Вы здесь

Как работает система вызова экстренных служб в автомобилях


И почему от нее так много проблем.

С 1 января 2017 года все автомобили, которые продаются в странах Евразийского экономического союза, должны быть оснащены системой «ЭРА-ГЛОНАСС». Беларусь получила отсрочку до 31 декабря 2018 года, однако в перспективе на всех автомобилях в нашей стране все равно должна быть установлена такая система либо ее отечественный аналог. Несмотря на благие намерения создателей устройства — а оно значительно сокращает время прибытия экстренных служб на место аварии, — у автовладельцев и автопроизводителей к этой системе немало вопросов и претензий.


Так выглядит система «ЭРА-ГЛО­НАСС» в Lаdа Vеstа.

Но прежде чем перейти к проблемам, следует объяснить, что это за система и как она работает. «ЭРА-ГЛОНАСС» — это специальный модуль, который установлен в автомобиле. К слову, сама система разработана и используется в России. Например, в Lada Vesta она располагается на потолке рядом с водительским плафоном освещения. Модуль встроен в данный автомобиль, поэтому водитель видит перед собой лишь кнопку SOS.

Принцип работы системы заключается в следующем: если машина попадает в аварию, то водитель может максимально быстро связаться с оператором экстренной службы. Более того, сам модуль, который состоит из сим-карты, модема, антенны, микрофона и динамика, моментально отправляет важную информацию об автомобиле в сеть. Это его координаты, VІN-номер, скорость движения перед столкновением, величина ударных перегрузок, цвет, а также, что интересно, тип топлива. Если авария серьезная, а в машине никто не может нажать на кнопку SOS, то оператор делает контрольный вызов хозяина машины самостоятельно. Если ответа нет, то на место аварии все равно направляются экстренные службы.

В системе есть два больших плюса: во-первых, время прибытия первой помощи сокращается на треть. В Российской Федерации масштабы проблемы чрезвычайно велики: по статистике, лишь 3% погибает непосредственно в ДТП, а 56% — это люди, которые не дождались медицинской помощи. Второй плюс заключается в том, что система фиксирует, когда был зарегистрирован вызов. Другими словами, в суде можно показать бумагу, в которой прописано: вызов поступил в такое время, а медики и спасатели приехали в иное. Такой шаг не только защищает водителей и их пассажиров, но и повышает ответственность среди сотрудников экстренных служб.

Теперь к проблемам: конечно, устройство, которое необходимо встроить во все новые автомобили, создает некоторые сложности их производителям. И это серьезные сложности, прежде всего финансовые. Что сделали автопроизводители: многие заблаговременно прошли сертификацию и создали себе законную отсрочку. Некоторые поступили еще интереснее: на новые модели не стали делать новую документацию, а использовали старые сертификаты, в которых преподносили новые модели как модификацию предыдущего поколения.

Так как «ЭРА-ГЛОНАСС» не является продуктом определенной автокорпорации, всем производителям нужно проходить сертификацию, чтобы получить разрешение на установку системы. Само оборудование стоит недорого: по разным данным, от 200 до 300 долларов. Зато сертификация получается действительно «золотой», поскольку ее нельзя пройти на собственном полигоне производителя. Что представляет собой сертификация? Автомобиль с установленной системой «ЭРА-ГЛОНАСС» подвергают фронтальному и боковому краш-тесту, а также тесту на опрокидывание. Если система срабатывает на всех тестах, то сертификация пройдена. А теперь к цифрам: сами испытания, по информации «Авто Maіl.Ru», стоят 10 тысяч евро. И это — без учета автомобиля. А сама сертификация стоит от 200 до 250 тысяч евро. Суммы без преувеличения огромные.

Еще один интересный момент: такой процедуре подвергаются все автомобили, то есть это касается и эксклюзивных моделей. Это значит, что разбить на краш-тесте нужно как Renault, так и Ferrarі. Только вот многие дорогие машины выпускаются ограниченным тиражом, а на все тесты нужно отдать целых три автомобиля.

Если сертификация пройдена, то теперь проблемы появляются уже не у автопроизводителей, а у покупателей. Почему? Потому что расходы на тесты, а также на установку системы «ЭРА-ГЛОНАСС» выльются в повышение цены на автомобиль. Покупатели люксовых моделей вряд ли обратят на это внимание, а вот для желающих купить бюджетную машину повышение цены — это не самая приятная новость. Что же по итогу? Идея замечательная, а вот реализация привела к тому, что многие российские дилеры просто перестали ввозить некоторые модели.

Что касается Беларуси, то пока у нас есть время, но уже с 2019 года такая система станет обязательной. Известно, что сейчас ведется разработка отечественного аналога, который получил название «ЭРА-РБ». К слову, тестовый образец разработчика ОАО «АГАТ — системы управления» был показан на ТИБО-2017. Стоимость сопоставима с российским аналогом, по функционалу система работает подобным образом.

Нужно в очередной раз отметить, что идея действительно правильная: безопасность водителей и их пассажиров значительно улучшится за счет подобной системы. Подумали о людях, но — в который раз — не подумали об их кошельках. Кстати, в России уже возникла новая проблема: на Дальнем Востоке не хватает модулей «ЭРЫ» для установки системы на подержанные автомобили. Да, в России и на них нужно устанавливать такое устройство. Остается надеяться, что в Беларуси изучат опыт российских коллег перед вводом такой системы. По крайней мере, время еще есть.

Владислав ЛУКАШЕВИЧ

lukаshеvісh@zvіаzdа.bу

Название в газете: Новая автомобильная «ЭРА»

Выбор редакции

Общество

Парад в Минске состоится 3 июля в 9 часов вечера

Парад в Минске состоится 3 июля в 9 часов вечера

Сейчас к нему готовится пешая колонна.  

Общество

Корреспонденты «Звязды» посетили «Волчьи норы»

Корреспонденты «Звязды» посетили «Волчьи норы»

Там отбывают наказание мужчины, впервые осужденные за незаконный оборот наркотиков.

Экономика

Частный бизнес выбирает Смиловичи

Частный бизнес выбирает Смиловичи

В этом убедилась корреспондент, посетив поселок.