Вы здесь

Между наукой и творчеством будут пролегать профессии будущего


Какие специалисты будут востребованы в перспективе? Что нужно делать сегодня, чтобы завтра не оказаться на обочине технического и технологического прогресса? Какие компетенции развивать, какие педагогические технологии использовать? Ответы на эти вопросы искали участники первого научно-практического STЕM-форума, который прошел в бизнес-инкубаторе Парка высоких технологий.


В Академии креативных технологий для девушек математика, физика, программирование преподаются через искусство, дизайн, музыку и другие интересные вещи.

Футурологический прогноз

Как отметил в своем выступлении директор образовательного центра ПВТ Вадим ЗЕЛЕНКОВ, в XVI веке существовало примерно четыре тысячи профессий и ремесел, в 1767 году их было уже примерно семь тысяч, а в настоящее время — около ста тысяч. В последующие 20 —30 лет появятся профессии, 90 процентов которых нам пока неизвестны, и технологии, о которых мы пока не знаем. Технический директор Gооglе, известный футуролог и один из главных исследователей в области искусственного интеллекта Рэй Курцвейл за 25 лет предсказал много технологий, которые полностью или частично были реализованы в реальной жизни. Недавно он озвучил прогноз до 2045 года.

По его мнению, в 2020 году персональные компьютеры достигнут вычислительной мощности, сравнимой с человеческим мозгом. В 2024 году элементы компьютерного интеллекта станут обязательными в автомобилях, и людям запретят садиться за руль не обородованной компьютерными помощниками машины. В 2025 году прогнозируется появление массового рынка гаджетов-имплантантов. В 2027 году персональный робот, способный на автономные сложные действия, станет такой же привычной вещью, как холодильник или кофеварка. В 2029 году компьютер сможет пройти тест Тьюринга на «человечность». Это станет возможным благодаря компьютерной симуляции человеческого мозга. В 2031 году 3D-принтеры для печатания человеческих органов будут использоваться в больницах любого уровня. Благодаря нейроимплантам и наноимплантам человек существенно расширит свои возможности. 2038 год — любой навык можно будет скачать, как в фильме «Матрица».

2040 год — поисковые системы станут основой для гаджетов, которые будут вживляться в организм человека. Поиск будет вестись не только с помощью языка, но и мыслей, а результаты поисковых запросов будут выводиться на экран линз или очков. В 2041 году — пропускная способность интернета станет в 500 миллионов раз больше, чем сегодня. В 2045 году ожидается наступление эры технологической сингулярности. Земля превратится в один гигантский компьютер...

— Для того чтобы программировать квантовые компьютеры, нужно знать квантовую механику, а ее на Земле понимает только один человек из 10,5 тысячи. Если вы спросите меня, каким будет программирование завтра, то я вам отвечу — оно будет квантовым, а для того чтобы быть в этой сфере успешным, нужно разбираться в высшей математике, квантовой механике и физике, — подчеркивает Вадим Зеленков. 

Робототехника развивает навыки XXI века: умение ставить цели, искать пути их решения, используя имеющиеся ресурсы, развивать навык работы с информационными ресурсами.

Приглашает STЕM-парк

— Меня, как учителя математики, очень волнует вопрос, как увлечь детей изучением этой дисциплины, как доказать ее важность, — констатирует координатор проекта STЕM-парк Ирина АДАМОВИЧ. — Ученики все реже выбирают математику на ЦТ, они не хотят учить ее в школе, а если и сдают при поступлении, то высокими баллами, к сожалению, не радуют. В то же время на одном из популярных порталов сейчас представлено около 300 вакансий IT-специалистов. При этом 20 процентов людей, работающих в IТ-отрасли нашей страны, не являются гражданами Беларуси. Рынку труда требуются специалисты определенного профиля, но выпускники школ неохотно выбирают технические специальности.

STЕM-парк — это новый формат дополнительного образования, реализуемого в Борисове на базе 20-й средней школы. 

— Всего за полгода из небольшого NЕT-клуба, который посещали с десяток человек, мы превратились в STЕM-парк с командой из 11 учителей и охватом более 200 учащихся с первого по десятый класс, — рассказывает Ирина Адамович.

— Замечу, что речь идет о самой обычной городской школе. С 1 сентября в STЕM-парке начали работать шесть лабораторий, в которые пришли 15 групп учащихся. Дети будут изучать легоконструирование, робототехнику, программирование, управление беспилотными летательными аппаратами. И все это на бесплатной основе! STЕM-парк — это набор объединений по интересам, где учащиеся решают задачи практического содержания и развивают инженерно-проектное мышление, которое включает целый блок: это и техническое мышление (знание принципов работы технического устройства), и исследовательское, когда ученик умеет выделять новизну некоего объекта и сопоставлять его с другими, делать выводы, предлагать гипотезы. И конструктивное мышление, когда учащийся может составить план достижения цели, и экономическое, когда воспитанник учится видеть результат процесса и может оценить его качество. Под конкретный проект мы набираем команду в лабораторию проектов или готовых решений. Например, сейчас у нас есть заказ на английский язык для беспилотных летательных аппаратов: детям требуется не только программирование, но и знание технического английского языка. Плюс в парке действует лаборатория медиатехнологии.  

У обучения в STЕM-парке есть много «фишек» — клубная атмосфера, командная работа, организация встреч с представителями IТ-отрасли, экскурсии в Парк высоких технологий и IТ-компании, участие в IТ-лагерях, роботурнирах, конкурсах по Sсrаtсh-программированию, управлению беспилотными летательными аппаратами и др.

«Я, как координатор проекта, очень надеюсь на то, что мы, команда учителей, сможем захватить изучением точных наук через решение задач практического содержания еще больше учащихся, — подчеркивает педагог. — Мы стремимся способствовать развитию у детей не только инженерно-проектного мышления, но и качеств, которые будут востребованы в профессиях будущего». 

