Вы здесь

В Минске прошел отбор на творческий телеконкурс «Талант страны—2»


...Несколько девушек распеваются под окнами, а «коллега» постарше в ярком сценическом наряде делает селфи на крыльце, пока внутри шумят, выполняют артикуляционные упражнения, ждут своей очереди и невероятно волнуются десятки других претендентов. На четыре дня в начале сентября Белорусская академия музыки превратилась в экзаменационный центр для одаренных детей и подростков из всех регионов страны, а также их родителей и педагогов. Здесь представители канала ОНТ и приглашенные эксперты проводили кастинги юных вокалистов, инструменталистов, танцоров и артистов оригинального жанра — будущих участников телепроекта «Талант страны—2». Журналисты «Звязды» побывали в закулисье отбора нынешнего шоу.


 

И в гипсе, и через черный ход

В этом году свои таланты на суд отборочного жюри вынесли около 500 претендентов. География впечатляет: Бобруйск, Мозырь, Гродно, Минск, Могилев, Старые Дороги, Жодино, Гомель...

Традиционно самая большая конкуренция — среди вокалистов, которых на кастинг собралось несколько сотен, причем абсолютное большинство — девушки. Но духа борьбы мы не ощутили, как ни старались, — может, это сами стены Академии музыки настраивали участников на мирный и творческий, а не агрессивно-соревновательный лад? Вот в углу холла девушки-подростки помогают друг другу прикрепить к костюму порядковые номера, а вот под самыми дверями аудитории, где заседает строгое жюри, малышка устроила игру в «чи-чи-по» (одна из разновидностей «камень-ножницы-бумага»). Впрочем, и жюри оказалось не таким уж строгим, в чем мы также убедились, заглянув в «судебные залы». Практически каждого участника судьи — известные артисты, композиторы, преподаватели музыки, телевизионные продюсеры — старались не только прослушать, но и ободрить, раскрепостить, разговорить.  

— Что у тебя с рукой? — удивилось жюри, увидев 9-летнюю минчанку Машу Мойсак с гипсом.

— Каталась на велике, и там камень вдруг выскочил, а я затормозить не успела, и вот так упала, сейчас в школу не хожу, врач запретил, чтобы не толкнули случайно и кости не сместились! — на одном дыхании выпалила девочка.

— В школу не пошла, а к нам смогла? — подкололи взрослые.

— Да! — не растерялась девочка. — Я еще в прошлом году была на кастинге вместе с одним фокусником, он мой друг, и очень захотела сама попробовать, так что сегодня, можно сказать, мой дебют, — и так же, не сбавляя оборотов, Маша выдала резвую песенку, под которую некоторые судьи даже начали пританцовывать.  

Другая минская школьница поразила пробивной силой: несмотря на то, что девушке уже исполнилось 16 лет — и значит, по условиям конкурса она не может попасть в проект, — прошла на кастинг буквально через черный ход, чтобы выдать рок. «Очень хотела к вам попасть», — призналась девушка. — «Подделывайте паспорт», — полушутя посоветовал в ответ композитор Леонид Ширин. Свою порцию добрых слов за усердие, харизму и бойцовский характер девушка получила, а путевку в эфир — нет: правила есть правила.

Вокалисты пытались взять кто чем: одни выбирали эффектный сценический образ, другие — интересный репертуар, замахиваясь на композиции Адель и Ольги Кормухиной, отрывки из оперетт и старые советские хиты. Несколько участников, случайно или намеренно, исполняли песни членов жюри — в частности, нынешний «евровизийный» хит группы Navіband. «Это очень непривычно — слышать свою песню сбоку, в другом исполнении», — немного смущенно признались Ксения Жук и Артем Лукьяненко, еще не зная, что за дверью распевают звонкое «Хэй, хэй!» И другие кандидаты... 

«Среди участников-вокалистов очень много «народников» и мало академического вокала, — отмечает руководитель дирекции спецпроектов ОНТ Анжелина Микульская. — Очень интересно, что многие самые маленькие артисты дают фору старшим участникам своей открытостью, искренностью, уверенностью и раскрепощенностью. А у подростков уже есть понятие формата, они уподобляются популярным артистам и не дают рассмотреть самих себя... Что еще хочется отметить — выбор репертуара. Часто на детских конкурсах он один и тот же, даже через десять лет звучат те самые песни, многие из которых современные дети уже не понимают. И на этом фоне отчетливо видно тех, кто сознательно выбрал музыку, кто планирует связать с этим жизнь, — у них совсем другой подход, понимание того, какая большая работа впереди».

«Мне приятно видеть на кастинге детей с эмоциональной подачей и глубоким пониманием того, что они делают, — добавляет заведующий кафедры пения Академии музыки Татьяна Цыбульская. — Конечно, чаще всего кандидаты поют «эстраду» — это более популярный, демократичный, доступный каждому путь, но и здесь важно развивать в себе личность, а не копировать других исполнителей. Никому не нужны вторые Селин Дион, Виктор Цой или Полина Гагарина. Поэтому следует стремиться быть первым, самим собой. И даже если не посчастливится пройти настоящий отбор, нужно не опускать руки, а идти дальше, искать себя и верить в свою удачу — поверьте, при наличии таланта любой величины это очень важный фактор».  

