Вы здесь

Как белорусский стартап меняет отрасль фитнес-браслетов


Сегодня так называемые фитнес-браслеты, или трекеры, стали неотъемлемой частью жизни многих людей, пропагандирующих здоровый образ жизни. Еще бы: они могут показать, сколько человек прошел за день, какой у него пульс, могут скорректировать сон. Однако в большинстве случаев подобные браслеты — это лишь полезное дополнение, без которого вполне может обойтись спортсмен, поскольку правильное питание и верный тренировочный цикл легко определит квалифицированный тренер. А что, если бы появился браслет, который мог бы сам определять меню, подсказывать упражнения, при этом основываясь на медицинских показателях? Именно такой продукт под названием RocketBody разрабатывается в столице Беларуси. Мы поговорили с фитнес-евангелистом и сооснователем белорусского стартапа Тимофеем ЛИПСКИМ, чтобы выяснить, насколько реально заменить тренера обычным фитнес-браслетом.


Технологии и спорт

— Можете объяснить простыми словами, что представляет собой проект RocketBody?

— Это экосистема, которая позволяет настроить режим и жизнь человека под определенный график, который по факту даст результат тренировок на 20% лучше, чем без нашего девайса. Как это возможно? С помощью специальных алгоритмов мы обрабатываем электрокардиограмму, которую снимаем с пользователя, и превращаем ее в уровень метаболизма — по сути, уровень энергии человека. Исходя из полученных результатов, мы можем управлять им с помощью специальных рекомендаций, к примеру по питанию. Также мы можем рекомендовать количество и интенсивность нагрузки, можем сигнализировать об уровне стресса, контролировать качество сна.

— И как это реализуется на практике?

— У нас есть специальное устройство — трекер-браслет (по виду оно напоминает популярные ныне фитнес-браслеты. — Авт.), а также приложение, которое является неотъемлемой частью продукта. Как мы обрабатываем электрокардиограмму? Нужно сделать важное замечание: мы не медицина. Любой врач, понимающий, что такое ЭКГ, скажет, что кардиограмма, снятая с двух рук, не имеет медицинской ценности. Это одновременно и правда, и неправда: мы не можем с помощью этого ЭКГ увидеть какие-то сердечные патологии и давать разумные рекомендации, нет. Но увидеть динамику изменения зубцов, сегментов по отношению друг к другу — можем. Нам этого достаточно, чтобы строить уровень метаболизма. Как мы снимаем ЭКГ? Браслет надет на одну руку, пальцем второй руки просто нужно прикоснуться к нему — и так держим от 16 секунд до минуты. И да, технологию мы уже запатентовали. В будущем будем добавлять отведения и с груди при желании.

— Для кого ваше устройство может быть полезно?

— Мы можем говорить о здоровом образе жизни в целом. Но не будем забывать, что ЗОЖ строится на спортивных нагрузках. Мы не можем гарантировать результат — повышение эффективности тренировок и достижение целей гораздо быстрее, — если человек не тренируется. Поэтому речь идет о спортсменах в разных видах спорта, где есть нагрузка — аэробная, силовая или кардио. Соответственно, таких видов множество, уровень спортсмена может быть любой — от новичка до профессионала. Сейчас наш основной акцент сосредоточен на фитнесе, потому что здесь у нас ключевая компетенция. Постепенно подключится бег и триатлон. Мы работаем с профессионалами из этих областей, чтобы структурировать работу приложения.

Необходимость, а не желание

— Как возникла идея создать такой продукт?

— Идея выросла из существующего бизнеса, построенного на работе со спортсменами. Я считаю, что многие процессы можно автоматизировать. Часть из того, что есть в нашем девайсе, было автоматизировано до этого — к примеру, расписание тренировок и план питания, но все это имело общий характер. Как и у большинства наших конкурентов, у нас нет индивидуального расчета, исходя из состояния организма человека. Нам для этого нужен был какой-то индикатор, маркер. Совершенно случайно я нашел себе приверженцев и партнеров, усилия которых мы объединили, и оказалось, что этот индикатор можно «вытащить» из ЭКГ. И теперь для нас достаточно просто управлять режимом человека, рекомендовать что-то, потому что мы знаем, на чем лично у вас это основано. Кроме того, наше устройство нужно еще и потому, что рынок перенасыщен неквалифицированными кадрами, в частности онлайн-тренерами, которых мы пытаемся заменить. Дело в том, что они часто пользуются шаблонными рекомендациями, которые как минимум не приносят пользу.

Так в перспективе может выглядеть браслет RocketBody.

— История успеха редко обходится без неудач, с какими трудностями столкнулись вы?

— Любой проект, который имеет под собой технологию и софт, уже в принципе тяжелый. Мы — стартап, мы никак не финансируемся со стороны. Все работают за свои деньги, на личном желании и инициативе. Для того чтобы разработать технологию, железо, софт, все это объединить, правильно позиционировать на рынке, требуется большое количество людей. Вот это было сложно — собрать команду. На это, по сути, у меня ушел год. Полгода мы работаем командой, которая сформирована сейчас. Это 15 человек. Сложности также связаны с объяснением и донесением сути технологии до потенциальных инвесторов. Непросто объяснить, что это не тот трекер, к которому мы привыкли. Обычно такие устройства собирают сухую статистику, не имеют рекомендательный характер, не дают аналитику. А мы исходим из обратной позиции: мы не заменяем другие фитнес-браслеты, мы заменяем неквалифицированных людей.

