постройкой. Приобрели его как-то давно, да так и не успели привести в порядок. Пол в том построении прогнил, окна чуть ли не рассыпаются.

Участок, где должны построить новый дом.

Квартира — не вариант

Ольга подавала заявление на улучшение жилищных условий. Поскольку семья проживает в сельской местности, то имеет право на бесплатное строительство дома. Площадь будущего дома — около 200 квадратных метров (согласно Указу Президента №13, строительство для многодетных семей на селе кредитуется из расчета 30 «квадратов» на человека). Уже почти разработана проектно-сметная документация. Осталось только сделать проект газо- и электроснабжения. Но возникла проблема.  

— Стоимость проекта, который нам озвучивали в организации, — 1400 рублей. 500 из них заплатил мой колхоз, остальные 900 обещал перевести райисполком еще в декабре прошлого года. Так до сих пор и не рассчитался. В результате проект до конца не готов, строительство не началось, — делится женщина. 

За этот год она столько раз была в исполкоме, что на пропускной даже документы показывать не просят: уже знают в лицо.

Семье несколько раз предлагали квартиру в Кировске, но Бегуновы отказывались.

— Во-первых, нам нужно свое хозяйство. Теперь у нас есть огород, козы, утки, куры, кролики. Для многодетной семьи это значительная экономия — мясо в магазине дорогое, — объясняет Ольга. — Во-вторых, наши родные — моя мама, свекровь — живут здесь, в Мышковичах. Я часто в больнице с сыном лежу (у двухлетнего Вити ІІ степень утраты здоровья из-за ДЦП. — Авт.), Нужно, чтобы было кому за детьми на это время присмотреть. А в Кировске у нас никого нет.  

В агрогородке и садик со школой неподалеку находятся. Дети, говорит Ольга, стараются учиться: почти отличники. Ходят во Дворец культуры на кружок рисования — старший Костя, например, мечтает быть архитектором.

— Хочется, чтобы наконец решился этот вопрос с жильем, пока дети еще маленькие, — вздыхает женщина. — Мы с мужем потерпим, а дети должны расти в нормальных условиях.

Орден Матери до сих пор висит пристегнутый к платью, в котором Ольга ездила на торжественное вручение.

«Средств на район выделяют мало»

В Кировском райисполкоме уверяют: ситуацию Бегуновых они держат на контроле.

— Понимаете, такая семья у нас не одна. Бегуновы — шестые по очереди среди семей, где воспитывают пять и более детей, — комментирует заместитель председателя райисполкома Вячеслав НЕВИНСКИЙ. — Почему эта очередь образовалась? Ведь средств, выделяемых районом, скажем прямо, мало. В прошлом году мы только двух человек смогли кредитовать на строительство жилья. На следующий год мы заявили на облисполком средства на десять семей. Сколько нам дадут, я не могу прогнозировать.

На дом для Бегуновых, кстати, нужно 200 тысяч рублей — это 100 тысяч долларов. Процедура следующая. Семья оформляет льготный кредит на эту сумму, строит дом, сдает его в эксплуатацию. Подтверждает в банке целевое использование средств и прописывается в новом жилище. А потом 100% кредита погашает государство — семья ничего не платит.  

— Тут еще важный момент. Ранее требовалась 15-процентная готовность дома, и только тогда банк выделял кредит. 15% — это минимум фундамент. Сами понимаете: если пять детей, муж-инвалид, начать самим строительство проблематично. Но теперь этот пункт отменили, — отмечает Вячеслав Невинский.

Постановление, в котором определяется, сколько средств выделяется для решения жилищных проблем многодетных семей, принимается в конце января — начале февраля. Деньги выдают на многоквартирное и индивидуальное строительство. По словам Вячеслава Невинского, шансы велики, что Бегуновы в следующем году льготный кредит получат. Тогда и будет оплачена проектно-сметная документация и начнут возводить дом.

— Да, по времени все очень растягивается, — согласен заместитель председателя райисполкома. — Мы ходатайствуем со своей стороны. Не просто формально заявляем на облисполком деньги: мы всех, кто претендует на льготный кредит, комментируем, описываем их жизненные ситуации.  

Наталья ЛУБНЕВСКАЯ

lubneuskaya@zvіazda.by

Кіраўскі раён

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.