Вы здесь

Предабортное консультирование — это прежде всего забота о женщине


В июле в Минске в трех поликлиниках — 10-й, 23-й и 37-й — были открыты кабинеты «За жизнь», где проводят предабортное консультирование. Предполагается, что до нового года появятся еще три, чтобы услуга была доступна во всех районах столицы. Такие кабинеты должны способствовать повышению рождаемости. Но у людей консультирование вызывает много вопросов. Кто его будет проводить? Почему это необходимо для всех? Не берет ли на себя специалист излишнюю ответственность, принимая решение за женщину? С этими вопросами мы обратились к главному внештатному акушеру-гинекологу по амбулаторной работе Минска, заведующей женской консультации 37-й городской поликлиники Оксане КОРОТКИХ.


— Открытие кабинетов «За жизнь» было нашим давним планом, — рассказывает Оксана Коротких. — Раньше предабортное консультирование проводили волонтеры: центр поддержки семьи и материнства «Матуля» присылал своих специалистов в некоторые учреждения. В этом году мы смогли добиться того, чтобы в женских консультациях выделили ставки психологов. Готовить нужные нам кадры помогает тот же центр «Матуля». Также в Белорусской медицинской академии последипломного образования организованы курсы по оказанию психологической поддержки.

По закону о здравоохранении никакое прерывание беременности сейчас не делают без предабортного консультирования. Такой подход уже давно действует во многих странах, в соседней России в том числе. Мы в Европе оказались почти последними, кто к этому пришел.

— Почему консультирование проводит психолог, а не врач? 

— Изначально так и было: разговор возложили на акушеров-гинекологов. Но, я считаю, это неправильно. Особенно в коммерческих структурах, где врачу выгоднее сделать прерывание беременности и получить какой-то процент от суммы, уплаченной за аборт, чем бесплатно консультировать. 

— Какие женщины приходят в кабинеты «За жизнь»?  

— Очень разные. Одни настроены категорически и не хотят ничего слушать. А есть те, кто приходит семейными парами и готов обсуждать ситуацию. И потом они возвращаются, благодарят психолога за то, что он открыл им глаза на какие-то вещи. Мы даже поспособствовали тому, чтобы несколько пар подали заявление в ЗАГС (улыбается)! Задача психолога — не отговорить прервать беременность, а понять проблему и помочь принять нужное для этой семьи решение. Выбор всегда остается за женщиной.

— Но ведь она, наверное, и так для себя уже все взвесила, когда пришла на аборт?

— Не совсем так. Сейчас, например, есть медикаментозные аборты: чтобы избавиться от беременности, достаточно принять две таблетки. Бывает, женщина пугается новости о будущем материнстве, успевает выпить таблетку, а на следующий день прибегает в слезах: «Я подумала, поговорила с мужем, а можно мне второй не пить?»

Все формы прерывания беременности — это аборт. И последствия никто никогда не знает. У нас есть пациентки, которые когда-то по молодости сделали вакуум, и теперь уже пятое ЭКО — и ничего не получается. После психологического консультирования дается три дня. Такое время тишины, чтобы женщина могла подумать, обсудить все с семьей. Тогда это будет осознанное решение.  

— Почему решаются на аборт? Только финансовая причина? 

— Мы в августе проводили анализ. Подсчитали, что примерно 15 процентов женщин идут на аборт из-за проблем с мужем. Говорят: «он не работает», «не помогает», «не уверена в нем». Столько же примерно называют причиной то, что устали и хотят отдохнуть. Это те, у кого уже есть двое-трое или даже пятеро детей. Вот такие чаще всего потом отказываются прерывать беременность. Еще 15 процентов — по состоянию здоровья: пьют лекарства, находятся на антидепрессантах, перенесли операцию. Материальный фактор оказался, как ни странно, только на пятом месте — его называют около семи процентов. Еще столько же не готовы становиться мамами, потому что не замужем. И совсем маленький процент тех, кто вообще не хочет иметь детей.  

— Многие меняют свое решение после консультирования?

— 15—20 процентов. В общем, половина женщин передумывает делать аборт еще на приеме у гинеколога и к психологу не доходит.

— А какую категорию почти невозможно убедить?  

— Молодых студенток. Девушка в 18 лет боится признаться семье и пытается быстрее избавиться от нежелательной беременности. Но как только она все расскажет родителям, будущий ребенок перестанет казаться такой проблемой, так как, скорее всего, ее поддержат.

Знаете, к психологу отправляют и тех женщин, которые не хотят делать аборт, а беременность им категорически противопоказана по состоянию здоровья. Нет, мы не заставляем них не рожать. Но психолог готовит женщину к тому, что она должна наблюдаться у врача, так как находится в зоне риска.

— Сложно работать с родными беременных: их матерями, мужьями? Слышала мнение, что, когда мать женщины против того, чтобы она рожала, отговорить от аборта трудно.

— Это правда. Помню, одна женщина трижды приходила ко мне на прием и говорила, что очень хочет сохранить беременность, и муж поддержал, но с мамой возник конфликт. Она заявляла дочери: «Растите детей сами, я вам помогать не буду...» Знаете, мама — это родной человек, и что бы она сейчас ни говорила, когда увидит внуков, сменит гнев на милость. А вот если муж угрожает уйти из семьи, здесь сложнее решить ситуацию.

— Не будут ли женщину на консультировании осуждать за ее выбор прервать беременность? 

— Я с подобным не сталкивалась. Но если вдруг такой психолог появится, с ним надо будет попрощаться, ведь осуждать он не имеет права, это не его задача. Его цель — помощь.

— По вашим наблюдениям, насколько белоруски образованы в сфере репродуктивного здоровья?   

— Несмотря на то, что информации по этой теме в интернете море, иногда приходят женщины, которые не знают о формах контрацепции. Поскольку поликлиника находится рядом с кольцевой, к нам приезжают и жительницы Минского района, а не только столицы. Была как-то пациентка, которая считала, что, простите, презерватив — вещь многоразовая! Многие уверены, что если они кормят грудью, то забеременеть не могут. Хотя везде существуют школы беременных, где одна из тем — контрацепция в послеродовом периоде. Все не так хорошо с информированностью в XXI веке, как кажется.

По моему мнению, образование должно идти из школы. Мы, например, ходим на лекции в минские учебные заведения: собираем учеников 9-х и 10-х классов и рассказываем о здоровом образе жизни, планирование семьи. Это важно для того, чтобы уменьшить количество абортов в будущем.

Наталья ЛУБНЕВСКАЯ

lubneuskaya@zvіazda.by

Справка «Звязды»

В 2016 году в Беларуси было зарегистрировано почти 27,5 тысячи абортов. Это на 1,7 тысячи меньше, чем в 2015-м. Львиную долю дают коммерческие центры. В Минске, например, в платных учреждениях делается абортов больше, чем во всех поликлиниках города.

Абортом заканчивается каждая пятая беременность. По статистике женских консультаций столицы, для 20 процентов горожанок, которые решаются избавиться от ребенка, эта беременность первая.

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.