Вы здесь

Насколько сложно в нашей стране стать кандидатом и доктором наук?


Считаете ли вы целесообразным установление единых требований к соискателям ученых степеней по количеству опубликованных научных работ независимо от отрасли науки? Насколько целесообразно устанавливать единые требования к соискателям ученого звания «профессор» независимо от места их работы — в вузах, учреждении дополнительного образования или научной организации? Нужно ли создавать объединенные советы по защите диссертаций на базе двух и более учреждений образования и (или) научных организаций? На эти и другие вопросы анкеты предложили ответить участникам международной научно-практической конференции, приуроченной к 25-летию Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь. 


Непредвзятость и объективность

— Сегодня на обсуждение профессионалов вынесены вопросы, которые были сформулированы в течение последних лет работы ВАК. Но все изменения в законодательную базу будут вноситься только после их согласования с научной общественностью и ни в коем случае не административно, — заверил председатель ВАК, доктор педагогических наук, профессор Геннадий ПАЛЬЧИК. — В этом мы единомышленники.

На 1 сентября в системе государственной аттестации научных работников высшей квалификации были задействованы по стране 1 496 докторов наук, 86 академиков и 114 членов-корреспондентов Национальной академии наук. В стране действовали 162 совета по защите диссертаций (100 из них — при учреждениях высшего образования) и 29 экспертных советов. 

Кстати, наибольшее количество званий «доктор наук» и «кандидат наук» (17,6% от общего количества) присуждалось с 1994 по 2017 год в области технических наук, на втором и третьем месте идут медицина (16,1%) и физико-математические науки (10,2%).

— К сожалению, в прошлом году у нас произошло резкое снижение количества защищенных работ по техническим наукам — почти на 30 процентов. Это тревожный сигнал, потому что если мы хотим иметь конкурентоспособную экономику, то нам требуется мощный кандидатский корпус, особенно по высокотехнологичным специальностям, который бы стал фундаментом для формирования новых научных школ, — подчеркнул Геннадий Пальчик.

Но какие же сегодня предъявляются требования к соискателю ученой степени доктора наук? В гуманитарных науках претендент должен иметь не менее 15 опубликованных статей и одну рецензированную единоличную монографию. В медицинских и сельскохозяйственных науках — уже не менее 22 статей или 15 статей и одну рецензированную монографию. В естественных и технических науках — не менее 25 статей или 18 статей и одну рецензированную монографию. Откуда такая разница в подходах? И почему бы в технических науках, не снижая требований к качеству диссертационных работ, не зачислять соискателям, например, вместо статей патенты и свидетельства на изобретения и технологии? А в педагогических науках — написанные соискателем учебники или внедренные в педагогическую практику авторские методики преподавания и воспитания?  

Председатель ВАК считает, что нужно рассмотреть возможность создания специализированных советов по защите диссертаций под конкретную работу с привлечением ученых не только из нашей страны, но и зарубежных специалистов в режиме онлайн.

— В общей сложности в обеспечении открытости процедуры защиты работ следует ориентироваться на опыт соседей, которые организуют трансляцию защиты в режиме онлайн, — подчеркнул Геннадий Пальчик. — Я полагаю, это в наших интересах, чтобы нас не обвиняли в предвзятости и необъективности. Мы готовы проводить заседания и экспертных советов, и Президиума ВАК в режиме онлайн.

А кто на «скамейке запасных»?

Для нашей страны проблема старения научных кадров высшей квалификации в сфере педагогики актуальна как никогда. За период с 2006 по 2017 год в педагогике были защищены всего 16 докторских диссертаций. Докторов педагогических наук в возрасте 70 лет и старше у нас 74% от общего количества. Хорошо, что они еще продолжают работать и поддерживают статус и отечественной педагогической науки, и вузов, в которых они преподают. Перед новым учебным годом доктора педагогических наук были у ректоров нарасхват...

— В настоящее время в педагогической области утверждены и разрабатываются 24 темы докторских диссертаций и 200 тем кандидатских, — сообщил доктор педагогических наук, профессор Белорусского государственной академии музыки Вадим ЯКОНЮК. — Но тематика формируется во многом случайно. Понятно, что есть профессиональные и творческие интересы соискателей, но они все-таки должны как-то коррелировать с сегодняшней ситуацией и потребностями. Так, в сфере профессионального образования разрабатываются только четыре темы докторских работ, и это при огромном количестве специальностей в высшей школе! Формирование научной проблематики — серьезная проблема. Вместе с тем, несмотря на наличие объективных трудностей, потенциал отечественной педагогической науки в полной мере не востребован. Важнейшие решения в образовании нередко принимаются без проведения социально-педагогических исследований и широкого привлечения научно-педагогической общественности. Взять тот же Болонский процесс. Это была отличная площадка для дискуссий, которой мы за 20 лет так и не воспользовались, в нашей стране не было проведено ни одного исследования по этой теме, а потом взяли и просто к нему присоединились. Не проводятся в стране и республиканские социально-педагогические исследования, которые бы разрабатывали темы нравственности, патриотизма, ценностной ориентации личности.

