Вы здесь

Проекты стран ЕАЭС по транспорту: конкуренция и сотрудничество


Вопросы согласованной транспортной политики стран ЕАЭС всегда на слуху. Эта сфера влияет как на экономическое сотрудничество между нашими странами, например, через перевозку грузов, так и на мобильность граждан. Мы поговорили с министром транспорта и коммуникаций Беларуси Анатолием СИВАКОМ о будущем наших дорог, взаимодействии в союзе и резонансном проекте Е40.


Есть над¬еж¬да, что за ближайшие 8 лет «Белавиа» вы¬рас¬тет еще ра¬за в два-три.

— Белорусская железная дорога — один из лидеров в транспортном комплексе страны. В каких направлениях сейчас идет ее развитие?

— В основе развития находится эффективность перевозок грузов и пассажиров. Снижение себестоимости и того, и другого — постоянный процесс. Одним из главных его элементов является расширение полигона электротяги и связанное с ним обновление подвижного состава. В сентябре железнодорожники дают напряжение на участок от Молодечно в сторону Литвы. Дальше будут двигаться с электрификацией в сторону Украины. Электрификация позволяет в дальнейшем уменьшить себестоимость перевозок и тем самым повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта страны с учетом наших соседей и маршрутов, которые могут идти по Беларуси.

Что касается строительства дополнительных линий, пропускная способность белорусской сети железных дорог в настоящее время достаточно высокая. Она сегодня выше, чем, например, у нашей соседки — Польши. Развитие в части пропускной способности — это всегда процесс, который должен увязываться с нашими соседями.

Если брать дальнюю перспективу, то белорусские железнодорожники участвуют в работах по развитию высокоскоростного движения. Совсем недавно в России презентован проект высокоскоростной магистрали «Евразия», которая должна соединить Китай и Западную Европу. Эта магистраль будет проходить в том числе по территории Беларуси. Для нас это вопрос будущего — следующей пятилетки.

— Развитая транспортная сеть важна и в части автомобильных дорог. Начало реконструкции участка М10, через который, как планируется, будет проходить «Меридиан» (магистраль из Китая в Западную Европу), запланировано только на следующий год. Насколько сегодня наши дороги готовы к увеличению потока машин?

— У нас далеко не использованы пропускные способности автодорог, как и в железнодорожном транспорте. И сегодня мы достаточно активно продвигаемся дальше по их развитию: переводим в первую категорию. «Меридиан» — это новый коридор, есть планы по его строительству в Российской Федерации. Безусловно, если он будет реализован, одновременно и мы будем стремиться, чтобы нашу М10 соединить с ним и получить второй международный коридор по направлению Китай — Западная Европа. Но это должны быть согласованные планы. Обновление нашей дороги без строительства в России будет не настолько эффективно, как и без польской дороги А2, которая тоже должна развиваться. Это взаимоувязанный процесс. Пропускная способность должна быть с соседними странами синхронизирована.

— А легко ли согласовывать действия со странами в рамках Евразийского экономического союза?

— У нас нет другого пути, кроме как находить взаимопонимание. Каждый вид транспорта — самостоятельная структура. Они конкурируют в известной доле между собой. Государства собираются и договариваются о правилах, чтобы транспорт функционировал более эффективно. В нашем регионе объединяющую роль выполняет ЕЭК. Через механизмы в рамках комиссии мы стремимся снять барьеры и сделать условия для перевозчиков различных стран одинаковыми. Не должно быть никаких преимуществ для собственного перевозчика в отношении перевозчика иностранного. Это более глубокий уровень интеграции.

— Летом министры транспорта государств — членов ЕАЭС одобрили план либерализации воздушного и судоходного транспорта в рамках союза. Какие этапы пройдет каждая из стран, прежде чем в 2025 году заработает единое воздушное пространство?

— В наших дорожных картах определены сроки движения к конечной цели. Подготовка к 2025 году — это всегда улучшение функционирования конкретного перевозчика. Это процесс постоянный. Понимание должно быть такое: если хозяйствующий субъект не будет работать над снижением себестоимости, то в 2025 году он будет ощущать проблемы на рынке, который станет более обширным, что для Республики Беларусь, безусловно, благо. Но режим станет более жестким, потому что рынок будет доступен на порядок большему количеству перевозчиков.

