Вы здесь

Как закон «о двух ногах» может сделать нашу школу лучше?


«Чтобы учитель после рабочей недели отправился куда-то еще добровольно поработать и поучиться, ему точно надо знать, что он отправляется за вдохновением, за опытом, за новыми идеями, за атмосферой сотрудничества и творчества. Учителя, участвовавшие в первой педагогической неконференции, получили все это сполна. Каждому было чем поделиться и поучиться без протоколов и планов-конспектов. Для меня лично результат неконференции — фонтан идей в виде восклицательных знаков в моей записной книжке: !Организовать интерактивное родительское собрание на тему «Компетенции XXI века» !Провести классные часы в формате EdCamp !Объявить конкурс на самую лучшую рекламу класса, урока !Настроить творческую встречу в формате скайп-сессии...», — поделилась своими впечатлениями от мероприятия учитель белорусского языка и литературы СШ №20 города Орши Елена ПАНКРАТОВА. 


Иржи ТРУНДА: "Желание учить по-новому было, но куда двигаться, никто не знал..."

Возьми, если хочешь

Так все-таки, что заставило 80 педагогов из разных уголков страны, даже из тех, что находятся на самой северной границе, направиться в свой выходной день в Минск? И что скрывается за новыми словами и понятиями: неконференция и EdCamp?

Education Camp — международная инициатива, которая родилась в учительской среде в США в 2010 году и распространилась на десятки стран мира. На сегодняшний день более 1500 мероприятий в 35 странах мира объединили уже 120 000 педагогов для открытого обмена педагогическим опытом, сотрудничества и решения общих задач. Теперь к ним присоединилась и Беларусь.

EdCamp имеет уникальный формат. Неконференция подчиняется закону «о двух ногах»: ее программа заранее неизвестна, участницы и участники самостоятельно определяют ход мероприятия и присоединяются к той дискуссии, которая интересна именно им, программа фактически создается вместе, исходя из интересов каждого участника.

Все могут быть как спикерами, так и слушателями. Могут предложить свою педагогическую идею, озвучить проблему и пути ее решения, исходя из собственного опыта, провести мастер-класс, а могут просто проголосовать за то, что хотят услышать. Главный принцип — «дай, если можешь, возьми - если хочешь». Есть и так называемый эффект длинного хвоста, когда после завершения EdCamp обсуждение современных образовательных тенденций продолжается уже непосредственно в учреждениях образования, идеи внедряются и воплощаются в ежедневных уроках, педагоги не ждут благоприятных условий, а действуют здесь и сейчас...

— Качество образования не может быть лучше качество его учителей — такой вывод сделала Организация экономического сотрудничества и развития, которая проводит самое авторитетное исследование качества образования в мире PISA (Programme for International Student Assessment), — подчеркивает председатель Общества белорусской школы Тамара МАЦКЕВИЧ. — Наилучшие результаты в этом исследовании демонстрируют страны, которые сделали ставку на повышение профессионализма учителей... Как физик по образованию, я хорошо знаю, что такое синергетический эффект. Синергия — это такое сочетание элементов, которое приводит к новому качеству развития. Например, чтобы получить новую структуру вещества плюс энергию, нужно собрать в одном месте критическую массу урана, примерно 0,8 килограмма, иначе цепная реакция не пойдет. Даже если мы тонну атомов урана распорошим по какой-то территории. Сейчас говорят, что законы синергии справедливы не только для физики и живой природы, но и для социума. Если в одном месте собрать умных людей для обмена идеями, то как раз такой эффект и возникает. Интеллектуальное поле усиливается, происходит самоорганизация, развитие, которое ведет к позитивным изменениям. Синергия — это когда мы вместе можем больше, чем каждый по отдельности. Когда 1 + 1 = 10

Идея EdCamp заключается как раз в том, чтобы собрать вместе умных, творческих, неравнодушных учителей для взаимного вдохновения и обмена идеями, как сделать нашу школу лучше.

Зачем писать сочинения?

Старт первой белорусской неконференции дала панельная дискуссия с участием специалистов по работе с персоналом, которые рассказали о компетенциях, необходимых молодым людям для их успешного трудоустройства.

«Когда-то для того, чтобы быть уникальным, нужно было знать иностранный язык или уметь пользоваться компьютером, сегодня же владение одной иностранным языком — уже «гигиенический навык», — именно такую ​​фразу услышали педагоги от «кадровиков». Наибольшее количество вакансий (28 процентов) на портале Работа.tut.by касается сферы продаж, на втором месте идет IТ-сфера (11,9%), а на третьем — рабочие специальности. Для педагогов стал открытием тот факт, что для того чтобы продавать, нужно уметь красиво излагать свои мысли, потому что большинство продаж проводится через интернет с помощью текстов, и если там есть смысл, если текст красиво и вкусно написан, это не остается незамеченным и приносит успех. Но сочинения в школе сейчас почти не пишут...

Педагоги могли проголосовать стикерами только за два из озвученных предложений.

— На работе не приходится выбирать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов, как в тестах. Чаще всего нужно генерировать новые варианты, выводит из двух неизвестных третьих, причем очень быстро, — подчеркивает руководитель отдела маркетинга Работа.tut.by Елена ПРОСКУРИНА.

