Вы здесь

Собственный автомобиль больше не нужен?


С 24 августа в Минске заработал первый в нашей стране сервис по каршерингу (краткосрочной аренде автомобилей) Drіvеtіmе. Воспользоваться им можно, если у вас есть смартфон, активная банковская карта и, конечно, водительское удостоверение. Наш корреспондент протестировал новинку и выяснил, сможет ли такой сервис навязать борьбу такси, а также есть ли смысл отказываться от собственного авто.


Борьба с регистрацией

Начать надо с того, что же представляет собой каршеринг. Этот термин обозначает вид краткосрочной аренды автомобиля с поминутной или почасовой оплатой, которая обычно используется для коротких городских поездок. Подобная услуга чрезвычайно быстро набирает популярность во всем мире, поскольку человеку в таком случае необязательно покупать свою машину, а это — огромная экономия денежных средств. Сегодня во многих городах Европы владеть автомобилем дорого и не очень удобно, поскольку преимуществом на дорогах постепенно завладели велосипедисты и общественный транспорт. Вот и получается, что удобнее воспользоваться комфортным автомобилем, заплатить небольшую арендную плату и отправиться по своим делам, имея возможность оставить машину в любом из пунктов обслуживания. Но есть ли необходимость в таком сервисе в Беларуси? 

Чтобы зарегистрироваться в системе, нужно скачать программу на свой смартфон. Но это только начало, поскольку чтобы пользоваться такой необычной услугой, нужно пройти немало процедур. Сначала новому пользователю необходимо отправить пакет документов через программу, а уже потом работники сервиса определят, можешь ли ты воспользоваться каршерынгом или нет. Процесс, если честно, довольно длинный и не очень комфортный. 

Почему? Потому что потенциальному пользователю нужно отправить фотографии водительского удостоверения, талона к нему, а также снимки нескольких страниц паспорта. В конце нужно сделать селфи со своими правами. Понятно, что все это необходимо для спокойной работы сервиса, — все-таки, автомобиль стоит немалых денег. Однако многих пользователей такой запрос может и оттолкнуть: не каждый готов предоставить свои документы на осмотр пока не очень известного сервиса.

Также перед отправкой документов пользователь знакомится с официальным договором, который необходимо будет подписать. В нем существует раздел, который может оттолкнуть еще часть возможных клиентов. В подпункте «Ответственность сторон» прописаны варианты возможных штрафов. Например: в случае отключения или повреждения клиентам установленного в автомобиле мобильного терминала клиент оплачивает арендодателю штраф в размере 4500 рублей. Или вот: при завершении аренды и оставления автомобиля на территории, в которую нет общего доступа, на территории закрытой или специализированной стоянки, на территории, для доступа в которую необходимо разрешение, а также оставление автомобиля с нарушением правил парковки, клиент оплачивает арендодателю штраф в размере 350 рублей. Признаюсь, когда я читал договор, появились мысли о том, что подписывать договор — не лучшая идея.

Тем не менее, документы отправлены, с договором пользователь ознакомлен, теперь необходимо одобрение от сервиса. Кстати, чтобы получить одобрение, клиенту должно быть не менее 21 года, а стаж вождения должен быть не менее 1 года. Через пять дней я получил сообщение, в котором было написано, что моя кандидатура одобрена и нужно приехать в салон мобильного оператора, чтобы заключить договор. Кстати, еще один не очень комфортный момент: уже буквально через час я был в салоне связи, однако в базе моя кандидатура все еще не была одобрена. В отделе технической поддержки меня попросили подождать десять минут, после чего мои данные действительно появились. Договор подписан, можно ехать!

Во время управления

Когда кажется, что наконец все готово и можно ездить, всплывает предсказуема проблема. Поскольку сервис только начал свою работу, имеющихся автомобилей в нем попросту мало. До конца года может появиться 100 арендных машин, однако пока там около 40 автомобилей. Поэтому, если ты не работаешь или не живешь в центре столицы, то шансов, что свободный автомобиль будет от тебя за пять минут ходьбы, очень немного. Однако мне повезло: я шел по площади Независимости, тогда как сервис нашел ближайшую машину на улице Ленинградской и тут же мне сообщил. Пять минут — и я за рулем.   

Что же за автомобили предлагает сервис? В большей степени — это маленький хэтчбек Rаvоn 2, который является близнецом Сhеvrоlеt Sраrk. Именно он мне и достался. Также встречаются Rеnаult Sаndеrо Stерwау. Перед тем, как сесть в свой автомобиль, обязательно нужно его осмотреть на предмет различных повреждений. Если видите какое-то повреждение — обязательно фотографируйте, после чего отправляйте в техническую поддержку. Это очень важно, так как если не сообщить о проблеме, штраф за царапину на капоте может прилететь вам. После осмотра можно садиться в автомобиль. Здесь у читателей должен возникнуть вопрос: а как открыть и завести машину? Все просто: ключ уже находится в зажигании, а открывается автомобиль с кнопки на смартфоне клиента.