— В чем заключается отличительная особенность вашего трекера?

— Мы не расписываем рекомендации по белкам, жирам, углеводам и калориям, как делают многие. Мы прописываем конкретное меню с конкретными рецептами блюд. И человек может что-то менять в этом меню, выбирать продукты, ингредиенты и прочее. Это значительно упрощает взаимодействие буквально до двух кликов — например съел ты что-то или не съел. И это очень хорошо для статистики — мы понимаем, что чаще ест человек, а что реже.

Будущее не за горами

— На какой стадии разработки сейчас находится ваше устройство?

— Сейчас разрабатывается носимое устройство-прототип, которое уже умеет снимать ЭКГ. Когда оно будет готово, мы одновременно выпустим приложение, которое будем раздавать бесплатно или по символической стоимости. На фоне этого мы находимся в поиске инвестиций, внутреннего краудфандинга, для того, чтобы запустить первую серию в производство. Хочу подчеркнуть: мы не находимся в активном поиске инвесторов. То есть мы открыты к предложениям, готовы рассказать о продукте, но это не жизненно необходимо. Мы бы очень хотели запустить серийное производство в Китае через полгода, то есть в марте 2018-го. Кстати, для тех устройств, которые мы собираем и испытываем сейчас, детали заказываются в США. Теперь мы можем и хотим использовать наше приложение как рынок, возможно, даже со своей внутренней валютой. Внутренний рынок позволит продавать браслеты, услуги. Также это хорошая площадка для рекламы, поскольку мы достаточно точно понимаем, что происходит с человеком.

— Сколько будет стоить ваш трекер?

— Сейчас мы говорим о том, что финальная версия серийного браслета, где, кроме ЭКГ, будут еще пульсометр и сенсор движения, оценивается в 200 долларов. На данный момент у нас есть прототип, который мы хотим продавать, а если и продавать, то до 100 долларов точно. Может быть, и еще меньше. Финальная версия будет состоять из трекера и отлитого на нашем производстве ремешка.

— Каков идеальный сценарий развития RocketBody?

— Наша задача проста: вывести на рынок полезное и реально работающее устройство. Это первостепенная задача. Кроме этого, мы работаем над построением инфраструктуры вокруг этого трекера. Я говорю и о мобильном приложении, и о внутреннем рынке, возможной монетизации — будь то реклама или магазин. Чтобы мы получали доход не только от продажи железа, но и от продажи софта. Мы планируем в будущем собирать еще больше информации и обучать нейросети, что позволит нам быть очень гибкими. Когда нам удастся построить такой комплекс — а это я рассчитываю сделать в течение ближайшего года или полутора лет, — мы планируем продать наш конечный продукт. Мы собираемся войти в крупную корпорацию, потому что объективно выходить на рынок и конкурировать с гигантами критически сложно, если это вообще имеет смысл. А вот оставить центр разработки за нами, работая в составе крупного бренда, — это интересно.

Владислав ЛУКАШЕВИЧ

lukashevich@zvіazda.by

В тему

Алексей Шабловский, директор Центра поддержки предпринимательства «Стартап технологии»:

— Насколько часто среди белорусских стартапов встречаются инновационные? В какой сфере?

— Действительно инновационных стартапов немного в мире в целом. Аналогичная ситуация и в Беларуси. Стартапы, которые создают технологические инновации, на вес золота. Нет, они дороже золота. Совсем недавно белорусский стартап AІMATTER был продан корпорации Google. Сумма, конечно, традиционно не разглашается. Очевидно, что речь идет о десятках миллионов долларов. Уникальность сделки в том, что впервые белорусская компания была приобретена крупнейшей ИТ-корпорацией мира.

— Встречались ли в вашей практике стартапы, продукция которых поставлялась бы на рынки стран ЕАЭС: России, Армении, Казахстана, Кыргызстана?

— Особенность стартапов и заключается в том, что они распространяют свою продукцию и сервисы во многих странах. Например, известный белорусский стартап maps.me завоевал огромную популярность во всем мире, в том числе на территории стран ЕАЭС. В 2011 году проект стартовал на нашей площадке Startup Weekend. Также хочется отметить проект RocketBody, который был призером нашего мероприятия Startup Weekend в мае 2016 года.

Еще один проект, который взял свое начало на нашем мероприятии Іnvest Weekend, — TRіNіTі. Это роботизированный кинезитренажер — рабочая станция реабилитолога, решающая проблему повышения эффективности реабилитации пациентов с двигательными нарушениями. Проект TRіNіTі уже прошел путь от идеи до рабочего прототипа. Сегодня стартап размещается на площадке Минского технопарка и уже продает свою продукцию в Российскую Федерацию. Планирует выход на рынки Казахстана и США.

Вероника ПУСТОВИТ

pustavіt@zvіazda.by

Название в газете: Держи руку на пульсе

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.