19 сентября, среда

Вы здесь

Гродненскому драмтеатру — 70: идем за кулисы


Еще недавно гостей здесь встречали шкваркой и рюмкой, разыгрывали яблоки с Адамового дерева. Гродненский областной драматический театр по-барски отмечал юбилей «Белорусской комедии». Сегодня заслуженному коллективу Беларуси — 70. Пенсия? Нет, не слышали.

«Наши стены — интеллектуально-творческо-духовный пупок Гродно», — шутят персонажи на капустнике. Правду ли говорят они, и какие секреты скрывают театральные лабиринты — с праздничного вечера репортаж корреспондента «Звязды».


Скульптурная композиция «Пегас» витает в воздухе над парадным входом в театр. Уникальное здание, созданное Геннадием Мачульским, уже более 30 лет символ города над Неманом. Старожилы вспоминают: «Сначала мы удивлялись: «Как так? Ставить футуристическую каракатицу около самого Фарного костела?» Жители Гродно ворчали на эти стены, как парижане — на Эйфелеву башню. А после влюбились в новодел».

Здесь никому не верится, что театру — 70. На подмостках атмосфера озорства, бесконечный поток энергии артистов и не только их. Звукорежиссеры, музыканты, художники, костюмеры, бутафория — 181 человек, каждый по-своему служит театру. А тем временем билеты продаются как горячие пирожки, часто есть очереди, и этим вечером, безусловно, тоже. Но уже не за билетами, а для того, чтобы поздравить.

«О чем свидетельствует дата — 70 лет? — спрашивает Геннадий Мушперт, главный режиссер. — Наверное, о том, что, какие бы времена ни были за окном, —театр людям почему-то нужен (зал притих). Ведь насколько разными были эти годы: голодные 40-е, спокойные 50-е, стабильные 60-е, застойные 70-е, переменчивые 80-е, лихие 90-е, сытые нулевые, тревожные 10-е и неопределенные пока наши. Но после 18 часов неизменно вечереет. И людям хочется куда-то пойти. А театр как раз и открывает свои двери. И что бы ни происходило вокруг, мы ждем вас с волнением, с надеждой на понимание и на сочувствие к нашим персонажам. А иначе государство давно перестало бы выделять на нас бюджетные деньги (слышно смешки) и закрыло бы наше нерентабельное предприятие. Люди вечером хотят зрелища. Так устроен мир, и мы прочно занимаем в нем свое место».

Говорят, дети во время новогодних спектаклей в порывах радости бросали на сцену конфеты. Особенно тяжелая попала актеру в глаз. Сегодня, конечно, не Новый год, и аудитория давно вышла из детства, но настроение у всех как раз конфетокидательное. Гости несут цветы.  

«Я считаю, что в гродненском драмтеатре есть соль, острое красное слово, — уверена журналистка «Гродненской правды» Елена Карпук (держит в руках белые розы). — Есть комедии, причем высокого класса, чтобы люди смеялись. Например, «Рождение». А еще — и это обязательно надо! — иногда комок к горлу соленый подходит. Но все равно в финале радость, и я не иду домой под тяжестью какой-то ужасно трагической истории. Нет, мне легко, и да, я возвращаюсь снова».

Очевидно, радость происходит и на праздничном вечере, где ей и самое место. Особенно веселый номер (актер вылетает на подмостки словно косуля, попавшая в свет фар грузовика на ночной дороге) встречают громовыми раскатами смеха. Близко к сердцу принимают каждое поздравление, каждый комплимент. 

«Это очень приятно. Это счастье, что нашему театру 70 лет. Возможно, дата не самая круглая, но она прекрасна. Она наша. Я более 35 лет имею честь играть на этой сцене», — говорит заслуженная артистка Беларуси Людмила Волкова. Успешная на киноэкране, именно она чаще всего исполняла роли прим. Как рассказывают здесь, на спектакле с талантливой красавицей приходили толпы: мужчины — восхищаться, женщины — нередко завидовать.

«С утра хочется сюда лететь, вечером — задержаться, — говорит директор Игорь Гедич. — Эти стены видели Василия Ланового и Виталия Соломина. Они родные для десятков заслуженных артистов. Они — дом, вторая семья. Знаете, радостно, когда видишь: о спектакле «Рождение» говорят и пишут священники. Полный зал плачет и смеется. За всю нашу историю не было более окупаемой постановки. Но будет. 70 — для театра возраст юношеский».

