Вы здесь

Возможно ли выравнять уровень сельской и городской торговли?


Один из важнейших объектов в каждой деревне — безусловно, магазин. Это место, где люди могут приобрести все необходимое или заказать его привоз, куда стекаются все местные новости. Но важно как само по себе наличие магазина, так и качество, разнообразие товаров, которые он предлагает. Только в прошлом месяце эта тема дважды поднималась на самом высоком уровне.


Достойная отдача

Глава государства всегда особенно относился к деревне. По-видимому, во многом потому, что сам родился и вырос там. Обязательная поддержка сельских населенных пунктов, не просто повышение уровня жизни на селе — а поднятие его до уровня городского, и никак не меньше — это тезисы, которые Александр Лукашенко озвучивал на последних рабочих встречах, посвященных этой теме.

Если коротко, то посыл следующий: сельчане вносят огромный вклад в развитие экономики государства, обеспечение ее продовольственной безопасности. Но сами оказываются в менее выгодном, по сравнению с горожанами, положении в плане удобства приобретения определенных товаров — даже пищевых. В некоторых деревнях может даже не быть магазина, и жители или довольствуются автолавкой, которая не всегда имеет должный ассортимент, или вынуждены ехать в соседнюю деревню или даже город, что тоже не очень удобно, да и не все, особенно пожилые, даже при желании, могут это делать. В других сельских населенных пунктах магазины есть, но та же проблема — ограниченный ассортимент.  

Настало время изменить эту ситуацию. Потребности людей должны быть удовлетворены — вне зависимости от того, где и кто проживает. Ни в коем случае — и в том числе это позиция Президента — это не означает закрытие или замену белкоопсоюзовской торговли. В любом случае это, можно сказать, уникальная система, которая своими пунктами — как стационарными, так и мобильными — охватывает все сельское население страны — без хлеба, что называется, люди не сидят. В то же время все требует совершенствования. В нашем случае им послужит как развитие частной инициативы в сельской местности, так и создание новых торговых сетей, которые должны обеспечить сельчан широким ассортиментом товаров. 

Ставка на самозанятость...

Последние месяцы прошли под эгидой обсуждения — на уровне Президента — пакета документов по развитию предпринимательства и стимулированию деловой активности. Среди прочего обсуждался проект указа Президента «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания», который, кстати, уже подписан. Проект указа направлен на развитие торговли, общественного питания, бытовых услуг в первую очередь в сельской местности и малых городах.

Например, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие штучную торговлю в сельской местности, будут освобождены от налога на добавленную стоимость. Кроме этого, документ предусматривает возможность установления на отдельных территориях специального режима налогообложения в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания — с уплатой налога на прибыль для предприятий в размере 6% и единого налога для индивидуальных предпринимателей в размере одной базовой величины. Прописаны и другие упрощения условий для осуществления указанных видов деятельности — например освобождение от налога на недвижимость.  

А ситуация там действительно не очень позитивная. По крайней мере, если отталкиваться от статистики. Так, в течение последних лет наблюдается сокращение количества магазинов в сельских населенных пунктах. Только с 2012 по 2015 годы оно уменьшилось на 10% — с 9893 до 8977 единиц. В результате там, где несколько лет назад были магазины или другие работающие объекты бытового обслуживания, остались пустые здания. Для исправления ситуации проектом документа областные Советы депутатов на пять лет — с 1 января 2018-го по 1 января 2022 года — наделяются правом на назначение ряда налоговых и других льгот субъектам хозяйствования, осуществляющих указанные виды деятельности на территории сельской местности и в малых городах. 

Таким образом, указанный документ должен способствовать развитию торговли на селе, созданию там конкурентоспособной в этом плане среды, что отразится на качестве товаров и услуг. Кроме этого — не менее важная функция указа, — содействие самозанятости сельского населения. Ведь именно в деревне людям сложнее всего найти работу.

...и крупный бизнес

Если говорить о конкуренции в системе деревенской торговли, то кроме индивидуальных предпринимателей, небольших частных компаний, ее могут составить и крупные торговые сети, известные по всей стране. В начале сентября Александр Лукашенко обсудил с бизнесменом Павлом Топузидисом проект последнего по обслуживанию сельского населения.

Компания бизнесмена уже начала строительство уникального комплекса в Шклове. Проект предусматривает строительство супермаркета с торговым залом площадью свыше 700 квадратных метров, аптекой, расчетно-кассовым центром, зоной торговли промышленными товарами. Кроме этого, планируется построить там же два кинотеатра на 70 мест каждый, развлекательный центр и кафе.

Этот комплекс планируется эксплуатировать как распределительный центр для обеспечения торговых объектов в Шкловском районе и для выполнения заказов покупателей из населенных пунктов, где нет торговых объектов. В перспективе товарами будет обеспечиваться не менее 15 населенных пунктов Шкловского района.

Проект планируется использовать как типичный и в других регионах государства.

Надежда ЮШКЕВИЧ

yushkevich@zviazda.by

Фото Анатолия КЛЕЩУКА

Выбор редакции