Вы здесь

Как остановить феминизацию учительской профессии?


Педагог-мужчина в средней школе — явление редкое, в начальной школе, а тем более в детском садике, — почти что исключительное. Между прочим, примерно сто лет назад в большинстве стран, где сегодня эта профессия воспринимается как преимущественно женская, она рассматривалась как полноправная мужская.

В одном из нынешних номеров периодического издания «Еduсаtiоn Indiсаtоr in Fосus», который выпускается под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), был проанализирован гендерный дисбаланс в педагогической профессии.


А кто в руководителях?

В среднем в странах-членах и партнерах ОЭСР женщины составляют примерно две трети от общего числа педагогов, занятых в сфере образования (от дошкольного уровня до высшего образования). Наибольший гендерный дисбаланс наблюдается в Эстонии, Латвии, Литве и Российской Федерации. Здесь из каждых пяти учителей четыре — это женщины. Из 31 страны только в Японии учителей-мужчин больше, чем учителей-женщин (52 и 48 процентов соответственно). Объясняется этот факт, помимо всего прочего, низкой представленностью женщин на рынке труда в Японии по сравнению с другими странами.

Статистика свидетельствует об усилении феминизации педагогической профессии в течение последних десяти лет. Так, в странах ОЭСР средняя численность женщин-учителей в сфере образования увеличилась с 61% в 2005 году до 65% в 2010 году. В 2014 году этот показатель достиг 68%. Однако масштаб прироста отличается: от 1% в Словении и США до 15% — в Германии, Греции и Японии.

Гендерный дисбаланс существенно варьируется в зависимости от уровня занимаемой должности, степени образования и других обстоятельств. Несмотря на то, что женщины в учительской профессии преобладают количественно, лишь несколько процентов из них занимают руководящие должности. В среднем по странам ОЭСР среди директоров учреждений образования женщины составляют лишь 45%.

Экономическая непривлекательность

Гендерное неравенство сокращается в зависимости от ступени образования. Женщины составляют 97% педагогов на уровне дошкольного образования, 82% — на уровне начального образования и 43% — на уровне высшего образования. Подобная картина наблюдается в большинстве стран-членов и партнеров ОЭСР. Исключение составляют Сирия и Турция (в этих странах доля женщин-учителей не превышает 60%), а также Финляндия, Латвия, Литва и Российская Федерация, в которых женщины-преподаватели преобладают в системе высшего образования.

Какими же факторами объясняется настоящий гендерный дисбаланс в профессии учителя? Один из них — увеличение показателя занятости женщин в период с 2005 по 2014 годы в среднем с 56% до 59%. А, например, в Японии, Германии и Греции фиксируется максимальный рост количества женщин на рынке труда за последние 10 лет — на 11% (по сравнению с 8% в других странах).  

Значительное влияние оказывают и экономические факторы. В то время, как доля женщин-педагогов уменьшается в зависимости от уровня образования (от дошкольного до высшего), средний размер заработной платы от дошкольной степени до высшей школы, наоборот, увеличивается. В странах ОЭСР средняя заработная плата учителя в возрасте от 25 до 64 лет постепенно увеличивается, начиная с 37 000 долларов в год на дошкольном уровне образования до 46 600 долларов в год в старшей школе. Наиболее ярко экономические факторы проявляются при сравнении заработной платы в сфере образования с заработной платой в других сферах (речь идет о мужчинах и женщин с высшим образованием).

В среднем по странам ОЭСР заработная плата учителей-мужчин в возрасте от 25 до 64 лет, которые преподают в начальной школе, составляет 71% заработной платы мужчин с высшим образованием, занятых в других сферах (в старшей школе — 81%). В то же время средняя заработная плата женщин-педагогов в меньшей степени отличается от средней заработной платы женщин, имеющих высшее образование и занятых в других отраслях (она составляет около 90% средней заработной платы женщин с высшим образованием, занятых в других сферах).

