Вы здесь

Может ли учитель заинтересовать ученика своим предметом?


«Не люблю математику!», «Не понимаю физику!», «Ну зачем мне ваши биология и химия?» Сколько школьников ежедневно жалуются, что их заставляют учить то, что им неинтересно, не нужно и непонятно. А потом шокируют экзаменаторов своими «блестящими знаниями», когда не могут справиться с элементарными задачками и вопросами. Как можно измерить и повысить мотивацию к изучению естественных наук? Этим вопросом задалась белорусская команда Brаinstоrm («Мозговой штурм») — одна из участниц международной онлайн-программы РISА4U. В ее состав вошли сотрудники управления мониторинга качества образования Национального института образования Елена БЕЛЬНИЦКАЯ, Игорь СВИРЩЕВСКИЙ, Валентина МАЛИНОВСКАЯ и Андрей НАЗАРЧУК. Мы встретились с педагогами, чтобы узнать о созданном ими образовательном ресурсе, который получил высокую оценку международного педагогического сообщества и победил в номинации РISА4U Соmmunitу Аwаrd.


От учителя зависит многое.

Проблема номер один

РISА4U — онлайн-программа, направленная на улучшение качества образования и работы школы. Стать частью международного сообщества профессионалов и учиться у экспертов в области образования мог любой педагог. Но главным условием было озвучить актуальную для системы образования проблему, а потом предложить пути ее решения. Фактически это был конкурс образовательных проектов, который одновременно давал участникам доступ к инновационным образовательным ресурсам, самой современной литературе, видеовыступлениям менторов, видеоурокам и взаимодействию с коллегами из других стран.

Изначально на сайте программы зарегистрировалось около четырех тысяч человек, из которых организаторами было создано 800 международных команд, но до финиша через все шесть этапов дошло из них только чуть более 100. А Brаinstоrm в финале вошла в ТОП-5. 

Елена Бельницкая: — В некоторых командах участникам из разных стран было довольно сложно найти общий язык по причине не всегда понятной национальной специфики систем образования и даже разной терминологии, которая там применяется. Так произошло и в нашем случае, так как изначально команда была интернациональная — в ее включили педагогов из Бразилии и Америки. Затем из-за низкой их активности команда осталась исключительно белорусской. Даже нам сначала было сложно определить направление проекта. Пришлось организовать настоящий мозговой штурм (так, кстати, мы и назвали в итоге свою команду). Главным для нас было максимально использовать возможности и практический опыт каждого члена. Я представляла естественные науки — химию и биологию. Валентина Ивановна — математику. Игорь Юрьевич и Андрей Викторович — информационные технологии, плюс оба они имеют богатый опыт управленческой деятельности. Каждый из нас предложил три проблемы, а потом мы выбрали одну, которая связывает нас всех. Проблема повышения мотивации школьников к изучению математики и естественных наук актуальна для всех стран, что подтверждается как международными исследованиями образовательных достижений учащихся, так и нашим республиканским мониторингом оценки качества образования.

Валентина Малиновская: — Математика занимает ведущее место в формировании основных интеллектуальных умений и личных качеств учащихся, необходимых для жизни в современном обществе, — это гимнастика для ума, которая формирует общие приемы мышления, логику, тренирует память, знакомит с основными математическими фактами, учит поиску путей решения проблем, а без всего этого невозможно успешное обучение по многим другим предметам, в том числе и изучение физики.

Елена Бельницкая: — Нередко только в старших классах школьники окончательно определяются со своими склонностями к тем или иным наук, но что делать старшекласснику, который вдруг понял, что ему не хватает базовых знаний, например, по физике или химии для получения заветной профессии? Отсутствие у современных школьников понимания значимости математических знаний или знаний по естественным наукам — проблема номер один. Это признают педагоги многих стран. Возможно, тем и объясняется большое внимание со стороны зарубежных коллег к разработанному нами ресурсу.