Не музыкой одной

Немного было среди нынешних кандидатов сольных танцоров. «В хореографических кружках и студиях дети все больше занимаются коллективно, добиваются слаженности движений, а это мастерство педагога-хореографа. Нас же больше интересует, как раскрывается в искусстве танца личность, индивидуальность самих артистов, а с этим, как выясняется, существует определенная проблема», — поделились наблюдениями организаторы.

Оценивать творчество, не имея соответствующего художественного образования, очень тяжело — поэтому для нас, журналистов, кандидаты были чудесными все без исключения. Но некоторые — еще и особенно трогательными, как «хрустальная девочка» Кира Ламейко. У Киры сложный диагноз — несовершенный остеогенез, или, проще говоря, повышенная ломкость костей, из-за чего неосторожные движения могут привести к переломам, поэтому ее выступление стало образцом не столько искусства, сколько жизнелюбия и силы духа... 

В третий день отбора Академию музыки снова заполнили взволнованные школьники — музыканты-инструменталисты с педагогами и концертмейстерами. У одних за плечами — футляры с аккордеоном, другие пользуются «местными» цимбалами и фортепиано. «В моем детстве большинство очереди состояло бы из гитаристов, а сегодня, кажется, вообще ни одного нет», — немного грустно замечает коллега-телевизионщик. Мы также мальчиков и девушек с гитарами не заметили — зато послушали вместе с судьями ряд классических и джазовых, старинных и современных произведений в исполнении гармонистов, пианистов, флейтистов, мастеров цимбал и мандолины. Кстати, в этой номинации почти не было случайных участников — детей, занимающихся музыкой по воле родителей. Музыкальный стаж большинства юных кандидатов приятно поразил: в 10—15-летнем возрасте практически все они учатся в музыкальных школах и осваивают любимые инструменты по 6, 8, 9 лет. Впрочем, как подтвердила собственным примером ученица гродненской спецшколы-интерната для детей с нарушениями зрения Настя Гуренкова, даже если конкурсный «послужной список» и опыт у тебя еще маленький, а любовь к музыке — большая, хорошие результаты не заставят себя ждать...

Безусловно, одним из самых впечатляющих и эмоциональных стал заключительный день кастинга, на который приглашались юные декламаторы, актеры, комики, фокусники, цирковые гимнасты и другие представители оригинального жанра. Здесь нас тоже ждал ряд удивительных открытий: например, одна школьница неожиданно выбрала для художественного чтения стихотворение «Комсомольский билет» Аркадия Кулешова, а второй, маленький мальчик, читал стихи о любви — и так растрогался, что сам заплакал...

Вообще, как отмечает ректор Академии музыки, председатель совета Специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи Екатерина Дулова, которая уже второй год входит в жюри проекта, отношение юных артистов к конкурсу стало более ответственным: «Конкурс набирает обороты, значит, он будет более сильным и интересным для зрителей и более серьезным для самих участников — у каждого из них должен быть определенный конкурсный опыт, уверенность в своих силах, а также должна присутствовать харизма, ощутимая буквально с первых мгновений на сцене. Лично меня, признаюсь, на фоне множества «копий» из популярного искусства некоторые участники порадовали — это не только талантливые дети, но и невероятно оптимистичные, живые, яркие, которые, я уверена, хорошо себя покажут». 

Буквально через неделю 48 из почти 500 претендентов получат «счастливые билетики» в телепроект и приступят к репетициям, а уже в начале ноября «Талант страны—2» выйдет в эфир. Кому из его участников в этом году достанется титул победителя и главный приз — грант Специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи? Следите за эфиром — и увидите! 

Справка «Звязды»

Первый общереспубликанский детский телевизионный конкурс «Талант страны», организованный совместно телеканалом ОНТ, Специальным фондом Президента по поддержке талантливой молодежи, Министерством культуры и Белорусской государственной академией музыки, стартовал в прошлом году. Из нескольких сотен кандидатов было отобрано 48 участников в двух возрастных группах: 5—10 и 11—15 лет, которые выступали в четырех творческих номинациях: вокальное искусство, хореография, инструментальное искусство и оригинальный жанр (включая декламации, актерское мастерство, цирковое искусство). Победителями первого сезона стали два юных пианиста:

София Курлович из Солигорска и минчанин Никита Шестаков.

Второй сезон проекта проводится по схожей схеме: 48 участников и всего 7 концертов, чтобы наиболее ярко раскрыть свои способности перед судьями и зрителями. Обязательно сохранится в «Таланте страны—2» традиция выступления в каждом концерте специальных гостей — одаренных детей, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах.  

Виктория ТЕЛЕШУК

Фото Марины БЕГУНКОВОЙ

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.