Вы здесь

Гродненскому драмтеатру — 70: идем за кулисы


Еще недавно гостей здесь встречали шкваркой и рюмкой, разыгрывали яблоки с Адамового дерева. Гродненский областной драматический театр по-барски отмечал юбилей «Белорусской комедии». Сегодня заслуженному коллективу Беларуси — 70. Пенсия? Нет, не слышали.

«Наши стены — интеллектуально-творческо-духовный пупок Гродно», — шутят персонажи на капустнике. Правду ли говорят они, и какие секреты скрывают театральные лабиринты — с праздничного вечера репортаж корреспондента «Звязды».


Скульптурная композиция «Пегас» витает в воздухе над парадным входом в театр. Уникальное здание, созданное Геннадием Мачульским, уже более 30 лет символ города над Неманом. Старожилы вспоминают: «Сначала мы удивлялись: «Как так? Ставить футуристическую каракатицу около самого Фарного костела?» Жители Гродно ворчали на эти стены, как парижане — на Эйфелеву башню. А после влюбились в новодел».

Здесь никому не верится, что театру — 70. На подмостках атмосфера озорства, бесконечный поток энергии артистов и не только их. Звукорежиссеры, музыканты, художники, костюмеры, бутафория — 181 человек, каждый по-своему служит театру. А тем временем билеты продаются как горячие пирожки, часто есть очереди, и этим вечером, безусловно, тоже. Но уже не за билетами, а для того, чтобы поздравить.

«О чем свидетельствует дата — 70 лет? — спрашивает Геннадий Мушперт, главный режиссер. — Наверное, о том, что, какие бы времена ни были за окном, —театр людям почему-то нужен (зал притих). Ведь насколько разными были эти годы: голодные 40-е, спокойные 50-е, стабильные 60-е, застойные 70-е, переменчивые 80-е, лихие 90-е, сытые нулевые, тревожные 10-е и неопределенные пока наши. Но после 18 часов неизменно вечереет. И людям хочется куда-то пойти. А театр как раз и открывает свои двери. И что бы ни происходило вокруг, мы ждем вас с волнением, с надеждой на понимание и на сочувствие к нашим персонажам. А иначе государство давно перестало бы выделять на нас бюджетные деньги (слышно смешки) и закрыло бы наше нерентабельное предприятие. Люди вечером хотят зрелища. Так устроен мир, и мы прочно занимаем в нем свое место».

Говорят, дети во время новогодних спектаклей в порывах радости бросали на сцену конфеты. Особенно тяжелая попала актеру в глаз. Сегодня, конечно, не Новый год, и аудитория давно вышла из детства, но настроение у всех как раз конфетокидательное. Гости несут цветы.  

«Я считаю, что в гродненском драмтеатре есть соль, острое красное слово, — уверена журналистка «Гродненской правды» Елена Карпук (держит в руках белые розы). — Есть комедии, причем высокого класса, чтобы люди смеялись. Например, «Рождение». А еще — и это обязательно надо! — иногда комок к горлу соленый подходит. Но все равно в финале радость, и я не иду домой под тяжестью какой-то ужасно трагической истории. Нет, мне легко, и да, я возвращаюсь снова».

Очевидно, радость происходит и на праздничном вечере, где ей и самое место. Особенно веселый номер (актер вылетает на подмостки словно косуля, попавшая в свет фар грузовика на ночной дороге) встречают громовыми раскатами смеха. Близко к сердцу принимают каждое поздравление, каждый комплимент. 

«Это очень приятно. Это счастье, что нашему театру 70 лет. Возможно, дата не самая круглая, но она прекрасна. Она наша. Я более 35 лет имею честь играть на этой сцене», — говорит заслуженная артистка Беларуси Людмила Волкова. Успешная на киноэкране, именно она чаще всего исполняла роли прим. Как рассказывают здесь, на спектакле с талантливой красавицей приходили толпы: мужчины — восхищаться, женщины — нередко завидовать.

«С утра хочется сюда лететь, вечером — задержаться, — говорит директор Игорь Гедич. — Эти стены видели Василия Ланового и Виталия Соломина. Они родные для десятков заслуженных артистов. Они — дом, вторая семья. Знаете, радостно, когда видишь: о спектакле «Рождение» говорят и пишут священники. Полный зал плачет и смеется. За всю нашу историю не было более окупаемой постановки. Но будет. 70 — для театра возраст юношеский».