Команда Braіnstorm — Валентина Малиновская, Андрей Назарчук, Елена Бельницкая, Игорь Свирщевский: «Мы старались сделать универсальный для всех ресурс...»

Внутренняя и внешняя мотивация

Елена Бельницкая: — Целью команды было разработать диагностические инструменты и методические рекомендации для учителей математики, естественных наук и школьных администраторов. Это, кстати, было одно из условий организаторов программы: не просто поставить проблему, но и продумать способы, как ее оценить, разработать ресурс, который можно будет использовать в ежедневной школьной практике. Между прочим, мотивация может быть как внутренняя, так и внешняя. Если школьник получает удовольствие непосредственно от процесса познавательной деятельности, ему нравится решать задачи, читать дополнительную литературу по предмету, проводить эксперименты, когда он руководствуется желанием узнать больше — мы имеем дело с внутренней мотивацией. Если нам удастся сформировать у учащихся внутреннюю мотивацию еще в школе, это будет гарантией того, что и после выхода во взрослую жизнь склонность к самообразованию у него не исчезнет, ​​он будет стремиться постоянно развиваться и повышать свое профессиональное мастерство. Внешняя мотивация (желание быть лучшим в классе, услышать похвалу, получить поощрение, быть полезным и др.) также может быть эффективной, но как только исчезают внешние стимуляционные факторы, интерес к учебе тут же исчезает. Например, ученик тянет руку, чтобы ответить, но учитель его не вызывает один урок, второй, а потом у ребенка пропадает интерес...

Школьники с низким уровнем мотивации попадают в парадоксальную ситуацию, когда знания им нужны в жизни, но они не видят ценности этих знаний и не могут их применить. Как в школьном анекдоте, когда Вовочка пишет записку учителю, кладет ее в бутылку и отправляет в океан: «Мария Ивановна, я нахожусь на необитаемом острове. В течение трех лет косинус мне так и не понадобился».

— А какие факторы способствуют интересу в изучении естественных наук? Интересные, написанные доступным языком, богато иллюстрированные учебники могут быть стимуляционным фактором?

Елена Бельницкая: — И учебники, и современные средства обучения, те же информационные технологии, активные методы и формы (работа в команде, практикоориентированное обучение, которое связано с личным опытом школьника, решение проблемных ситуаций), эксперименты, реальные и виртуальные образовательные экскурсии и т.д.

Валентина Малиновская: — Очень сильный мотивировочный фактор — это личность учителя. А к факторам, которые негативно влияют на интерес к предмету, нужно отнести трудности в процессе обучения, связанные с личными характеристиками, семейными условиями, плохими отношениями с учителем или другими учениками в классе, слабую материально-техническую базу школы, которая не дает возможности реализовать экспериментальную часть учебной программы, отсутствие дисциплины, шум на уроках.

Андрей Назарчук: — Применение IТ диверсифицирует урок, позволяет увеличить его плотность, активизировать работу учащихся, обеспечить использование дополнительных учебных материалов в интернете. Вообще использование IТ на уроке помогает создать более эффективную модель обучения, но только в случае их правильного использования...

Елена Бельницкая: — Одним из самых сложных заданий, которые мы получили от организаторов, оказалось продемонстрировать на практике, как действует наш инструментарий. Мы буквально вскочили в последний вагон и успели провести опрос в последние дни учебного года на базе двух классов. В центре нашего внимания оказались 15-летние подростки, т.е. целевая аудитория международного исследования образовательных достижений учащихся РISА, в котором мы будем участвовать в 2018 году. 

Для оценки мотивации взяли методику российских ученых (М. Лукьяновой и Н. Калининой), но адаптировали ее под свои цели. Спасибо нашим мужчинам, которые придумали, как упростить обработку данных, потому что любые анкеты по мотивации, как правило, довольно сложны в обработке, и учителю просто не хватает времени, чтобы этим заниматься.

