20 августа, понедельник

Вы здесь

Художник-гример — о работе со «звездами» и бутафорской крови


...Столичная улица Зыбицкая известна своими громкими вечерними тусовками. Но во время нашего визита причина ажиотажа была совсем другая. Утром здесь выстроилась целая очередь из автомобилей и фур с логотипом киностудии «Беларусьфильм» — район временно стал съемочной площадкой для нового фильма под названием «Принцесса и тигр». Одна из машин была непохожа на другие — через стекло фургона можно было рассмотреть мобильную «гримерку» с зеркалами, умывальником и даже... кроватью. Ее «хозяйка» — Вера ДОРДЮК, девушка уже пять лет работает на киностудии художником-гримером. Трудно ли работать со «звездами» и как ссоздать бутафорскую кровь, она рассказала «Червонке».  


Умение общаться с людьми — одна из главных профессиональных черт.

Самое сложное — чего «нет»

— В профессию я пришла почти десять лет назад, — вспоминает Вера. — Как и большинство моих коллег, попала в кино из другой сферы. Приехала в Минск учиться с Кобринщины, закончила Минский государственный технологический колледж по специальности «парикмахер-визажист». На последнем курсе начала подрабатывать в Белорусском государственном молодежном театре. Там познакомилась с художником по гриму, которая начала приглашать меня на съемки кино. В то же время проходила практику в салоне красоты, поэтому было с чем сравнивать, и я поняла, что эта сфера меня интересует больше.

Профильного образования для гримеров в Беларуси нет. В советское время таких специалистов готовили, например, на Московской и Одесской киностудиях. Теперь же подавляющая часть работников приходит из парикмахерских и салонов красоты. Фактически, это профессия сохраняется в виде ремесленничества, так как главный путь получения знаний — от старших сотрудников. Так было и с Верой — она ​​училась всему «на месте», когда ее работу контролировала более опытная коллега. 

— Скажу, что работа гримера сильно отличается от работы того же визажиста, — утверждает девушка. — Например, спектр материалов, с которыми мы работаем, гораздо больший. Во время работы надо обязательно контактировать с режиссером, чтобы понимать его замысел. Да и вообще, нынешняя техника передает все очень детально — на большом экране каждый изъян будет заметен, поэтому нужно делать все максимально тщательно. Полагаю, что самый сложный грим — тот, что «без грима», когда лицо нужно просто передать максимально натуралистично.    

Как состарить на 40 лет

— Первая картина, на которой я работала, называлась «Птица счастья», — говорит гример. — Это был сериал, который снимал режиссер Александр Колбышев. Картина современная, поэтому грим был не очень сложный. Главная трудность в том, что в начале ты не понимаешь, что в принципе происходит на площадке. Много людей, каждый отвечает за свои вопросы — непросто со всем этим разобраться. Нужно понять механизм работы съемочной группы, а уже потом будет легче. Сложно работать в историческом кино, потому что там нужно знать очень много деталей, искать какие-то документальные сведения, чтобы не допустить «ляпов». Я читаю историческую литературу, знакомлюсь с фотографиями, чтобы сделать правильный грим. Прически, одежда — все надо проверить. Но в эпоху интернета это не сложно.   

Кроме «Беларусьфильма», девушка подрабатывает на отдельных коммерческих проектах, например, съемках рекламы. Это вынужденная мера, характерная для большинства гримеров, — работы не так много, а зарплата представителей упомянутой профессии зависит исключительно от объемов выполненного. Многие, например, подрабатывают в российских сериалах — восточные соседи любят снимать в Беларуси и обеспечивают работой наших специалистов.   

— Самый сложный грим, который я делала? — переспрашивает девушка. — Не могу сказать, что было трудно, просто интереснее: как-то для театра пластики «ИнЖест» заказали работу, во время которой нужно было подготовить актеров к выступлению на Хэллоуин. Накладывала так называемый пластический грим — материалы не просто наносятся кисточкой на кожу, вместо этого к лицу прикрепляют разнообразные пластиковые наклейки и накладки. Их заранее готовят в специальных силиконовых формах другие специалисты — пластические гримеры, а мы уже делаем, чтобы все выглядело естественно и органично. Кроме того, многих надо было состарить на 20—40 лет — сделать Бабу Ягу и других героев. Работа не из легких, но очень интересная! Такая возможность выпадает редко, так как с финансовой точки зрения такой грим — очень дорогой.

Работа с массовкой тоже очень ответственная.

«Кровь» из волшебной сумки

— Не могу сказать, что берусь абсолютно за любую работу, — говорит Вера. — Выбираю прежде всего из того, что мне самой интересно, пытаюсь получить опыт. Глупостью будет считать, что гримеры не изучают сценарии — еще как читаем! Если этого не сделать, случаются смешные ситуации. Как-то, помню, в одной из картин получилось так, что после монтажа девушка выходила встречать парня с распущенными волосами, в доме была с косичками, а проводила гостя в платке...

