Вы здесь

Собственный автомобиль больше не нужен?


С 24 августа в Минске заработал первый в нашей стране сервис по каршерингу (краткосрочной аренде автомобилей) Drіvеtіmе. Воспользоваться им можно, если у вас есть смартфон, активная банковская карта и, конечно, водительское удостоверение. Наш корреспондент протестировал новинку и выяснил, сможет ли такой сервис навязать борьбу такси, а также есть ли смысл отказываться от собственного авто.


Борьба с регистрацией

Начать надо с того, что же представляет собой каршеринг. Этот термин обозначает вид краткосрочной аренды автомобиля с поминутной или почасовой оплатой, которая обычно используется для коротких городских поездок. Подобная услуга чрезвычайно быстро набирает популярность во всем мире, поскольку человеку в таком случае необязательно покупать свою машину, а это — огромная экономия денежных средств. Сегодня во многих городах Европы владеть автомобилем дорого и не очень удобно, поскольку преимуществом на дорогах постепенно завладели велосипедисты и общественный транспорт. Вот и получается, что удобнее воспользоваться комфортным автомобилем, заплатить небольшую арендную плату и отправиться по своим делам, имея возможность оставить машину в любом из пунктов обслуживания. Но есть ли необходимость в таком сервисе в Беларуси? 

Чтобы зарегистрироваться в системе, нужно скачать программу на свой смартфон. Но это только начало, поскольку чтобы пользоваться такой необычной услугой, нужно пройти немало процедур. Сначала новому пользователю необходимо отправить пакет документов через программу, а уже потом работники сервиса определят, можешь ли ты воспользоваться каршерынгом или нет. Процесс, если честно, довольно длинный и не очень комфортный. 

Почему? Потому что потенциальному пользователю нужно отправить фотографии водительского удостоверения, талона к нему, а также снимки нескольких страниц паспорта. В конце нужно сделать селфи со своими правами. Понятно, что все это необходимо для спокойной работы сервиса, — все-таки, автомобиль стоит немалых денег. Однако многих пользователей такой запрос может и оттолкнуть: не каждый готов предоставить свои документы на осмотр пока не очень известного сервиса.

Также перед отправкой документов пользователь знакомится с официальным договором, который необходимо будет подписать. В нем существует раздел, который может оттолкнуть еще часть возможных клиентов. В подпункте «Ответственность сторон» прописаны варианты возможных штрафов. Например: в случае отключения или повреждения клиентам установленного в автомобиле мобильного терминала клиент оплачивает арендодателю штраф в размере 4500 рублей. Или вот: при завершении аренды и оставления автомобиля на территории, в которую нет общего доступа, на территории закрытой или специализированной стоянки, на территории, для доступа в которую необходимо разрешение, а также оставление автомобиля с нарушением правил парковки, клиент оплачивает арендодателю штраф в размере 350 рублей. Признаюсь, когда я читал договор, появились мысли о том, что подписывать договор — не лучшая идея.

Тем не менее, документы отправлены, с договором пользователь ознакомлен, теперь необходимо одобрение от сервиса. Кстати, чтобы получить одобрение, клиенту должно быть не менее 21 года, а стаж вождения должен быть не менее 1 года. Через пять дней я получил сообщение, в котором было написано, что моя кандидатура одобрена и нужно приехать в салон мобильного оператора, чтобы заключить договор. Кстати, еще один не очень комфортный момент: уже буквально через час я был в салоне связи, однако в базе моя кандидатура все еще не была одобрена. В отделе технической поддержки меня попросили подождать десять минут, после чего мои данные действительно появились. Договор подписан, можно ехать!

Во время управления

Когда кажется, что наконец все готово и можно ездить, всплывает предсказуема проблема. Поскольку сервис только начал свою работу, имеющихся автомобилей в нем попросту мало. До конца года может появиться 100 арендных машин, однако пока там около 40 автомобилей. Поэтому, если ты не работаешь или не живешь в центре столицы, то шансов, что свободный автомобиль будет от тебя за пять минут ходьбы, очень немного. Однако мне повезло: я шел по площади Независимости, тогда как сервис нашел ближайшую машину на улице Ленинградской и тут же мне сообщил. Пять минут — и я за рулем.   

Что же за автомобили предлагает сервис? В большей степени — это маленький хэтчбек Rаvоn 2, который является близнецом Сhеvrоlеt Sраrk. Именно он мне и достался. Также встречаются Rеnаult Sаndеrо Stерwау. Перед тем, как сесть в свой автомобиль, обязательно нужно его осмотреть на предмет различных повреждений. Если видите какое-то повреждение — обязательно фотографируйте, после чего отправляйте в техническую поддержку. Это очень важно, так как если не сообщить о проблеме, штраф за царапину на капоте может прилететь вам. После осмотра можно садиться в автомобиль. Здесь у читателей должен возникнуть вопрос: а как открыть и завести машину? Все просто: ключ уже находится в зажигании, а открывается автомобиль с кнопки на смартфоне клиента.

