Вы здесь

Жить и жить бы на свете...


Как-то раз вечером переключаю кнопки телевизионного пульта в надежде за что-нибудь «зацепиться» и на одном из каналов замечаю Владимира Познера в роли героя интервью. «Человек по сути трагичен, потому что жизнь коротка, совсем коротка», — говорит он своей собеседнице.


Тогда пообещала себе, что как-то подумаю над этим. Вспомнила размышления талантливого журналиста и телеведущего, когда смотрела урывками юбилейный концерт Кобзона. И вначале песня с пронзительными евтушенкинскими строками: «Я не верю в чудо. Я не снег не звезда. И я больше не буду никогда, никогда!» Снова нотки трагизма, да еще мощный и неповторимый голос Кобзона, который легко вызывает мурашки на коже...

Не забывается встреча с Иосифом Кобзоном в Брестском театре драмы ровно двадцать лет назад. Тогда, если помните, певец устроил что-то вроде прощального тура по городам бывшего Союза по случаю своего 60-летия. Он объявлял о прекращении концертной деятельности. Оказалось, поспешил объявить. Не удалось отказаться от концертов. Ну, и слава богу. Ведь еще и сейчас голос мэтра звучит уверенно. В Бресте, кстати, ему подарили ковер с белым аистом. Ну, тогда всем дарили ковры местного производства. Их было много на складе, спроса особого не наблюдалось, 90-е же годы...

Иосиф Давыдович принял подарок с благодарностью и искренней улыбкой. Весело сказал, развернув для камер сотканного нашими мастерицами аиста: «Ну, если и теперь мои дети не подарят мне внуков, не принесет их эта птица, тогда не знаю...» Словно в воду глядел, словно и правда наш аист выполнил свою почетную миссию. Теперь у короля российской эстрады большая семья, много внуков, красавица-жена, которую все называют ангелом-хранителем. О Нелли Михайловне он также говорил в Бресте с большой любовью. Называл ее мудрой, так как в числе других добродетелей обладала умением прощать ему гастрольные грехи. А кому-то казалось, что этот титулованный певец и депутат Госдумы всегда представлял собой образец семейника. Да, как видите, и он туда же, куда все остальные мужики... Но это так, к слову. Ведь не каждый, по-видимому, может похвастаться женой, которая по-настоящему умеет прощать.

Так вот о народном артисте можно сказать, что достиг всего, о чем может мечтать человек: успеха, благополучия, народной любви. Действительно, его знают и любят. О таланте и голосе говорить нечего, нынешних никого рядом не поставишь. Уважают, так как никогда не был трусом. Первый выступил с концертом для ликвидаторов последствий чернобыльской катастрофы. По мнению жены, оттуда берет начало онкология, которую певец, к счастью, смог победить. Своими выступлениями не раз поддерживал солдат и офицеров в Афгане. В числе первых вошел в начиненный взрывчаткой «Норд-Ост» и вывел оттуда несколько женщин с детьми. Всегда помогал коллегам-артистам, которые попали в сложное положение. Много людей вокруг, которые ему благодарны. Одним словом, как в его песне: «Жить и жить бы на свете, да, наверно, нельзя».

В том и заключается трагизм, о котором говорил Познер: все поздравляют Иосифа Давыдовича с 80-летием, желают здоровья и долгих лет, но все понимают, что он принадлежит к поколению людей, которые уходят.

Далеко не всем везет дожить до заветных восьмидесяти. Про таких, если что, говорят: пожил. Нередко, кстати, говорят: «пожил» и о 70-летних. А что тут пожил? Несколько несчастных десятилетий? Которые к тому же летят со скоростью, возрастающей в геометрической прогрессии. С возрастом каждое последующее проходит как минимум вдвое быстрее предыдущего, либо чем старше человек, тем быстрее движется его время. Не замечали? Значит, вы совсем молодой или молодая. Этого не замечают двадцатилетние, даже тридцатилетние, а с течением времени человек очень реально начинает чувствовать, как годы перестают идти, так как они бегут, потом вообще летят. Поэтому старые люди любят сравнивать жизнь с комнатой, в одну дверь которой только что зашел, и вот остается шаг до других дверей, в которые уже надо выходить.

Ну и как тут бороться со своей трагической сущностью? — скажет вдумчивый читатель. Это уж кто как умеет. Одни находят утешение в вере, другие в любимом деле, на которое и жизни не хватает, другие черпают силы из природы, из красоты и правды весенней краски и желтого листа, которые никогда не предают. «С годами все дни начинаешь любить» — писал Максим Танк. О любви не сказала, о целый мир, который вмещается на пространстве отдельно взятой души. Ну... вы сами дополните.

Светлана ЯСКЕВИЧ  

yackevіch@zvіazda.by

Выбор редакции