Интересный момент — материалы для работы гримеры обычно приобретают сами, преимущественно из других стран через интернет. В Беларуси специальных магазинов с ними нет. Девушка утверждает, что вся «старая школа» гримеров вообще делала грим «на коленке» из подручных материалов. Такой подход нередко используется и сейчас. Вера говорит, что сама готовит... искусственную кровь. Фирменный рецепт девушка не раскрыла (у каждого профессионала свои секреты), но пояснила, что в основе — кленовый сироп и красители. Конечно, такая работа требует стратегии «все свое ношу с собой». Но если вы представляете себе небольшой портфель с косметикой, красками и кистями, то глубоко ошибаетесь — запасы материалов Вера хранит в огромных дорожных сумках.  

Усы не отклеиваются!

Обычный рабочий день выглядит так: после приезда на площадку и установки «базы» начинается подготовка актеров к первой сцене. Над этим работают главный гример и его помощники. В среднем на одного человека уходит минут 40. При этом актеров может быть очень много. Кроме того, если в сцене принимает участие массовка, то нужно сделать грим и для нее, пусть и не так детально. Затем задача гримера только в контроле — целый день специалисты следят за тем, чтобы все оставалось «на своем месте». Если запланированы съемки других сцен — процедура повторяется. Рабочий день ограничен только внешними факторами, например, светлым временем суток. По словам Веры, обычно у нее за месяц выходит около двух с половиной десятков рабочих дней.

— Самые сложные съемки у меня были в Крыму — сериал «Трукач» о каскадерах (такое своеобразное кино про кино), — говорит гример. — Было много эпох: от 30-х годов до конца 90-х прошлого века. Нужно было ежедневно «обработать» всех: и первых актеров, и актеров условной «съемочной группы», и массовку — всего около 150 человек. Так, когда снимали 60-е, всем нужно было сделать бакенбарды, зачесы и так далее. Локация была за два часа езды от места жительства, поэтому выходить из дома приходилось где-то в четыре часа утра, а уже в шесть начинали работать. Продолжалось это примерно неделю — невероятно трудно. Иногда на работе устаешь так, что не помнишь, кому что накладывала — как-то на съемках одной картины дергали актера за настоящие усы, так как думали, что это грим.  

Кстати, дальние странствия — также неотъемлемая часть работы гримера. Так Вера побывала в России, Грузии, Черногории, Украине. Иногда выезды занимают несколько недель, а бывает — до нескольких месяцев. Теперь вот в планах девушки поездка в Республику Адыгея.  

«Бриться!» И без слов...

— «Принцесса и тигр» — детский фильм, и это влияет на специфику работы, — констатирует девушка. — Большая часть актеров — дети. Они очень активны, их трудно контролировать. Мой секрет — надо себя вести с ними, как со взрослыми людьми, тогда и они будут относиться к работе соответственно. Вообще, гримеру нужно быть тонким психологом. Сами знаете, актеры — это личности, которых легко обидеть, поэтому нужно искать свои подходы. Они настраиваются на съемки, входят в роль, поэтому могут по-разному отреагировать на усилия гримера. Хватало разного — даже париками у меня бросались. Но чаще всего актеры — позитивные люди. Работала с самыми разными людьми, в том числе со «звездами». Например, как-то были съемки с Натальей Подольской — абсолютно открытая и простая девушка. Сразу же профессионально поставила цель, я предложила свое видение, и мы быстро нашли компромисс. 

Как раз в этот момент в фургон заходит первый из актеров. Его лицо украшают шикарные усы (да, да!), но вот неожиданность — в «Принцессе и тигре» его герой не имеет растительности на лице. «Будем бриться» — выносит Вера свой вердикт. Мужчина соглашается с удивительной легкостью. Такая она — работа актера.  

— Я думаю, что выбор профессии у меня был правильный, — считает девушка. — Мне нравится, что каждый день я участвую в чем-то новом, нет однообразия. Терпеть не могу рутину, поэтому лучшего варианта для меня и быть не могло. Если говорить о том, что не нравится, то это бешеный график жизни, когда даже запланировать что-то невозможно. Выходные, отпуск — все не про нас. Кроме того, я просто люблю искусство кино. Особенно мне нравится «немая» эпоха. Как в то время и с теми возможностями люди создавали такие шедевры, мне абсолютно непонятно — это такое маленькое чудо. Из современных режиссеров очень люблю Звягинцева («Нелюбовь» мне очень понравилась), получаю удовольствие от Балабанова. Из зарубежных фильмов выделила бы «Облачный атлас» — там один актер играл пять ролей, и разница в образах достигалась как раз при помощи грима. Смотрю ли сама ленты, на которых работала? Обычно нет, так как почти всегда герои в кадре выглядят не совсем так, как я того хотела. Поэтому предпочитаю не разочаровываться.

Ярослав ЛЫСКОВЕЦ

lуskаvеts@zvіаzdа.bу

Фота Надзеі БУЖАН

Комментарии

Очень интернсно! Спасибо!

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Выбираем школьную форму вместе с учениками

Выбираем школьную форму вместе с учениками

Ежегодно «Беллегпром» выпускает к учебному году сотни моделей одежды.

Общество

Как активная оценка побуждает к учебе?

Как активная оценка побуждает к учебе?

Этим летом в Академии последипломного образования прошел уже второй фестиваль активной оценки.

Экономика

Когда  на Могилевщине повысятся надои?

Когда на Могилевщине повысятся надои?

Корреспондент «МС» попыталась разобраться.

Калейдоскоп

Веселые истории наших читателей

Веселые истории наших читателей

Про жатву, Мулявина и налогового инспектора.