Есть мнение, что успешность человека в профессиональной сфере на 85 процентов зависит от так называемых мягких навыков (soft skills). Их еще называют социальными навыками, потому что речь идет преимущественно о взаимодействии между людьми. Имеются в виду такие человеческие качества, как критическое мышление, креативность, гибкость, умение работать в команде, стрессоустойчивость, умение предупреждать и «гасить» конфликты, готовность брать на себя ответственность, аргументированно дискутировать, вести переговоры, формулировать цели и ставить задачи, самоорганизация, готовность приспосабливаться к инновациям, учиться всю жизнь, потому что профессиональные навыки придется обновлять постоянно. Сегодняшние первоклассники выйдут во взрослую жизнь только в 2028 году, когда многие профессии будут уже невостребованные, поэтому нужно в школе давать детям такие навыки, которые пригодятся им в любой ситуации и в любой профессии.

Хочу поделиться

Безусловно, самым захватывающим получилась ярмарка педагогических идей, ради чего, собственно говоря, педагоги и собрались. У желающих была только одна минута на то, чтобы заинтересовать коллег своей темой. Всего было озвучено более 20 предложений: педагоги хотели поделиться с коллегами своим опытом создания медиауроков, рассказать, как с помощью двух-трех мобильных телефонов с выходом в интернет и компьютера или ноутбука можно превратить класс в компьютерную лабораторию, как создать в фейсбуке эффективную организацию учителей-предметников, как развивать сетевые проекты, совмещать онлайн-технологии с обучением, как развивать метапредметные компетенции, как использовать междисциплинарные связи с изучением истории в работе технического кружка конструкторского моделирования и военной реконструкции, как научить критически мыслить, как объяснить детям, почему они должны учиться и где могут понадобиться конкретные знания.

«Есть ли в вашей жизни проблемы? Легко ли вам их решать? А знаете ли вы, что в мире есть такая профессия «траблшутер» (troubleshooter)? Это эксперты по решению проблем любой сложности, которые гарантируют стопроцентный результат... И вот на своем мастер-классе я предлагаю вам превратиться в траблшутеров, научиться ставить перед детьми проблемы и вместе их решать, — смело заявила учитель белорусского языка и литературы из средней школы №6 города Орши Елена ХАТЬЯНОВА. — Эти приемы можно использовать на любых уроках по любым дисциплинам».

«А я предлагаю поймать всех зайцев за раз. Учителя много спорят, как реализовать предметное содержание и требования стандартов через различные трендовые образовательные средства, и очень часто случается, что они становятся жертвами «спецэффектов», а я в своей профессиональной деятельности выбрала другой путь: стараюсь формировать у детей жизненно необходимые компетенции (прежде всего читательскую и медиаинформационную образованность) средствами медиаобразования через предметное содержание. Таким образом, последнее реализуется в актуальной для учеников плоскости», — поделилась своей идеей директор средней школы №2 города Столина Алла ЛОЗИЦКАЯ.

"Работаю с логико-смысловыми моделями на уроках иностранного языка, поэтому если вам по пути с логикой и смыслом, загляните ко мне", — пригласила Вероника ОРЛОВА из CШ №14 города Мозыря.

"Наши молодые люди имеют проблемы в отношениях. Я могу научить, как работать с детьми в начальной школе, чтобы они росли расслабленными, говорящими, какие "фишечки" использовать на уроках, как их оценивать", — предложила учительница начальных классов Борисовской средней школы № 17 Светлана ЛОКИС

ЕdСаmр имеет уникальный формат. Участники присоединяются к той дискуссии, которая интересна именно им.

Дальше — короткий перерыв, во время которого участники EdCamp могли проголосовать стикерами только за два из озвученных предложений. И это оказалось задача не из легких, так как хотелось услышать многих. Тем не менее, в течение одного дня просто физически невозможно было дать шанс выступить всем. Были организованы две сессии, которые одновременно проходили на четырех площадках: таким образом поделиться своими идеями смогли восемь педагогов.  

Кроме того, эксперты предложили четыре мастер-класса на темы «Правда ли, что цели — главный элемент урока?», «Критерии оценивания: Что? Когда? Как?», «Обратная связь — ядро ​​активной оценки» и «Что мы делаем не так на традиционном уроке?». Принцип свободного выбора действовал и в этом случае.

"У парикмахера цель — это прическа, которая удовлетворит клиента, и тогда он придет второй раз и приведет своих друзей. Скорее всего, такой парикмахер хорошо зарабатывает. А мало зарабатывает тот парикмахер, у которого цель — стричь, — рассуждает профессор кафедры педагогики и менеджмента образования Академии последипломного образования, кандидат педагогических наук, доцент Николай ЗАПРУДСКИЙ. — Не отдавайте своего ребенка репетитору, у которого цель — репетировать. Не идите к врачу, у которого цель — лечить: он вас залечит. В любой деятельности успешны те люди, которые ильначально знают цель, к которой они собираются прийти. Учебная цель — это то, чего учитель с учениками надеется достичь в течение 45 минут урока. А если ученики не знают цели, будет ли у них мотивация?"