Недаром маленькие городские хэтчбеки пользуются популярностью в Европе: чтобы перемещаться по городу и не заботиться о парковке, это идеальный вариант. Машина мне досталась юркая и неожиданно динамичная: автоматическая коробка передач работала очень уверенно и легко. Внутри места не очень много, однако для нескольких человек и недолгой поездки в пределах города джип и не нужен. Единственный минус заключается в том, что на задних боковых стеклах автомобиля размещена реклама сервиса, что немного мешает при выезде с парковки. Парктроников и камеры заднего вида в автомобиле не было, а ограниченный обзор из-за рекламы на стекле действительно не способствовал комфортному выезду из парковочного места.

Но это мелочи: в целом, автомобиль очень приятный в управлении, оснащен такими опциями, как кондиционер и Bluеtооth. Немного смутил расход топлива: удивительно, но такая маленькая машина расходовала 10 литров топлива на 100 километров! Но это не важно, так как клиент за топливо не платит. Кстати, о посещении заправок: автомобиль необходимо заправить, когда включился индикатор низкого уровня топлива. Для этого нужно взять топливную карту в бардачке, пин-код написан на карте. После заправки надо сделать фото чека заправки на фоне приборной панели и прислать в поддержку. За каждую самостоятельную заправку сервис компенсирует 15 бесплатных минут пользования.

И, наконец, самое главное для любого клиента — это цены. Существует два тарифа, которые можно выбрать в начале поездки, — минутный и суточный. Минута езды стоит 29 копеек, минута ожидания — 6 копеек. У этого тарифа есть лимит — 70 километров, за каждый следующий километр списывается 19 копеек. В суточном тарифе все просто — за 24 часа платишь 99 рублей. Лимит — 200 километров, каждый последующий — 19 копеек. Я выбрал минутный тариф, и за путь от улицы Ленинградской до редакции газеты на улице Богдана Хмельницкого отдал 7 рублей 89 копеек. Да, недешево, но есть нюанс: я пользовался сервисом впервые, минут пять ушло на знакомство с автомобилем, налаживание сиденья и зеркал, а еще 7—8 минут после завершения поездки ушло на поиск парковочного места. В общем, уложиться можно было и за 20 минут, что стоило бы 5 рублей 8 копеек. А вот этот счет уже вполне сопоставим с такси.

Каков вердикт?

Каршеринг — это действительно новый вариант для перемещения по столице, поэтому выводы о перспективах сервиса делать пока рано. Ясно одно: у жителей Минска появилась еще одна возможность для того, чтобы комфортно ездить по городу. Кстати, о комфорте: если вы не очень уверенно чувствуете себя за рулем, то лучше воспользоваться такси или другим видом транспорта. Из-за того, что я впервые водил подобный автомобиль, чувствуешь себя не очень уверенно. Поэтому я бы посоветовал молодым водителям не торопиться отправляться за руль, а пересесть на пассажирское сиденье такси. А вот опытные водители наверняка почувствуют положительные эмоции от управления новым автомобилем. 

Если говорить о выгоде, то каршеринг в большинстве случаев выйдет дороже других видов транспорта. Но, опять же, все зависит от ситуации: если нет пробок, а ехать недалеко и с парковкой повезет, то тогда, может, получится и дешевле такси. Но это, скорее, идеальный сценарий. К тому же, не надо забывать об ответственности: водитель чувствует немалый стресс.

Зато сравнивать такой сервис по выгоде гораздо интереснее с личным автомобилем. Если в ближайшее время количество таких автомобилей значительно увеличится, то тогда об этом можно задуматься. В конце концов, в собственной машине слишком много расходов: это не только топливо, но и страховка, расходные материалы, техосмотр, шины... А каршеринг позволяет не думать об этом. Если вы используете такую ​​программу, вы платите только за время — все остальное в ответственности самого сервиса.

Каршеринг пока нельзя назвать конкурентом такси — об этом можно говорить только в том случае, если цены на краткосрочную аренду будут снижены. Поэтому пока такой сервис можно считать только возможной альтернативой для собственного автомобиля, да и то с натяжкой: не каждый будет ежедневно искать машину (она же не будет ждать под домом) и не каждый готов мириться с тем, что автомобилем пользуется кто-то еще.

Владислав ЛУКАШЕВИЧ 

lukashevich@zvіazda.by

Фото Надежды БУЖАН

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Партизанские рукописи — бесценные свидетельства военного времени

Партизанские рукописи — бесценные свидетельства военного времени

Партизанские журналы — на самом деле уникальные информационные сборники, значение и важность которых понимали в том числе их создатели и читатели.  

Общество

Белорусские ученые представили более 300 разработок и технологий

Белорусские ученые представили более 300 разработок и технологий

На юбилейной выставке Национальной академии наук.  

Общество

На лечение и охоту. Что привлекает иностранцев в Беларуси?

На лечение и охоту. Что привлекает иностранцев в Беларуси?

Белорусские санатории перестали быть местом отдыха преимущественно пожилых людей. 

Общество

Птицы, люди, цитаты из классиков: кто, как и зачем раскрашивает города

Птицы, люди, цитаты из классиков: кто, как и зачем раскрашивает города

Корреспондент «Звязды» встретилась с художником Александром Благием.