Вы здесь

На свадьбу в Автюки: а вы можете съесть яичницу из сорока яиц?


Вместе с командой проекта «Вперед в прошлое», который выходит по воскресеньям в эфире телеканала «Беларусь 3», традиционно путешествует и наш корреспондент. В течение сентября выпуски программы рассказывают, как на Осиповиччине, Калинковиччине да в Ельском районе издревле отмечали свадьбу и дожинки. Часто в жизни белорусов эти торжества соседствовали и приходились на конец лета — начало осени. Сегодня вспоминаем самые яркие моменты из этих путешествий.


Хозяева хлебом-солью приветствуют жниц, вернувшихся с поля.

Колосок и Калинка приглашают

На въезде в столицу юмора, знаменитые Большие Автюки, что на Калинковиччине, вас приветствуют Колосок и Калинка. Калинка — так местные жители называют жену — дородная женщина, колосок — муж — худенький мужчинка с рюмкой в ​​руках. В Автюках любят пошутить, поэтому объясняют, что колосок не вырос высокий, потому что очень любит хмельные напитки.

Обычно много гостей сюда приезжает на фестиваль юмора, который проходит на перекрестке дорог между Большими и Малыми Автюками. Здесь звучат частушки, шутки, смешные истории из жизни. Участвуют и представители местной власти. Как-то по сюжету руководители исполкомов поссорились и нашли взаимопонимание только на специально установленной к празднику «скамье примирения». Кстати, и сегодня на ней могут помириться те, кто что-то не поделил.

Нас же пригласили на свадьбу, которую согласно старинным традициям устраивает местный фольклорный коллектив.

Певицы рассказали, что раньше свадьбы в Автюках справляли только в мясоед, в пост никогда не делали. Наиболее благоприятные времена — Рождество, после Пасхи и летом — после Петровки и Спасовки. Сначала жених с семьей шли свататься к молодой, а назавтра отмечали помолвку: дарили подарки самым родным. На помолвку приглашали и подруг невесты. Существовал особый обычай. Поскольку девушкам было жалко отпускать подругу в другую жизнь, то они внезапно приходили к сватам с тарелкой и пустой бутылкой и говорили: «Наша молодая большая, а бутылочка — маленькая. Наливайте, чтобы была нам полненькая».

Группа народной песни в Больших Автюках проведет свадьбу по старинным традициям.

Где настоящие, а где — поддельные?

Свадьбу здесь праздновали три дня. Начинался праздник в доме молодой. Все гости жениха — бояре и невесты — боярки собирались вместе.

Пели такую песню: 

Замкні-замкні мяне,мамка, у каморы,

Каб не ўзялі тыя госцікі нас з сабою.

Ці я цябе, мая донька, гадавала,

Каб я цябе ў каморы замыкала?

Я цяпер, мамка, не гарую,

Што ты аддаеш мяне замуж маладую

Ды купі мне зязюленькулугавую.

Лугавая зязюленька будзе кукаваць

І будзе мяне, маладую,пабуждаць.

Бо чужая мамка не пабудзіць,

Толькі выйдзе на вуліцу ды пасудзіць.

Когда приходили бояре в дом, обносили стол караваями (от семьи молодого и молодой) три раза, соревнуясь, «чей каравай выше». Но перед тем, как гости заходили в дом и садились за стол, родителям надо было «снести свечи» — как символ новой семьи. Пели при этом песню с такими словами: «Приступи, сваха, ко мне, и у тебя свеча, и у меня, и у тебя дитя, и у меня...»

Второй день свадьбы праздновали у молодого. Здесь замужняя женщина и оставалась ночевать. Символической песней «Загребай, мамка, жарь-жарь» она прощалась с родной семьей и переходила в новую. После того как свадебный каравай был разделен, играли в «запорожцев». Два мужчины становились спиной друг к другу, их связывали покрывалом. Так получался «конь», на который садился «запорожец». Запорожца нужно было угостить и одарить со всех сторон.

На третий день были уже так называемые «пярэзвы»: родственники и подруги невесты шли в гости к молодоженам, чтобы проверить, хорошо ли к девушке относятся, приняли ли ее в новую семью. Здесь теща проверяла зятя, пекла яичницу из сорока яиц и приказывала ее съесть. Помогать ему могли и друзья. Шутили и над молодыми: односельчане иногда приводили пару «поддельных» молодоженов, очень несчастную жену, которая уже успела родить воображаемого ребенка и забеременеть еще одним, и измученного мужа. А веселая беседа должна была показать, что те молодые и вправду «поддельные».

«Нивка-нивка, отдай нашу силку...»

А вот на Осиповиччине нас познакомили с особенностями здешних дожинок. Восстановить древний обряд коллективу народной песни «Вяселле», который создан при Кавгарском сельском клубе, помогли местные носители традиций. Они же передали молодым и песни, что издавна пели, завершая жатвы, и заказы, которые якобы гарантировали сохранение нынешнего и богатство следующего урожая.

Из последних сжатых колосьев в поле составляли последний дожиночный сноп. Его старшие жнеи передавали молодейшей, а потом дарили хозяину. Последний сноп нужно было хранить в углу до следующего урожая. Несколько колосьев оставляли незжатыми. Их украшали лентами и завивали так называемую бороду. Под украшенную бороду клали хлеб и соль — как жертвы духам нивки, колоски немного прикапывали землей — чтобы духам было уютно зимовать и они поспособствовали в следующем году плодородию поля и богатству урожая.

Проведя такой ритуал, жнеи катались по сжатой ниве, приговаривая: «Ніўка-ніўка, аддай нашу сілку, дай Божа другое лета даждаці, гусцейшае, каранейшае жыта жаці».

Возвращаясь со жатвы в деревню, к хозяину поля, жнеи пели такую ​​песню:

А ў нас сёння вайна была,

Мы ўсё поле зваявалі,

Усё жыта дажыналі,

Сноп апошні дажалі.

У ваш двор шырокі прынеслі.

Прымі, гаспадар, дажыначны сноп.

Приветствуя жниц на пороге дома, хозяин должен их угостить, поприветствовать хлебом-солью. Символическим был обряд выкупа снопа — так работницы получали денежное вознаграждение за жатву. А угощение за столом и банкет с песнями и танцами, которые длились чуть ли не до утра, отмечали завершение важной работы и служили хорошим отдыхом.

Марина ВЕСЕЛУХА

vesіaluha@zvіazda.by

Выбор редакции

Общество

Чем живет лучшая молодая семья штурмовой авиационной базы в Лиде

Чем живет лучшая молодая семья штурмовой авиационной базы в Лиде

Оба они поют, пишут стихи о своей семье и играют на музыкальных инструментах.  

Общество

Фронтовой повар о том, чем кормили красноармейцев

Фронтовой повар о том, чем кормили красноармейцев

Вместе с корреспондентом «Звязды» ветеран Великой Отечественной войны фронтовой повар Анна Воронова вспомнила про самые счастливые и самые горькие моменты жизни.

Экономика

Как уберечь собственные финансы в путешествии

Как уберечь собственные финансы в путешествии

Неотъемлемым аксессуаром путешествия сегодня является платежная карточка.

Общество

Легко ли быть молодым директором школы?

Легко ли быть молодым директором школы?

Успех учреждения образования — заслуга педколлектива, а неудача — ошибка ее руководителя.