Шеф для школы  

Выступить перед белорусскими педагогами пригласили и директора базовой школы «Вратиславска» города Праги, преподавателя Карлова университета, доктора педагогических наук Иржи ТРУНДУ:

— У меня сегодня настоящий интеллектуальный пир. Я могу слушать, и для меня это важно, тем более что в Чехии пока такой образовательный формат не реализован, — отметил он. — В 90-е годы прошлого века главной нашей целью было уйти подальше от прежней модели школы, когда директор фактически выполнял функцию контролера: контролировал то, что ему спускалась сверху, учителя приходили на урок, рассказывали, а задача учеников была — просто восстановить услышанное. Мы стремились к автономии школ, к финансовой самостоятельности. Легко сказать, но сложно сделать. Желание учить по-новому было, но куда двигаться, никто не знал... К тому же и некоторые родители не хотят никаких изменений, так как не знают, что их ждет впереди. Мы не могли прийти к единому мнению, какой должна быть чешская школа, но все желали детям добра...

На конкурсе социальных проектов SосiаlWееkеnd идея первой неконференции для педагогов оказалась среди победителей.

Чего нам удалось добиться? Директор сегодня стал настоящим шефом для своей школы: он может решать и педагогические вопросы, и кадровые, и финансовые. Отсутствуют единые учебные планы — конечно, государство задает определенные рамки, но школа сама думает, чем их наполнить и какими средствами достичь ожидаемого результата. Мы вместе с учителями решаем, как изменить нашу образовательную программу, что мы будем приобретать для нашей школы и какие учебники использовать. По каждой дисциплине существует много учебников, при этом они очень сильно отличаются. Мы можем и сами создавать и использовать собственные учебники. Наши классы оснащены современной техникой, но, честно говоря, вместо того, чтобы показывать детям что-то на интерактивном экране, я бы лучше отвел их в ботанический сад, чтобы изучать растения там".

...Суббота пролетела для педагогов как одно мгновение. В планах организаторов на будущее проводить EdCamp в течение двух дней. А что думают сами учителя о новой неформальной дискуссионной площадке?

Ольга ЖИТКАЯ, учитель биологии Ушачской средней школы:

— Отличная идея для нас, учителей! Мы всегда поставлены в жесткие рамки семинаров и конференций. Такая форма мероприятия дает нам право на выбор и темы, и выступающих. Что зацепило? Сюда приехали педагоги не только из гимназий, но и из обычных сельских школ. И у них очень много интересных идей, которыми они готовы сами (а не по принуждению!) делиться с коллегами. А осмысление и обсуждение выступлений продолжается и в кулуарах. Порадовал тот факт, что среди организаторов и приглашенных гостей было большое количество молодежи, заинтересованной в развитии нашего образования. Было бы здорово, чтобы мероприятие такого формата проводилось и в регионах, особенно в небольших, сельских...

Алла ПОЗДНЯКОВА, учитель истории средней школы №10 города Бобруйска:

— Сказать, что было просто интересно, — ничего не сказать. Поразил формат неконференции — это то, чего не хватает нашим методическим объединениям и педагогическим форумам разного уровня. Иметь возможность выбрать актуальное для себя — просто отлично. Мастер-классы, интересный опыт экспертов, встречи с «реальными» друзьями и личное знакомство с виртуальными. Мне лично не хватило времени, чтобы заявленные мастер-классы не только посмотреть и услышать, но и обсудить. Сколько идей у наших учителей! Это же настоящее чудо!  

Елена ПАНКРАТОВА, учитель белорусского языка и литературы средней школы №20 города Орши:

— Эффект неформальной встречи активных учителей в том, что после нее хочется работать по-новому, творчески, активно, плодотворно и в современном формате. Формирование компетенций XXI века у молодежи требует их наличия у учителей... Навыки soft skills, высокий уровень мотивации, гибкость, способность учиться и переучиваться в течение всей жизни, умение презентовать свои идеи — это то, к чему мы, учителя, сегодня должны готовить своих учеников в соответствии с потребностями времени, но, прежде всего, должны научиться этому сами. Формат EdCamp позволил это понять каждому участнику неконференции.

Надежда НИКОЛАЕВА

nіkalaeva@zvіazda.by

Выбор редакции

Общество

Чем живет Фаниполь — самый молодой город Беларуси

Чем живет Фаниполь — самый молодой город Беларуси

Сегодня в Фаниполе зарегистрировано 16 318 жителей.  

Общество

Приобретут ли у хозяев старые дома?

Приобретут ли у хозяев старые дома?

Одельский сельский совет, что в Гродненском районе, можно назвать воротами в Евросоюз. 

Общество

Время, образование, зарплата — 3 проблемы многодетных мам. Как преодолеть?

Время, образование, зарплата — 3 проблемы многодетных мам. Как преодолеть?

Размеры детских выплат бывают даже больше зарплаты.  

Общество

Психолог рассказывает, как найти общий язык с подростком

Психолог рассказывает, как найти общий язык с подростком

Переходный возраст не только испытывает на прочность самого подростка и его родителей...