Вы здесь

Как остановить феминизацию учительской профессии?


Педагог-мужчина в средней школе — явление редкое, в начальной школе, а тем более в детском садике, — почти что исключительное. Между прочим, примерно сто лет назад в большинстве стран, где сегодня эта профессия воспринимается как преимущественно женская, она рассматривалась как полноправная мужская.

В одном из нынешних номеров периодического издания «Еduсаtiоn Indiсаtоr in Fосus», который выпускается под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), был проанализирован гендерный дисбаланс в педагогической профессии.


А кто в руководителях?

В среднем в странах-членах и партнерах ОЭСР женщины составляют примерно две трети от общего числа педагогов, занятых в сфере образования (от дошкольного уровня до высшего образования). Наибольший гендерный дисбаланс наблюдается в Эстонии, Латвии, Литве и Российской Федерации. Здесь из каждых пяти учителей четыре — это женщины. Из 31 страны только в Японии учителей-мужчин больше, чем учителей-женщин (52 и 48 процентов соответственно). Объясняется этот факт, помимо всего прочего, низкой представленностью женщин на рынке труда в Японии по сравнению с другими странами.

Статистика свидетельствует об усилении феминизации педагогической профессии в течение последних десяти лет. Так, в странах ОЭСР средняя численность женщин-учителей в сфере образования увеличилась с 61% в 2005 году до 65% в 2010 году. В 2014 году этот показатель достиг 68%. Однако масштаб прироста отличается: от 1% в Словении и США до 15% — в Германии, Греции и Японии.

Гендерный дисбаланс существенно варьируется в зависимости от уровня занимаемой должности, степени образования и других обстоятельств. Несмотря на то, что женщины в учительской профессии преобладают количественно, лишь несколько процентов из них занимают руководящие должности. В среднем по странам ОЭСР среди директоров учреждений образования женщины составляют лишь 45%.

Экономическая непривлекательность

Гендерное неравенство сокращается в зависимости от ступени образования. Женщины составляют 97% педагогов на уровне дошкольного образования, 82% — на уровне начального образования и 43% — на уровне высшего образования. Подобная картина наблюдается в большинстве стран-членов и партнеров ОЭСР. Исключение составляют Сирия и Турция (в этих странах доля женщин-учителей не превышает 60%), а также Финляндия, Латвия, Литва и Российская Федерация, в которых женщины-преподаватели преобладают в системе высшего образования.

Какими же факторами объясняется настоящий гендерный дисбаланс в профессии учителя? Один из них — увеличение показателя занятости женщин в период с 2005 по 2014 годы в среднем с 56% до 59%. А, например, в Японии, Германии и Греции фиксируется максимальный рост количества женщин на рынке труда за последние 10 лет — на 11% (по сравнению с 8% в других странах).  

Значительное влияние оказывают и экономические факторы. В то время, как доля женщин-педагогов уменьшается в зависимости от уровня образования (от дошкольного до высшего), средний размер заработной платы от дошкольной степени до высшей школы, наоборот, увеличивается. В странах ОЭСР средняя заработная плата учителя в возрасте от 25 до 64 лет постепенно увеличивается, начиная с 37 000 долларов в год на дошкольном уровне образования до 46 600 долларов в год в старшей школе. Наиболее ярко экономические факторы проявляются при сравнении заработной платы в сфере образования с заработной платой в других сферах (речь идет о мужчинах и женщин с высшим образованием).

В среднем по странам ОЭСР заработная плата учителей-мужчин в возрасте от 25 до 64 лет, которые преподают в начальной школе, составляет 71% заработной платы мужчин с высшим образованием, занятых в других сферах (в старшей школе — 81%). В то же время средняя заработная плата женщин-педагогов в меньшей степени отличается от средней заработной платы женщин, имеющих высшее образование и занятых в других отраслях (она составляет около 90% средней заработной платы женщин с высшим образованием, занятых в других сферах).

Авторы исследования отмечают, что в большинстве стран самое большое количество женщин — среди молодых учителей (в возрасте до 30 лет), работающих на всех уровнях образования. Так, среди педагогов младших классов средней школы в возрасте до 30 лет женщины составляют 70%.

Об увеличении гендерного дисбаланса свидетельствует и тот факт, что доля женщин, получивших высшее педагогическое образование, в среднем по странам ОЭСР возросла. В связи с этим следует отметить, что рост количества женщин-преподавателей в учреждениях высшего образования способствует установлению гендерного паритета. Среди молодых преподавателей (до 30 лет) доля женщин составляет 53%, среди педагогов в возрасте старше 50 лет — 38%. Таким образом, за период с 2005 по 2014 годы доля женщин среди преподавателей высших учебных заведений возросла с 38 до 43%.

Нянька с усами

Гендерный дисбаланс, сложившийся в профессии учителя, становится основанием для принятия конкретных мер на государственном уровне. В Швейцарии принята программа по поддержке университетов в вопросах достижения гендерного равенства среди преподавателей высших учебных заведений.

Программа, направленная на увеличение количества женщин, занимающих руководящие должности, утверждена Федеральным министерством образования и научных исследований Германии в сотрудничестве с региональными властями. Почти две трети всех государственных высших учебных заведений в этой стране имеют план действий по реализации политики в области достижения гендерного паритета.

В 2013 году Национальное агентство по вопросам образования Швеции приступило к реализации национальной информационной кампании, которая поощряет мужчин к профессиональной педагогической деятельности в дошкольных учреждениях.

Авторы исследования подчеркивают: учитывая масштабы феномена «феминизации» учительской профессии, было бы интересно исследовать потенциальное влияние этого явления на качество образовательных достижений учащихся и их карьерные ожидания.


По данным Белстата, профессия учителя имеет в Беларуси ярко выраженное женское лицо. Доля женщин-учителей достигает 86 процентов в общем количестве, а среди директоров и их заместителей женщин — 85 процентов.


5 октября учителя во всем мире отмечают свой профессиональный праздник

В 1966 году в этот день в Париже прошла Специальная межправительственная конференция, посвященная статусу учителей (Special Intergovernmental Conference on the Status of Teachers). В центре внимания оказались проблемы работников сферы образования на национальном и мировом уровнях. В результате представители ЮНЕСКО и Международной организации труда подписали первый международный документ, который определяет условия труда учителей: «Рекомендации относительно статуса учителей» (Recommendation concerning the Status of Teachers). В нем закреплялись права и обязанности педагогов и международные нормы, касающиеся подготовки учителей, повышения их квалификации, приема на работу и условий труда. Официально праздновать Всемирный день учителя 5 октября было предложено ЮНЕСКО в 1994 году. Сейчас этот праздник входит в список мировых и международных дней ООН.

Надежда НИКОЛАЕВА

nіkаlаеvа@zvіаzdа.bу

Фото Марины БЕГУНКОВОЙ

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.