Авторы исследования отмечают, что в большинстве стран самое большое количество женщин — среди молодых учителей (в возрасте до 30 лет), работающих на всех уровнях образования. Так, среди педагогов младших классов средней школы в возрасте до 30 лет женщины составляют 70%.

Об увеличении гендерного дисбаланса свидетельствует и тот факт, что доля женщин, получивших высшее педагогическое образование, в среднем по странам ОЭСР возросла. В связи с этим следует отметить, что рост количества женщин-преподавателей в учреждениях высшего образования способствует установлению гендерного паритета. Среди молодых преподавателей (до 30 лет) доля женщин составляет 53%, среди педагогов в возрасте старше 50 лет — 38%. Таким образом, за период с 2005 по 2014 годы доля женщин среди преподавателей высших учебных заведений возросла с 38 до 43%.

Нянька с усами

Гендерный дисбаланс, сложившийся в профессии учителя, становится основанием для принятия конкретных мер на государственном уровне. В Швейцарии принята программа по поддержке университетов в вопросах достижения гендерного равенства среди преподавателей высших учебных заведений.

Программа, направленная на увеличение количества женщин, занимающих руководящие должности, утверждена Федеральным министерством образования и научных исследований Германии в сотрудничестве с региональными властями. Почти две трети всех государственных высших учебных заведений в этой стране имеют план действий по реализации политики в области достижения гендерного паритета.

В 2013 году Национальное агентство по вопросам образования Швеции приступило к реализации национальной информационной кампании, которая поощряет мужчин к профессиональной педагогической деятельности в дошкольных учреждениях.

Авторы исследования подчеркивают: учитывая масштабы феномена «феминизации» учительской профессии, было бы интересно исследовать потенциальное влияние этого явления на качество образовательных достижений учащихся и их карьерные ожидания.


По данным Белстата, профессия учителя имеет в Беларуси ярко выраженное женское лицо. Доля женщин-учителей достигает 86 процентов в общем количестве, а среди директоров и их заместителей женщин — 85 процентов.


5 октября учителя во всем мире отмечают свой профессиональный праздник

В 1966 году в этот день в Париже прошла Специальная межправительственная конференция, посвященная статусу учителей (Special Intergovernmental Conference on the Status of Teachers). В центре внимания оказались проблемы работников сферы образования на национальном и мировом уровнях. В результате представители ЮНЕСКО и Международной организации труда подписали первый международный документ, который определяет условия труда учителей: «Рекомендации относительно статуса учителей» (Recommendation concerning the Status of Teachers). В нем закреплялись права и обязанности педагогов и международные нормы, касающиеся подготовки учителей, повышения их квалификации, приема на работу и условий труда. Официально праздновать Всемирный день учителя 5 октября было предложено ЮНЕСКО в 1994 году. Сейчас этот праздник входит в список мировых и международных дней ООН.

Надежда НИКОЛАЕВА

nіkаlаеvа@zvіаzdа.bу

Фото Марины БЕГУНКОВОЙ

Выбор редакции

Общество

Как Витебщина развивает отношения с Китаем

Как Витебщина развивает отношения с Китаем

Наш корреспондент постарался упомянуть самые интересные примеры совместной реализации проектов.

Общество

Воспоминания бывшей узницы о Саласпилсском лагере смерти

Воспоминания бывшей узницы о Саласпилсском лагере смерти

Она хорошо помнит тот летний день. За окном стали слышны рев мотоциклов и немецкая речь.

Общество

Первые белорусские Соdе Сlub присоединились к мировому движению

Первые белорусские Соdе Сlub присоединились к мировому движению

Как с помощью кода создать собственную анимацию и «оживить» космический корабль?

Спорт

Анастасия Мирончик-Иванова: «Верю в себя и в свои силы»

Анастасия Мирончик-Иванова: «Верю в себя и в свои силы»

В спорте ей дважды приходилось начинать все сначала.