Недаром маленькие городские хэтчбеки пользуются популярностью в Европе: чтобы перемещаться по городу и не заботиться о парковке, это идеальный вариант. Машина мне досталась юркая и неожиданно динамичная: автоматическая коробка передач работала очень уверенно и легко. Внутри места не очень много, однако для нескольких человек и недолгой поездки в пределах города джип и не нужен. Единственный минус заключается в том, что на задних боковых стеклах автомобиля размещена реклама сервиса, что немного мешает при выезде с парковки. Парктроников и камеры заднего вида в автомобиле не было, а ограниченный обзор из-за рекламы на стекле действительно не способствовал комфортному выезду из парковочного места.

Но это мелочи: в целом, автомобиль очень приятный в управлении, оснащен такими опциями, как кондиционер и Bluеtооth. Немного смутил расход топлива: удивительно, но такая маленькая машина расходовала 10 литров топлива на 100 километров! Но это не важно, так как клиент за топливо не платит. Кстати, о посещении заправок: автомобиль необходимо заправить, когда включился индикатор низкого уровня топлива. Для этого нужно взять топливную карту в бардачке, пин-код написан на карте. После заправки надо сделать фото чека заправки на фоне приборной панели и прислать в поддержку. За каждую самостоятельную заправку сервис компенсирует 15 бесплатных минут пользования.

И, наконец, самое главное для любого клиента — это цены. Существует два тарифа, которые можно выбрать в начале поездки, — минутный и суточный. Минута езды стоит 29 копеек, минута ожидания — 6 копеек. У этого тарифа есть лимит — 70 километров, за каждый следующий километр списывается 19 копеек. В суточном тарифе все просто — за 24 часа платишь 99 рублей. Лимит — 200 километров, каждый последующий — 19 копеек. Я выбрал минутный тариф, и за путь от улицы Ленинградской до редакции газеты на улице Богдана Хмельницкого отдал 7 рублей 89 копеек. Да, недешево, но есть нюанс: я пользовался сервисом впервые, минут пять ушло на знакомство с автомобилем, налаживание сиденья и зеркал, а еще 7—8 минут после завершения поездки ушло на поиск парковочного места. В общем, уложиться можно было и за 20 минут, что стоило бы 5 рублей 8 копеек. А вот этот счет уже вполне сопоставим с такси.

Каков вердикт?

Каршеринг — это действительно новый вариант для перемещения по столице, поэтому выводы о перспективах сервиса делать пока рано. Ясно одно: у жителей Минска появилась еще одна возможность для того, чтобы комфортно ездить по городу. Кстати, о комфорте: если вы не очень уверенно чувствуете себя за рулем, то лучше воспользоваться такси или другим видом транспорта. Из-за того, что я впервые водил подобный автомобиль, чувствуешь себя не очень уверенно. Поэтому я бы посоветовал молодым водителям не торопиться отправляться за руль, а пересесть на пассажирское сиденье такси. А вот опытные водители наверняка почувствуют положительные эмоции от управления новым автомобилем. 

Если говорить о выгоде, то каршеринг в большинстве случаев выйдет дороже других видов транспорта. Но, опять же, все зависит от ситуации: если нет пробок, а ехать недалеко и с парковкой повезет, то тогда, может, получится и дешевле такси. Но это, скорее, идеальный сценарий. К тому же, не надо забывать об ответственности: водитель чувствует немалый стресс.

Зато сравнивать такой сервис по выгоде гораздо интереснее с личным автомобилем. Если в ближайшее время количество таких автомобилей значительно увеличится, то тогда об этом можно задуматься. В конце концов, в собственной машине слишком много расходов: это не только топливо, но и страховка, расходные материалы, техосмотр, шины... А каршеринг позволяет не думать об этом. Если вы используете такую ​​программу, вы платите только за время — все остальное в ответственности самого сервиса.

Каршеринг пока нельзя назвать конкурентом такси — об этом можно говорить только в том случае, если цены на краткосрочную аренду будут снижены. Поэтому пока такой сервис можно считать только возможной альтернативой для собственного автомобиля, да и то с натяжкой: не каждый будет ежедневно искать машину (она же не будет ждать под домом) и не каждый готов мириться с тем, что автомобилем пользуется кто-то еще.

Владислав ЛУКАШЕВИЧ 

lukashevich@zvіazda.by

Фото Надежды БУЖАН

Выбор редакции

Общество

Память сердца. День вывода контингента советских войск из Афганистана

Память сердца. День вывода контингента советских войск из Афганистана

На мемориальном «Острове слез» пройдет традиционный митинг-реквием и встреча однополчан-афганцев

Как женщине оставаться женщиной? Знает Елена Делендик

Как женщине оставаться женщиной? Знает Елена Делендик

Елена Делендик — создательница «Школы очарования».