21 октября, суббота

Вы здесь

Художник-гример — о работе со «звездами» и бутафорской крови


...Столичная улица Зыбицкая известна своими громкими вечерними тусовками. Но во время нашего визита причина ажиотажа была совсем другая. Утром здесь выстроилась целая очередь из автомобилей и фур с логотипом киностудии «Беларусьфильм» — район временно стал съемочной площадкой для нового фильма под названием «Принцесса и тигр». Одна из машин была непохожа на другие — через стекло фургона можно было рассмотреть мобильную «гримерку» с зеркалами, умывальником и даже... кроватью. Ее «хозяйка» — Вера ДОРДЮК, девушка уже пять лет работает на киностудии художником-гримером. Трудно ли работать со «звездами» и как ссоздать бутафорскую кровь, она рассказала «Червонке».  


Умение общаться с людьми — одна из главных профессиональных черт.

Самое сложное — чего «нет»

— В профессию я пришла почти десять лет назад, — вспоминает Вера. — Как и большинство моих коллег, попала в кино из другой сферы. Приехала в Минск учиться с Кобринщины, закончила Минский государственный технологический колледж по специальности «парикмахер-визажист». На последнем курсе начала подрабатывать в Белорусском государственном молодежном театре. Там познакомилась с художником по гриму, которая начала приглашать меня на съемки кино. В то же время проходила практику в салоне красоты, поэтому было с чем сравнивать, и я поняла, что эта сфера меня интересует больше.

Профильного образования для гримеров в Беларуси нет. В советское время таких специалистов готовили, например, на Московской и Одесской киностудиях. Теперь же подавляющая часть работников приходит из парикмахерских и салонов красоты. Фактически, это профессия сохраняется в виде ремесленничества, так как главный путь получения знаний — от старших сотрудников. Так было и с Верой — она ​​училась всему «на месте», когда ее работу контролировала более опытная коллега. 

— Скажу, что работа гримера сильно отличается от работы того же визажиста, — утверждает девушка. — Например, спектр материалов, с которыми мы работаем, гораздо больший. Во время работы надо обязательно контактировать с режиссером, чтобы понимать его замысел. Да и вообще, нынешняя техника передает все очень детально — на большом экране каждый изъян будет заметен, поэтому нужно делать все максимально тщательно. Полагаю, что самый сложный грим — тот, что «без грима», когда лицо нужно просто передать максимально натуралистично.    

Как состарить на 40 лет

— Первая картина, на которой я работала, называлась «Птица счастья», — говорит гример. — Это был сериал, который снимал режиссер Александр Колбышев. Картина современная, поэтому грим был не очень сложный. Главная трудность в том, что в начале ты не понимаешь, что в принципе происходит на площадке. Много людей, каждый отвечает за свои вопросы — непросто со всем этим разобраться. Нужно понять механизм работы съемочной группы, а уже потом будет легче. Сложно работать в историческом кино, потому что там нужно знать очень много деталей, искать какие-то документальные сведения, чтобы не допустить «ляпов». Я читаю историческую литературу, знакомлюсь с фотографиями, чтобы сделать правильный грим. Прически, одежда — все надо проверить. Но в эпоху интернета это не сложно.   

Кроме «Беларусьфильма», девушка подрабатывает на отдельных коммерческих проектах, например, съемках рекламы. Это вынужденная мера, характерная для большинства гримеров, — работы не так много, а зарплата представителей упомянутой профессии зависит исключительно от объемов выполненного. Многие, например, подрабатывают в российских сериалах — восточные соседи любят снимать в Беларуси и обеспечивают работой наших специалистов.   

— Самый сложный грим, который я делала? — переспрашивает девушка. — Не могу сказать, что было трудно, просто интереснее: как-то для театра пластики «ИнЖест» заказали работу, во время которой нужно было подготовить актеров к выступлению на Хэллоуин. Накладывала так называемый пластический грим — материалы не просто наносятся кисточкой на кожу, вместо этого к лицу прикрепляют разнообразные пластиковые наклейки и накладки. Их заранее готовят в специальных силиконовых формах другие специалисты — пластические гримеры, а мы уже делаем, чтобы все выглядело естественно и органично. Кроме того, многих надо было состарить на 20—40 лет — сделать Бабу Ягу и других героев. Работа не из легких, но очень интересная! Такая возможность выпадает редко, так как с финансовой точки зрения такой грим — очень дорогой.

Работа с массовкой тоже очень ответственная.

«Кровь» из волшебной сумки

— Не могу сказать, что берусь абсолютно за любую работу, — говорит Вера. — Выбираю прежде всего из того, что мне самой интересно, пытаюсь получить опыт. Глупостью будет считать, что гримеры не изучают сценарии — еще как читаем! Если этого не сделать, случаются смешные ситуации. Как-то, помню, в одной из картин получилось так, что после монтажа девушка выходила встречать парня с распущенными волосами, в доме была с косичками, а проводила гостя в платке...