Учеба подождет! У нас есть более интересные занятия!

Игорь Свирщевский: — Для проведения опроса учащихся мы создали онлайн-анкету в интернете на основе бесплатной службы Gооglе.соm — fоrms.gооglе.соm. Это очень простой сервис. Мотивация в анкете оценивается по ответам учащихся на восемнадцать вопросов по девяти параметрам. Через интернет мы можем провести опрос любого количества учеников и получить их ответы за короткое время. Они хранятся в таблице на Gооglе. Также нами создана специальная таблица, куда копируются результаты анкетирования, а программа автоматически их обрабатывает и выдает результат.

Андрей Назарчук: — Наш ресурс бесплатный и доступен всем.

— И что показало проведенное вами анкетирование?

Елена Бельницкая: — Полученные данные обнаружили серьезную проблему — только около 27% школьников констатировали высокую личную заинтересованность в обучении. Средний показатель демонстрирует каждый второй школьник, а ниже среднего — каждый пятый. Между прочим, личный смысл в обучении — один из важнейших внутренних стимулов для школьников.

94% подростков изучают материал честно, только когда им это любопытно. 44% — если у них хорошее настроение. 32% — при необходимости исправить оценку, и только 27% всегда учатся честно. Эти ответы свидетельствуют о недостаточных усилиях в учебе со стороны учащихся, а только внешние факторы не могут дать ожидаемого эффекта.

Все совсем не безнадежно

— Хорошее настроение ученика и на самом деле важно, но что эта информация дает непосредственно учителю?  

Елена Бельницкая: — Зная ситуацию, так сказать, изнутри, тот может позаботиться о создании в классе положительной эмоциональной атмосферы. Может сравнить усилия и результаты работы ученика с его предыдущими усилиями и результатами, показать собственную заинтересованность в позитивной динамике его образовательных достижений.

Более 70 процентов опрошенных подростков также сообщили, что они любят делать домашние задания в тишине, когда ничего не отвлекает их внимание. Значит, можно провести беседу с родителями школьников, чтобы те позаботились об организации для ребенка дома рабочего места.

Более 67% учащихся считают, что самое интересное на уроке — это новая тема, научные эксперименты и решение вычислительных задач. 32% заинтересованы в том, чтобы слушать объяснения учителя. Примерно столько же заинтересованы в том, чтобы самим ответить в устной форме, обсуждая проблемы вслух.

Валентина Малиновская: — Вообще знание особенностей мотивации к изучению математики и естественных наук дает учителю неоспоримые преимущества в выборе форм и методов обучения в классе. Чем выше уровень мотивации, тем шире и спектр уроков. Для учащихся с очень высокой и высокой мотивацией мы советуем проводить уроки-соревнования, уроки-эстафеты, уроки-лекции, уроки по решению ключевых проблем, уроки-консультации. При работе с учениками со средней и слабой мотивацией учителю нужно чаще использовать проблемные ситуации с разным контекстом, связанные с их личным опытом, создавать положительный эмоциональный фон в классе, отмечать успех каждого ученика по сравнению с самим собой. Важно получить обратную связь от семьи ученика, чтобы обсудить с родителями вопросы воспитания воли, стремление к успеху, выполнение домашнего задания (создание условий и т.д.).

Елена Бельницкая: — Диагностика мотивации школьников — это инструмент для мониторинга состояния проблемы, который может использоваться как учителем, так и администрацией учреждения образования — для отслеживания количества учеников с разным уровнем мотивации в обучении (например, с сильным желанием добиться успеха в учебе и тех, стремящихся избежать неудач), отслеживать их динамику, чтобы создать благоприятные условия для развития внутренней мотивации учащихся в образовательной среде. 

Мы предлагаем учителю создать методическую копилку и уже разместили на нашем ресурсе несколько полезных ссылок, например, по развитию познавательной активности учащихся через сайт или блог, который ведет педагог

Более 70 процентов опрошенных подростков сообщили, что им нравится делать домашние задания в тишине...

