21 сентября, пятница

Вы здесь

В Минске стартовал театральный форум «ТЕАРТ»


Восемь иностранных и одиннадцать белорусских постановок: 27 сентября в Минске открылся ежегодный, на этот раз седьмой, международный форум театрального искусства «ТЕАРТ» и сразу отправил нас с места в карьер. Начался он с манерного, драйвового, смешного — блестящего спектакля латвийского Лиепайского театра «Женитьба» по Гоголю, продолжил французским балетом Анжелена Прельжокажа «Фреска. Картина на стене», пообещал сегодня показать постановку уже известного в Минске режиссера Тимофея Кулябина «Иванов».


И еще на несколько недель, вплоть до 16 октября, продолжат этот театральный «сезон». Прошедший форум «ТЕАРТ» завершился также «Женитьбой» — определенным амажем Санкт-Петербурга «Город. Женитьба. Гоголь» в постановке Юрия Бутусова. А это напоминает нам, что форум — не рандомное, а системное явление, которое, кстати, чуть ли не в первую очередь направлено ​​на собственно театр белорусских просторов. Считается, что одиннадцать постановок в традиционной программе «Belarus open» способны каким-то образом отразить, на каком этапе развития в соответствующей области сегодня находится наша страна. Кстати, белорусский театр, который то ли является частью европейской культуры, то ли находится за ее пределами, обсудили в пространстве Ок16 на традиционной дискуссии накануне открытия «ТЕАРТа».

Вздыхал о возрождении или подъеме слышно не было, все как-то больше о нахождении в резервации. Но собственно меня зацепило, что создатели «ТЕАРТа» (в общем на дискуссии были представители театральных учреждений, режиссеры, критики) смотрят на свой фестиваль через призму воздействия на ситуацию в стране. Они озабочены тем, чтобы воспитывать публику, показывать театральным деятелям иностранные успехи, стимулировать развитие новых форм и появление экспериментов. Председатель правления «Белгазпромбанка», являющийся генеральным партнером «ТЕАРТа», Виктор Бабарико задается вопросом, правильным ли путем он идет, спонсируя театральный форум. Может, было бы более полезно организовать для десяти перспективных белорусских театральных деятелей трип, в котором они смогли бы плотно познакомиться с приобретениями мировой театральной культуры?

Длинная очередь, что выстроилась перед Центральным домом офицеров, где планировалась «Женитьба», указывает на то, что в зарубежных высказываниях у нас заинтересовано больше десяти человек. «ТЕАРТ», очевидно, стал модным мероприятием и со всех сторон позитивным. Манеры Виктора Бабарико, который подъезжает к Дому офицеров на люксовом авто и скромно становится в конец очереди, лишний раз связывают форум с культурой именно европейской, частью которой хотя бы географически мы безусловно являемся.

Но только ли географически? «К сожалению, мы в резервации, этот факт нужно признать. Беларуси нет на театральной карте, и нам нужно понять, что мы можем сделать, если не являемся частью государственного аппарата, потому что продвижение страны — это задача государства, — комментирует театральный критик Татьяна Артимович. — Замечательно, что, например, Русский театр в 2017 году начал пользоваться понятиями «менеджмент» и «ребрендинг», а в его афише появился Дмитрий Богославский, но это должно было случиться десять лет назад. А что нужно сегодня, чтобы произошла синхронизация с глобальной картой?»

Руководитель Центра белорусской драматургии Александр Марченко в ответ связывает констатацию «мы в резервации и этот факт нужно принять» с выражением «только личности в театре что-то меняют»: «Я уверен, что только принятие как первый шаг способно толкнуть нас вперед. Можно, и для театра важно, насмотреться на форму, но насмотреться на содержание уже сложнее. Здесь возникает вопрос с личностью и с тем, вписан ли белорусский театр в европейский контекст. Мне кажется, что в резервации мы находимся как раз в отношении свободы собственного сознания. Т.е. о чем театр говорит?..

Пока ведутся дискуссии, полезные, наверное, только констатациями, делается дело: идет модный в Минске театральный форум, который показывает лучшие белорусские и выдающиеся зарубежные постановки. За это время публика, которая обычно предпочитает то, что проще и веселее, видит, что театральные пределы куда более глубокие и разнообразные. Критика реагирует на «чужое» обсуждением и анализом. Театральное поле наполняется новыми информацией и эмоциями. Все эти движения, возможно, способны повлиять на энергию белорусского театра в целом. В том, что зависит от личности. Ведь директор РТБД Владимир Карачевский на той же дискуссии заверил, что зависимое от государства развитию театра никак не мешает.

Ирена КОТЕЛОВИЧ

katsyalovіch@zvіazda.by

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Почему в Беларуси следует оптимизировать количество сельсоветов

Почему в Беларуси следует оптимизировать количество сельсоветов

И повышать эффективность работы местных органов власти.  

Общество

Каких педагогов хотят видеть дети в объединениях по интересам?

Каких педагогов хотят видеть дети в объединениях по интересам?

Для системы дополнительного образования присущ отложенный во времени эффект.  

Культура

Новый музей и уличные часы теперь есть в Дубровно

Новый музей и уличные часы теперь есть в Дубровно

Их создали в честь предприятий, которые успешно функционировали в дореволюционное время.