Среди явно славянских лиц замечаю экзотическое лицо артиста оркестра. Стелла Фиди Ракутуарисуа улыбкой расплавляет любой лед. В Беларусь, как оказалось, его привела любовь. Ради гродненчанки он бросил солнечный Мадагаскар.

Эти стены видели столько романтики! Столько сценарных и еще больше реальных историй любви, что Купидону и не снилось. Сергей Куриленко и Валентина Харитонова, Василий и Вероника Миничи, Николай и Татьяна Вилимовичи, Александр и Антонина Кологривы, Валерий и Инна Олешуки, Игорь Уланов и Оксана Машинкова... «Журналисты, приходите на день св. Валентина сюда, тут не то что статью, здесь роман накатать можно!» — шутят актеры.  

Биография гродненского драмтеатра началась осенью 1947 года со спектакля «Правда — хорошо, а счастье лучше». С тех пор его историю принято отчислять не датами, а громкими премьерами. Сколько их было за 70 лет не счесть. Но сердцу зрителя не прикажешь. Так, в московский художественный академический идут на «Чайку», в «Современник» — на «Голого короля». Купаловский театр — это, конечно национальная «Павлинка». «Будете в Гродно — сходите на «Белкамедию». Визитная карточка, легендарный спектакль и сегодня в репертуаре. Его сыграли почти полмиллиона раз. Вам покажут несчастливого крестьянина, его жену Молнию, еврея Давида и Черта, который потерял смысл существования», — советуют знатоки.  

Все персонажи сегодня толкутся в большом зале. В паспорте каждого — театральная прописка — Мостовая, 35. «Все как у людей», — говорит старуха с «Белкамедии». «Не все! — тычет в свой паспорт еврей Давид. — Пенсии нету! Персонажам, говорят, по закону не положено!»

Злободневный как тогда, после войны, так и сейчас, в свои 70. Это для гродненского драмтеатра не возраст. Труппа снова начала молодеть, а удивлять и не переставала «Полет над гнездом кукушки» стал настоящим открытием в Санкт-Петербурге на фестивалях «Встречи в России». Он взял престижную премию Кирилла Лаврова. Такой награды в Беларуси больше нет.

Для Марины Микулич театр начинается с вешалки в прямом смысле слова. Она костюмер, и это ее руки спасают спектакль. Марина признается, зашивать платье прямо на актрисе ей приходилось не раз. Чтобы все было по Станиславскому и мы верили, девушки и на Ромео найдут джинсы, и на Джульетту — косуху. На четырех складах костюмов неизвестно сколько тысяч. А ночью они, может, оживают, шепчутся. Где быть магии, если не в театре?

А настоящий виски пьют актеры на гродненской сцене? «Вам раскрыть тайну? — улыбается миловидная блондинка. — Да, это моя работа заваривать чай цвета пятизвездочного коньяка. Вместо пива наливаю квас, ну, а водка, конечно, вода». Когда Елена Милинкевич принимала пост заведующей реквизитом от предшественницы, чуть не отправила на свалку какие-то деревянные штучки. Оказалось, это уникальный предмет, которому цены в базарный день нет: если им погрохотать, создается абсолютно реальный цокот копыт.

Но оставим театральные байки и на следующие юбилеи.

Вот они, последние минуты юбилейного спектакля. На парусе-занавесе мы видим: проплывает вся история театра-дома, которому гродненцы верны не одно десятилетие и который для многих стал пристанью и кораблем. Гродненский драматический под громкое «браво!» плывет в прекрасное далеко.

«Ой, дожить бы и до векового юбилея!» — слышу, кто-то сказал за моей спиной.

Маргарита САДОВСКАЯ 

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Каким образом может проявляться одиночество?

Каким образом может проявляться одиночество?

Одиночество и особенно одиночество в семье — реальный признак нашего времени.

Общество

Все, что нужно знать про заместительную гормональную терапию

Все, что нужно знать про заместительную гормональную терапию

Лишний вес, бессонница, приливы, нарушения давления и остеопороз — далеко не все проявления, подстерегающие женщину в определенном возрасте. 

Экономика

Можно ли управлять спросом потребителей?

Можно ли управлять спросом потребителей?

От спонтанной покупки со «скидкой по-белорусски» можно не только не получить какой-либо экономии, но и переплатить за нее.

Спорт

Вячеслав Грецкий: Иногда называют меня Уэйном

Вячеслав Грецкий: Иногда называют меня Уэйном

Про знаменитую фамилию и современность белорусского хоккея.