— Brаinstоrm в финале вошла в ТОП-5. Насколько острой была конкуренция?

Елена Бельницкая: — Чрезвычайно острой. Было много очень интересных и актуальных проектов. Не все из них можно применить в нашей образовательной практике, потому что, например, проблемы обучения детей мигрантов для нас неактуальны. И проблемы выстраивания отношений с родителями, привлечение их к воспитанию детей, не стоят для нас настолько остро. И даже если проблемы похожи, то пути их решения могут быть разные. В Индии в классе учатся одновременно по 40—50 человек, а в Словении в частных школах в классе всего 7—8 учащихся, там сконцентрировано все самое современное лабораторное оборудование и проблем с мотивацией нет, зато есть другие несвойственные нам проблемы. Честно говоря, когда мы полностью окунулись в этот проект, даже не задумывались о победе. Это был новый колоссальный профессиональный опыт. Мы общались с коллегами из других стран, параллельно совершенствуя и свой английский язык. Обязательным условием было активное оценивание других команд, причем мы выставляли не только оценки в баллах, но и давали комментарии. Такие же баллы выставляли и нам. Победа в номинации РISА4U Соmmunitу Аwаrd для нас очень ценна, потому что нас признали победителями не члены жюри (их голоса склонись в сторону других участников), а профессиональное сообщество. Это большая честь, значит, наша работа была не зря.

Игорь Свирщевский: — Мы старались сделать универсальный для всех ресурс, чтобы учитель в любой стране мог им воспользоваться. Он находится в свободном доступе. Поэтому очень надеемся, что он будет полезен и белорусским педагогам. Адрес сайта —  httрs://sіtеs.gооglе.соm/sіtе/ріsа4brаіnstоrmtеаm. Там находятся также файлы и ссылки на русскоязычные варианты анкеты и материалы для ее обработки.

Примеры вопросов из анкеты:

Моя главная мотивация учиться лучше...

А) деньги, которые я буду зарабатывать в будущем, имея хорошее образование

В) мои родители и (или) мои учителя

С) мое чувство долга

D) мои школьные отметки

Е) мое стремление к знаниям

F) желание улучшить отношения с моими одноклассниками и моими учителями

Я активный на уроках математики и естественных наук, если:

А) жду одобрения других

В) меня интересует работа: эксперименты, интересные задачи и т.д.

С) мне нужна хорошая оценка

D) хочу узнать больше

Е) хочу, чтобы меня заметили

F) когда изученный материал будет полезен мне в жизни, будущей профессии.

Мои успехи в выполнении заданий на уроках математики и естественных наук зависят от...

А) моего настроения

В) понимания задач

С) моих способностей

D) моих усилий

Е) моей удачи

F) понимания объяснения учителя

Надежда НИКОЛАЕВА

nikalaeva@zviazda.by

Фото Сергея НИКОНОВИЧА

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

«Профессия Учителя священна. Учителя, а не продавца знаний в школе»

«Профессия Учителя священна. Учителя, а не продавца знаний в школе»

Что такое образование: услуга, товар или все же жизненная необходимость?

Общество

Почему омоложение научных кадров принципиально важно?

Почему омоложение научных кадров принципиально важно?

На каком этапе нужно начинать воспитание будущего исследователя: в аспирантуре, магистратуре или еще в школе?

Общество

Маленьких пациентов с аритмией оперируют на базе РНПЦ детской хирургии

Маленьких пациентов с аритмией оперируют на базе РНПЦ детской хирургии

Проведенные оперативные вмешательства — это надежда на радикальное излечение для тех, кто сейчас в силу своего заболевания принимает серьезные лекарственные препараты.

Калейдоскоп

Веселые истории наших читателей

Веселые истории наших читателей

Когда-то в наших деревнях люди были моложе. Во всяком случае почти все они держали коров.