Вы здесь

Как в середине XVII века штурмовали витебскую ратушу


Штурм витебской ратуши в середине XVII века — малоизвестный факт даже для историков. Старший научный сотрудник Научно-технологического парка БНТУ "Политехник" Максим Макаров предложил нашим читателям первыми ознакомиться с подробностями этого эпизода. Документы, которые обнаружил он, а также Александр Довнар и Андрей Мацук, позволяют в подробностях понять, что произошло. 


Ратуша на чертеже 1664 года.

Неограниченная власть

— Витебская ратуша — здание бывшей городской администрации — объект гражданский. Однако 11 сентября 1749 года она выдержала настоящий штурм. Причина конфликта — борьба за должность витебского войта между местным воеводой Марцианом Михалом Огинским и полковником войск Великого княжества Литовского, будущим воеводой полоцким Юзефом Сосновским, — рассказывает Максим Макаров.

Город с магдебургским правом можно сравнить с современной свободной экономической зоной. Это — простор с особым, отличным от других, порядком ведения хозяйственной деятельности. И заместитель монарха в городе, где концентрировалась наиболее состоятельная и экономически активная часть населения, был особенным. Им являлся не воевода или староста, как для остальных территорий, а войт.

— После придания Витебску в 1597 году магдебургского права населения города было переведено под юрисдикцию войта-шляхтича. Его назначал сам король. Однако в феврале 1603 года последний самостоятельный магдебургский войт Александр Корвин-Гонсевский вынужден был передать свой пост воеводе Яну Завише. И войтовство почти на 150 лет попало в руки руководителей местной земской администрации, — продолжает историк.

С 1730-го воевода и войт — магнат Марциан Огинский. (Из его рода пошел и знаменитый композитор.) Его власть над городом была практически неограниченной, он не связывал ратушу с каким-то там "городским самоуправлением", а попросту считал ее "своей войтовской резиденцией". В 1739 году Огинский решил передать Витебское войтовство сыну Станиславу. И получил от короля Августа ІІІ письменное разрешение. Но за несколько последующих лет так и не решился реализовать задумку. А 14 июня 1748 года Станислав Огинский, на тот момент комендант витебский, неожиданно умер в Варшаве. И, с точки зрения верховных властей, должность войта стала вакантной.

Конечно, высокодоходные места не пустуют долго. 22 июня 1748 года король передал привилей на витебское войтовство полковнику Иосифу Сосновскому. Уже 3 июля тот дал присягу перед канцлером и актами метрики ВКЛ...

Марциан Огинский был в шоке от такого нежелательного развития событий и уступать не собирался. Попытался договориться с Сосновским "по хорошему", но не получилось.

Была такая "партия"

20 июля 1748 года в город прибыл шляхтич Казимир Ляховецкий-Чехович, которого Сосновский назначил своим заместителем (ландвойтом). Его ждал холодный прием. Вооруженная стража Огинских новоиспеченного ландвойта даже не пустила в ратушу. И под угрозой физической расправы он быстро покинул Витебск.

Как Огинский, так и Сосновский обратились в суды. Через некоторое время оба, хорошо осознавая ситуацию с исполнением судебных постановлений в Речи Посполитой, начали готовиться к силовому решению вопроса.

К концу лета 1749 года Сосновский сумел, наконец, собрать "партию", которая насчитывала около сотни хорошо вооруженных конных воинов. В ее состав, помимо собственно людей полковника, вошло 20 "надворных щитоносцев" подкомория смоленского Антония Храповицкого. Вместе с ними в "команду" вошли 13 солдат из состава Горы-Горецкого гарнизона графа Юзефа Сологуба. А также несколько слуг городничего оршанского Богуслава Шкультецкого.

Огинский был хорошо информирован о том, что делает "оппонент". 29 августа 1749 года в письме он писал, что Сосновский "собирается... атаковать ратушу". От чего "в бунтующим городе могут случиться криминалы и поднимет голову придавленная схизма (православие)". Он стянул в Витебск надворные войска, а также знать Борисовского староства и поместья Микулин. К защите, в общем, он подготовился основательно.

Ночью 11 сентября 1749 отряд Сосновского вошел в Витебск. И, не встретив сопротивления в предместьях, в предрассветной мгле подступил к зданию ратуши.

Юзеф Сосновский.

На штурм!

Ратуша с высокой барочной башней, что возвышается в центре города в наши дни, была возведена позже — в 1775 году. Известно, что прежнее здание ратуши, — то, которое собирался атаковать Сосновский — было каменным и оштукатуренным. Вокруг располагались многочисленные деревянные лавочки... Вероятно, весь комплекс был приблизительно таким, как на "чертеже" Витебска 1664 года. Сама ратуша была окружена остроколом и преобразована в импровизированную крепость.

Ночную стражу у ворот ратуши нес борисовский шляхтич Яська Барковский. Он услышал тихие шаги в темноте, облокотившись на ружье, перегнулся через частокол и спросил: "Кто идет?". В ответ грянул залп. Три пули навылет — две в грудь и одна в лоб (буквально разнесла череп), не оставили несчастному никаких шансов. Солдаты Сосновского стремительно пошли на штурм. При помощи заранее подготовленных инструментов они в трех местах подрубили и проломили ограждение. После чего ворвались во двор. Захваченные врасплох люди Огинского понесли потери. Пулей был смертельно ранен микулинский шляхтич Василий Колотырка (скончался через 3 дня). Тяжелые раны получили шляхтич Демид Никитин и рейтер (кавалерист) Ян Соколовский.

Однако защитники быстро пришли в себя и встретили противника плотным ружейным огнем из окон. Не попасть на таком коротком расстоянии было трудно, и буквально за какие-то минуты отряд Сосновского значительно поредел. Два солдата были убиты, более десяти — ранены. Пыл штурмовых групп исчез. Они укрылись за поврежденным частоколом и начали методичный обстрел здания из ручного оружия. Причем, использовали такие не джентльменские заряды, как рубленные гвозди, стеклянные пули и просто толченое стекло. Правда, серьезного ущерба людям Огинского, которые находились за толстыми кирпичными стенами, это стрельба не нанесла. 

Через полтора часа Юзеф Сосновский понял, что захватить ратушу не получится, и приказал своему отряду отступать. Люди полковника переправились на правый берег Двины и двинулись на запад. Трофеи победителей, собранные на поле боя, были небогатыми. "Добыли" пару пистолетов, кривую саблю, шпагу с железной рукоятью, бердыш, топорик без древка...

Город чудом не сгорел

Перед тем, как покинуть Витебск, разъяренные неудачей солдаты встретили на улице около фарного костела повара воеводы Огинского. Этот человек оказался там случайно и, видимо, не понимал ситуации. Люди Сосновского спросили, кто он. И после получения истинного ответа жестко зарубили бедолагу саблями "из седел".

Город же только чудом не сгорел, потому что всю ночь перед штурмом лил дождь.

В следующем году Марциан Огинский умер. И, то, за что проливалась кровь, само "упало" в руки полковника. Нужно ли было ему то Витебское войтовство? Уже в 1751 году он "передал" (надо понимать, продал) его Иосифу Сологубу.

"Герои" поздней Речи Посполитой были любителями выяснять отношения с себе подобными, штурмовать ратуши и устрашать гражданское население... Однако в эпоху разделов Речи Посполитой оказать какое-то серьезное сопротивление врагам своей страны они не смогли.

Александр ПУКШАНСКИЙ

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».