— Как повлияет создание единого пространства на цены для пассажиров? Может быть, появятся новые лоукосты?

— В основе цены услуги всегда лежит себестоимость. Если мы говорим, что нужно снижать себестоимость, фактически это означает, что в перспективе идет снижение цены. Более сильная конкурентная среда этому тоже способствует.

Условия работы лоукоста — это особые взаимоотношения с аэропортами по стоимости услуг. Когда отдельный аэропорт идет на то, чтобы привлечь к себе пассажиров, он снижает ставки для перевозчиков порой даже ниже себестоимости.

Сама стоимость билета — это не только себестоимость затрат авиакомпании, но и не малая доля затрат на воздушное пространство и на аэропорт.

— «Белавиа» не такая крупная авиакомпания по сравнению с «Аэрофлотом» и «Эйр Астаной». Нет ли опасности, что единое воздушное пространство даст преимущество нашим конкурентам?

— Эта угроза всегда существует и касается не только «Белавиа», но и любого другого перевозчика. Но смысл тесного союза и заключается в том, чтобы выгоды одной страны распространялись на все пространство. Иначе, если исходить из того, что все участники этого союза должны развить все виды деятельности до определенного уровня, тогда вроде бы теряется и смысл во всем этом объединении. Уже пример есть ЕС. Они на законодательном уровне принимают решение, где лучше производить или выращивать. Риски в этом случае существуют, но все равно мы исходим из того, что это единое экономическое и транспортное пространство. В этом залог эффективности и конкурентоспособности по отношению к другим экономическим образованиям. Идея союза — извлечь из этого выгоды.

Когда в «Белавиа» было 10 самолетов — это была маленькая авиакомпания. Сейчас их уже 31. Количество кресел растет еще большими темпами. Это уже конкурентоспособная компания, и она имеет свои преимущества. Надеемся, что до 2025 года она еще вырастет раза в два-три. У нас для этого все есть. Важно, чтобы персонал это понимал и стремился к росту.

— Недавно большое обсуждение общественности вызвал проект реконструкции водного пути Е40. Путь проходит через Вислу — Буг — Припять — Днепр из Польши в Украину. Экологические активисты обеспокоены, что строительство негативно повлияет на природу нашего Полесья. Как вы прокомментируете эту ситуацию?

— Дело в том, что Е40 существует. Соглашение в отношении этого пути было подписано в 2008 году. И по нему у нас есть обязательства — поддерживать определенную глубину рек. Такие же обязательства и у других подписавших стран. Река мелеет, поэтому уже сегодня навигационный период стал короче. Глубины не позволяют эффективно функционировать водному транспорту на отдельных участках. Для того чтобы привести в норму, нужно строить соответствующие сооружения. Но здесь двоякая ситуация: если мелеет река, судоходство — вопрос вторичный. Для граждан проблема — нет воды в колодцах, болота обезвоживаются, нарушается экологический баланс. Как только наступит этап реального проектирования, мы придем к экологическому проекту, который вынесем на обсуждение.

Надежда АНИСОВИЧ

аnіsоvісh@zvіаzdа.bу

Название в газете: Где наши пути сходятся?

Оставить комментарий

Выбор редакции

Культура

Леонид Ширин: Популярная музыка для меня — это игра

Леонид Ширин: Популярная музыка для меня — это игра

Он уже давно потерял счет песням, которые создал. На просьбу назвать примерное количество задумывается и отвечает приблизительно: около 300.

Общество

Партизанские рукописи — бесценные свидетельства военного времени

Партизанские рукописи — бесценные свидетельства военного времени

Партизанские журналы — на самом деле уникальные информационные сборники, значение и важность которых понимали в том числе их создатели и читатели.  

Общество

Белорусские ученые представили более 300 разработок и технологий

Белорусские ученые представили более 300 разработок и технологий

На юбилейной выставке Национальной академии наук.