Интересный момент — материалы для работы гримеры обычно приобретают сами, преимущественно из других стран через интернет. В Беларуси специальных магазинов с ними нет. Девушка утверждает, что вся «старая школа» гримеров вообще делала грим «на коленке» из подручных материалов. Такой подход нередко используется и сейчас. Вера говорит, что сама готовит... искусственную кровь. Фирменный рецепт девушка не раскрыла (у каждого профессионала свои секреты), но пояснила, что в основе — кленовый сироп и красители. Конечно, такая работа требует стратегии «все свое ношу с собой». Но если вы представляете себе небольшой портфель с косметикой, красками и кистями, то глубоко ошибаетесь — запасы материалов Вера хранит в огромных дорожных сумках.  

Усы не отклеиваются!

Обычный рабочий день выглядит так: после приезда на площадку и установки «базы» начинается подготовка актеров к первой сцене. Над этим работают главный гример и его помощники. В среднем на одного человека уходит минут 40. При этом актеров может быть очень много. Кроме того, если в сцене принимает участие массовка, то нужно сделать грим и для нее, пусть и не так детально. Затем задача гримера только в контроле — целый день специалисты следят за тем, чтобы все оставалось «на своем месте». Если запланированы съемки других сцен — процедура повторяется. Рабочий день ограничен только внешними факторами, например, светлым временем суток. По словам Веры, обычно у нее за месяц выходит около двух с половиной десятков рабочих дней.

— Самые сложные съемки у меня были в Крыму — сериал «Трукач» о каскадерах (такое своеобразное кино про кино), — говорит гример. — Было много эпох: от 30-х годов до конца 90-х прошлого века. Нужно было ежедневно «обработать» всех: и первых актеров, и актеров условной «съемочной группы», и массовку — всего около 150 человек. Так, когда снимали 60-е, всем нужно было сделать бакенбарды, зачесы и так далее. Локация была за два часа езды от места жительства, поэтому выходить из дома приходилось где-то в четыре часа утра, а уже в шесть начинали работать. Продолжалось это примерно неделю — невероятно трудно. Иногда на работе устаешь так, что не помнишь, кому что накладывала — как-то на съемках одной картины дергали актера за настоящие усы, так как думали, что это грим.  

Кстати, дальние странствия — также неотъемлемая часть работы гримера. Так Вера побывала в России, Грузии, Черногории, Украине. Иногда выезды занимают несколько недель, а бывает — до нескольких месяцев. Теперь вот в планах девушки поездка в Республику Адыгея.  

«Бриться!» И без слов...

— «Принцесса и тигр» — детский фильм, и это влияет на специфику работы, — констатирует девушка. — Большая часть актеров — дети. Они очень активны, их трудно контролировать. Мой секрет — надо себя вести с ними, как со взрослыми людьми, тогда и они будут относиться к работе соответственно. Вообще, гримеру нужно быть тонким психологом. Сами знаете, актеры — это личности, которых легко обидеть, поэтому нужно искать свои подходы. Они настраиваются на съемки, входят в роль, поэтому могут по-разному отреагировать на усилия гримера. Хватало разного — даже париками у меня бросались. Но чаще всего актеры — позитивные люди. Работала с самыми разными людьми, в том числе со «звездами». Например, как-то были съемки с Натальей Подольской — абсолютно открытая и простая девушка. Сразу же профессионально поставила цель, я предложила свое видение, и мы быстро нашли компромисс. 

Как раз в этот момент в фургон заходит первый из актеров. Его лицо украшают шикарные усы (да, да!), но вот неожиданность — в «Принцессе и тигре» его герой не имеет растительности на лице. «Будем бриться» — выносит Вера свой вердикт. Мужчина соглашается с удивительной легкостью. Такая она — работа актера.  

— Я думаю, что выбор профессии у меня был правильный, — считает девушка. — Мне нравится, что каждый день я участвую в чем-то новом, нет однообразия. Терпеть не могу рутину, поэтому лучшего варианта для меня и быть не могло. Если говорить о том, что не нравится, то это бешеный график жизни, когда даже запланировать что-то невозможно. Выходные, отпуск — все не про нас. Кроме того, я просто люблю искусство кино. Особенно мне нравится «немая» эпоха. Как в то время и с теми возможностями люди создавали такие шедевры, мне абсолютно непонятно — это такое маленькое чудо. Из современных режиссеров очень люблю Звягинцева («Нелюбовь» мне очень понравилась), получаю удовольствие от Балабанова. Из зарубежных фильмов выделила бы «Облачный атлас» — там один актер играл пять ролей, и разница в образах достигалась как раз при помощи грима. Смотрю ли сама ленты, на которых работала? Обычно нет, так как почти всегда герои в кадре выглядят не совсем так, как я того хотела. Поэтому предпочитаю не разочаровываться.

Ярослав ЛЫСКОВЕЦ

lуskаvеts@zvіаzdа.bу

Фота Надзеі БУЖАН

Комментарии

Очень интернсно! Спасибо!

Оставить комментарий

Выбор редакции

Калейдоскоп

Веселые истории наших читателей

Веселые истории наших читателей

Про учителя года, непредусмотренное поведение и английский компот.

Калейдоскоп

Интервью с ведущей Светланой Панкратовой

Интервью с ведущей Светланой Панкратовой

С 1997 г. Светлана ведет программу «Новости погоды». 

Общество

Оригинальные лекарства или дженерики?

Оригинальные лекарства или дженерики?

Какой путь выбрать, чтобы не отстать от конкурентов.