Физика для «принцесс»

По словам директора образовательного центра STЕMLАB Любови КРЫЛОВОЙ, ей довольно часто приходится слышать от школьников, которые мечтают стать программистами (а почему мечтают? Потому что те хорошо зарабатывают...), фразы вроде «А зачем мне физика и математика»?

— Если в школе начинается курс физики, на уроках от каких-то интересных и практичных вещей очень быстро переходят к формулам и задачам и связь физики с внешним миром практически отсутствует. То же происходит и на уроках математики: учащиеся решают квадратные уравнения, а зачем они это делают, не понимают. Межпредметные связи отсутствуют. Что такое STЕM? Аббревиатура расшифровывается как «sсiеnсе, tесhnоlоgу, еnginееring and mаthеmаtiсs» — «естественные науки, технологии, инженерное дело и математика», — объясняет Любовь Крылова. — Мы в своем центре пытаемся реализовывать проекты, которые связывают эти предметы между собой. И я не соглашусь с тем, что женщинам в науке не место. Мой опыт свидетельствует, что девушки парням не уступают.  

Кстати, в прошлом году в столице открылась Академия креативных технологий для девушек (IT Рrinсеss Асаdеmу). Этот проект продвигает идею женского технического образования. Возраст «принцесс» — от 7 до 15 лет. В Великобритании, Канаде, Австралии, США и других странах школы с отдельным обучением очень популярны. Считается, что мальчики и девочки по-разному усваивают учебный материал, а обычная школа поощряет «мужской» тип поведения, формируя стереотип: точные науки и высокотехнологичные отрасли — не для девушек. Между прочим, благодаря комфортной образовательной среде, те прекрасно реализовывают себя в точных науках. Они более усидчивые, проще воспринимают систематизированную информацию, не любят конкуренцию и соперничество.  

— Если наши воспитанницы находятся обособленно от мальчиков, создается абсолютно безопасное и комфортное окружение: они не конкурируют за внимание окружающих, не стесняются задавать вопросы, не бояться ошибиться, — объясняет «феномен» женского образования руководитель IT Рrinсеss Асаdеmу Валерия КРИВОШЕЕВА. — В условиях сепаратного обучения девушки становятся более уверенными в себе, у них повышается самооценка, формируются лидерские качества. Да, они не верят в далекие перспективы, мол, если ты сегодня будешь учить математику, то через много лет станешь классным программистом и будешь запускать космические корабли, а хотят видеть быстрый результат — здесь и сейчас, и мы им это обеспечиваем. Как же нам удалось сделать точные науки и программирование интересными для девушек? Мы соединили их с искусством. Математика, физика преподаются через искусство, дизайн, музыку и другие интересные вещи. Упор делается на собственные проекты. Можно, например, создать коллекцию моды (фэшн-коллекцию), 3D-игру, запустить видеоблог, записать музыкальный трек, освоить фоторетушь. Девочки знакомятся с электронной музыкой, изучают профессиональные программы ее создания, учатся обрабатывать звук, создавать свои треки, становятся композиторами, звукорежиссерами, аранжировщиками. Мы учим девушек и физике, и музыке одновременно с помощью, например, фруктов. Каждый фрукт имеет свое звучание, касаясь каждого из них они создают свой трек. Важный раздел программы — навыки для жизни: работа в команде, коммуникативность, создание стиля, имиджа, критическое и креативное мышление.   

В академии используется новый подход к наполнению учебного плана (наука, технологии, инженерия, математика плюс искусства). Он создает баланс между творческим началом и технологическим, тем самым облегчает изучение технических дисциплин.

Кстати, в начале 1990-х годов физиолог Р. Рут-Бернштейн изучил 150 биографий самых известных ученых от Пастера до Эйнштейна. Как выяснилось, почти все изобретатели и ученые были также музыкантами, художниками, писателями или поэтами: Галилей — поэтом и литературным критиком, Морзе — художником-портретистом, Эйнштейн играл на скрипке и т.д.  

По мнению многих ученых, противопоставление науки и искусства непродуктивно, и оба эти направления нужно развивать в тандеме. Попытка активизировать образование только в направлении науки, инженерного дела и математики без параллельного развития Аrts-дисциплин может привести к тому, что молодое поколение будет лишено креативности. Только единство точных наук и гуманитарных подходов поможет воспитать всесторонне развитых специалистов, изобретателей и новаторов в своей сфере. Поэтому сегодня во всем мире растет армия поклонников перехода от STЕM-образования к STЕАM-образованию (те же науки плюс творчество). В странах, где развивают высокотехнологичное производство, STЕАM-образование, которое развивает креативные навыки, становится приоритетным.

Надежда НИКОЛАЕВА

nіkаlаеvа@zvіаzdа.bу

Выбор редакции

Спорт

Опубликован справочник «Минск» — полезный для туристов и путешественников

Опубликован справочник «Минск» — полезный для туристов и путешественников

Он был подготовлен специально накануне II Европейских игр.  

Общество

Первая зимовка на Южном полюсе может произойти в 2020 году

Первая зимовка на Южном полюсе может произойти в 2020 году

«Пребывание белорусских полярников в Антарктиде — это не путешествие натуралистов и не туры для экстремалов, а серьезная и кропотливая ежед

Общество

Претенденты на студенческий билет сдали тест по математике

Претенденты на студенческий билет сдали тест по математике

Узнать в городской толпе абитуриентов можно без проблем.

Общество

С борщевиком борются даже с помощью квадрокоптера

С борщевиком борются даже с помощью квадрокоптера

Опыт Витебщины в уничтожении борщевика интересен потому, что здесь более 80 процентов зарослей от общего по стране.