— Достоинство кандидатской и докторской диссертации заключается не только в глубине изучения материала, но и в статусе самой проблемы, это значит, что проблема не должна быть мелкой для диссертации, — уверена доктор филологических наук, профессор Витебского государственного университета имени П. М. Машерова Валентина МАСЛОВА. — Нужно ориентироваться на последние тенденции. Для современной науки, а для гуманитарной особенно, присущ синтез научных знаний. Некоторые ученые видят будущее науки в объединении гуманитарных и естественно-научных знаний, в синтезе научного, философского, художественного и религиозного подходов. В такую ​​сложную область исследования, как язык, свой вклад должны внести представители многих наук: от молекулярной биологии, генетики, нейрофизиологии, психологии до нейролингвистики и аналитической философии. Требуется сотрудничество не просто ученых из разных научных отраслей, а подготовка специалистов полидисциплинарного типа. 

Валентина Маслова обратила внимание на то обстоятельство, что язык авторов многих диссертаций выделяется непонятностью преподавания, чрезмерным количеством иностранной лексики, причем имеется в виду не терминология, которая имеет, как правило, иностранное происхождение, хотя проблема терминологической перегруженности также существует: «При чтении таких диссертаций нередко возникает закономерный вопрос, а в какой стране мы находимся: в Англии, США или все-таки в Беларуси?»

Почему сто лучше, чем двести?

Проблемами написания и защиты диссертационных работ в экономической сфере поделился доктор экономических наук профессор Белорусского государственного экономического университета Виктор ВОРОБЬЕВ:

— По-прежнему у нас мало защищается докторских диссертаций, а это обостряет проблему естественного старения докторов экономических наук. Отдельные диссертационные исследования слабо связаны с государственными программами развития экономики. Полученные же результаты не имеют ярко выраженного экономического и социального эффекта. Часто нарушается логика построения научного исследования. Исследования нередко опираются на устаревшие теоретические основы. Следует также отметить низкий уровень использования математического аппарата, в отдельных исследованиях допускаются элементарные ошибки в применении экономико-математических методов и моделей. Подготовка по экономическим специальностям в аспирантуре учреждений образования, которые не имеют научных школ и высококвалифицированных научных руководителей, обусловливает невысокий уровень диссертационных работ.

Виктор Воробьев озвучил ряд предложений по совершенствованию системы государственной аттестации научных работников высшей квалификации. На сайте ВАК целесообразно создать реестр утвержденных в организациях тем кандидатских и докторских работ с открытым внешним доступом. Нужно определять тематику перспективных научных исследований, которые могут быть подготовлены профильными министерствами и ведомствами. Это позволит исключить дублирование и упростит для соискателей выбор актуальной для исследования темы.

Можно рассмотреть вопрос создания в интернете открытого доступа к текстам диссертаций, проходящих аттестацию, что уже сделано в Российской Федерации.

Коснулись участники конференции и требования к оформлению и объему кандидатских и докторских диссертаций. Сегодня и на кандидатскую, и на докторскую дается до 200 страниц (плюс 15 процентов для гуманитариев). Ранее для кандидатской отводилось до 100 страниц. Многие соискатели степени кандидата наук восприняли это как сигнал — надо писать побольше. На практике во многих кандидатских работах объем до 200 страниц достигается за счет общих положений, преподавания истории вопроса, без которого можно обойтись, мночисленного цитирования нормативных правовых актов. Это все было и раньше, когда действовало ограничение в 100 страниц, а теперь приобрело просто массовый характер. Но один из главных критериев научной зрелости — это умение изложить свои мысли и аргументы максимально коротко. Поэтому прозвучало предложение вернуться к прежнему ограничению для кандидатских диссертаций в 100 страниц.

В рамках научно-практической конференции прошли три секции (секция естественных и технических наук; гуманитарных и социальных наук; медицинских, биологических и аграрных наук), а также круглый стол, посвященный развитию нормативной правовой базы системы государственной аттестации научных работников. О вопросах, которые поднимались во время круглого стола, «Звязда» сообщит в одном из следующих номеров.

Надежда НИКОЛАЕВА

nіkalaeva@zvіazda.by

Фото Сергея НИКОНОВИЧА 

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

«Профессия Учителя священна. Учителя, а не продавца знаний в школе»

«Профессия Учителя священна. Учителя, а не продавца знаний в школе»

Что такое образование: услуга, товар или все же жизненная необходимость?

Общество

Почему омоложение научных кадров принципиально важно?

Почему омоложение научных кадров принципиально важно?

На каком этапе нужно начинать воспитание будущего исследователя: в аспирантуре, магистратуре или еще в школе?

Общество

Маленьких пациентов с аритмией оперируют на базе РНПЦ детской хирургии

Маленьких пациентов с аритмией оперируют на базе РНПЦ детской хирургии

Проведенные оперативные вмешательства — это надежда на радикальное излечение для тех, кто сейчас в силу своего заболевания принимает серьезные лекарственные препараты.

Калейдоскоп

Веселые истории наших читателей

Веселые истории наших читателей

Когда-то в наших деревнях люди были моложе. Во всяком случае почти все они держали коров.