Среди явно славянских лиц замечаю экзотическое лицо артиста оркестра. Стелла Фиди Ракутуарисуа улыбкой расплавляет любой лед. В Беларусь, как оказалось, его привела любовь. Ради гродненчанки он бросил солнечный Мадагаскар.

Эти стены видели столько романтики! Столько сценарных и еще больше реальных историй любви, что Купидону и не снилось. Сергей Куриленко и Валентина Харитонова, Василий и Вероника Миничи, Николай и Татьяна Вилимовичи, Александр и Антонина Кологривы, Валерий и Инна Олешуки, Игорь Уланов и Оксана Машинкова... «Журналисты, приходите на день св. Валентина сюда, тут не то что статью, здесь роман накатать можно!» — шутят актеры.  

Биография гродненского драмтеатра началась осенью 1947 года со спектакля «Правда — хорошо, а счастье лучше». С тех пор его историю принято отчислять не датами, а громкими премьерами. Сколько их было за 70 лет не счесть. Но сердцу зрителя не прикажешь. Так, в московский художественный академический идут на «Чайку», в «Современник» — на «Голого короля». Купаловский театр — это, конечно национальная «Павлинка». «Будете в Гродно — сходите на «Белкамедию». Визитная карточка, легендарный спектакль и сегодня в репертуаре. Его сыграли почти полмиллиона раз. Вам покажут несчастливого крестьянина, его жену Молнию, еврея Давида и Черта, который потерял смысл существования», — советуют знатоки.  

Все персонажи сегодня толкутся в большом зале. В паспорте каждого — театральная прописка — Мостовая, 35. «Все как у людей», — говорит старуха с «Белкамедии». «Не все! — тычет в свой паспорт еврей Давид. — Пенсии нету! Персонажам, говорят, по закону не положено!»

Злободневный как тогда, после войны, так и сейчас, в свои 70. Это для гродненского драмтеатра не возраст. Труппа снова начала молодеть, а удивлять и не переставала «Полет над гнездом кукушки» стал настоящим открытием в Санкт-Петербурге на фестивалях «Встречи в России». Он взял престижную премию Кирилла Лаврова. Такой награды в Беларуси больше нет.

Для Марины Микулич театр начинается с вешалки в прямом смысле слова. Она костюмер, и это ее руки спасают спектакль. Марина признается, зашивать платье прямо на актрисе ей приходилось не раз. Чтобы все было по Станиславскому и мы верили, девушки и на Ромео найдут джинсы, и на Джульетту — косуху. На четырех складах костюмов неизвестно сколько тысяч. А ночью они, может, оживают, шепчутся. Где быть магии, если не в театре?

А настоящий виски пьют актеры на гродненской сцене? «Вам раскрыть тайну? — улыбается миловидная блондинка. — Да, это моя работа заваривать чай цвета пятизвездочного коньяка. Вместо пива наливаю квас, ну, а водка, конечно, вода». Когда Елена Милинкевич принимала пост заведующей реквизитом от предшественницы, чуть не отправила на свалку какие-то деревянные штучки. Оказалось, это уникальный предмет, которому цены в базарный день нет: если им погрохотать, создается абсолютно реальный цокот копыт.

Но оставим театральные байки и на следующие юбилеи.

Вот они, последние минуты юбилейного спектакля. На парусе-занавесе мы видим: проплывает вся история театра-дома, которому гродненцы верны не одно десятилетие и который для многих стал пристанью и кораблем. Гродненский драматический под громкое «браво!» плывет в прекрасное далеко.

«Ой, дожить бы и до векового юбилея!» — слышу, кто-то сказал за моей спиной.

Маргарита САДОВСКАЯ 

Выбор редакции

Общество

Память сердца. День вывода контингента советских войск из Афганистана

Память сердца. День вывода контингента советских войск из Афганистана

На мемориальном «Острове слез» пройдет традиционный митинг-реквием и встреча однополчан-афганцев

Как женщине оставаться женщиной? Знает Елена Делендик

Как женщине оставаться женщиной? Знает Елена Делендик

Елена Делендик — создательница «Школы очарования».

Общество

Игорь Задорожный: Мечтали, что у нас будет двое детей

Игорь Задорожный: Мечтали, что у нас будет двое детей

А теперь трое сыновей спрашивают, когда у них появится сестренка.