Вы здесь

Анна Любенкова: Рассказывать о спорте с экрана было моей мечтой


В октябре главному спортивному телеканалу страны исполнилось четыре года. Молодой, но амбициозный «Беларусь 5» показал нам уже две Олимпиады. В феврале 2018-го будет третья. Как журналисты готовятся к этому событию, нам рассказала Анна Любенкова — голос белорусского биатлона. А также приоткрыла тайну комментаторской подготовки к эфиру, поразмышляла на тему будущего белорусского биатлона и о роли девушки в спортивной журналистике.


Анна, телевидение это не первое место вашей работы?

— Да, вообще, по образованию я менеджер в области культуры и нисколько не жалею, что получила именно эту специальность, считаю, что знания, которые мне дали, очень пригодились. А спорт любила с детства, сама занималась плаванием, еще до работы в журналистике хорошо разбиралась в английском футболе, например, что странно для девушки. Все результаты соревнований смотрела по телевизору, записывала в блокноты, просто на какие-то бумажки. Мама говорила: «Зачем тебе эта макулатура?» А они и сейчас мне иногда нужны. Рассказывать о спорте с экрана телевизора было моей мечтой, которая, как тогда казалось, вряд ли могла осуществиться, так как среди комментаторов у нас тогда не было женщин, позже уже появилась Светлана Парамыгина. Когда задумалась о поступлении на журфак, понятно, что писать нужно много и по требованию, то есть ставить творческий процесс на поток, а это будет сложно для меня, потому и выбрала другую специальность. С журналистикой в ​​то время меня связывало только радио Арlus FM, мы говорили там обо всем, была и спортивная программа, под которую меня и взяли на эту волну.

— И все же, как попали на телевидение?

— В то время работала в сфере осветительного оборудования — светильники, лампочки, люстры. Сидела вечером в офисе, как вдруг подруга прислала сообщение, что проходит кастинг комментаторов. С тех пор в жизни начался новый виток.

— Какие виды спорта сегодня можно назвать «вашими»?

— Биатлон, плавание, частично легкая атлетика, гребля, не так давно добавилась стрельба из лука. На Олимпиаде в Пхёнчхане мне дадут новый набор видов спорта, которые раньше я еще не комментировала.

— Среди перечисленных можно назвать любимые?

— Безусловно, это биатлон и плавание. Плавание, наверное, даже стоит немного отдельно, потому что я занималась им много лет, могу комментировать там все: от чего зависит каждый вздох, каждый гребок или поворот и сантиметр дистанции или, например, почему у многих пловчих длинные ногти.

Биатлоном все-таки я не занималась, хотя за годы работы изучено много материалов, оговорено и указано на практике, как готовятся лыжи, как правильно держать винтовку. Я даже стреляла из нее сама.

— Многие зрители знают вас еще и по флеш-интервью на матчах минского «Динамо» в КХЛ.  

— Я люблю хоккей, счастлива, что мне довелось там работать, но это нервная и очень непредсказуемая работа, например, я очень боюсь проходить мимо главного тренера «Нефтехимика» Андрея Назарова, зная его характер и то, что он может повести игроков с интервью. Надо знать психологию, понимать, как работать с каждым конкретным человеком. Это приходит с опытом.

— Приходилось ли сталкиваться с мнением, что девушка не может разбираться в таком мужском виде спорта?

— Да, постоянно напоминают, что женщина в спорте — это лишнее, мол, ты же ничего не понимаешь. Когда-то это было для меня обидно, я ругалась, вступала в споры, а теперь поняла, что человек либо воспринимает женщину в спортивной журналистике, либо нет. К сожалению, есть в нашей профессии девушки, которые стоят, улыбаются и ничего не понимают, но это не только на телевидении.

— Часто болельщики обсуждают комментаторскую работу на форумах, читаете их?

— Нет, я очень эмоциональный человек, принимаю все близко к сердцу, а для того, чтобы делать свою работу хорошо, мне нужно быть уверенной в себе, поэтому я скорее подойду и выслушаю критику от руководства, от людей, которые разбираются, чем залезу на форум. Близкие люди, мои друзья и родные, их почитывают, что-то мне передают, говорят, когда критика высказана по делу и когда нет.

— Расскажите, как комментатор обычно готовится к эфиру?

— Это, как правило, зависит от вида спорта. Для того чтобы подготовиться к легкой атлетике, мне нужно больше времени, к плаванию — меньше. Самое трудное — старт сезона, когда накопленный материал, нужно суммировать и рассказать зрителям. Например, сейчас было полгода без биатлона, но мы же все равно следили за спортсменами, кто, где и как. Чем ближе сезон, тем больше информации. Первые 2—3 гонки буду знакомить любителей спорта в том числе и с новостями межсезонья. Вообще, процесс подготовки не может быть растянут надолго по той причине, что стартовые протоколы появляются за сутки. Ты не можешь предугадать, кто выйдет на старт.

За полчаса до начала трансляции мы должны быть на комментаторских позициях. Я всегда аккуратно раскладываю свои записи (пишу, кстати, только от руки), всегда знаю, на какой странице у меня что написано, чтобы быстро ориентироваться в эфире. Кто-то приходит на работу только с планшетом, кто-то с блокнотом, кто-то вообще без ничего, а я с целой кипой бумаг. На случай, если исчезнет картинка, у меня всегда есть что рассказать зрителю.

— Вас узнают по голосу?  

— Я сама себя по нему не узнаю (смеется). В эфире у меня манера говорить другое, не знаю, почему, я специально это не делаю. Одна девушка из биатлонных болельщиков сказала, что представляла меня рыжеволосой женщиной как минимум 35 лет.

— Спорт это всегда непредсказуемость. Бывали курьезные ситуации в эфире?

— Однажды с Сергеем Мацкевичем работали на чемпионате мира по плаванию на короткой воде в Дохе. Мы включились в прямой эфир во время церемонии открытия, хотя должны были выйти на заплывы. Конечно, у нас не было сценария церемонии, так как мы не планировали рассказывать о ней, сидели в эфире около часа и говорили о том, что происходит, хотя сами этого до конца не понимали.

Подобная история была на биатлоне. Гонка закончилась, прошла церемония награждения, режиссер дает указание работать, пока не исчезнет картинка, а это еще минут 20. К счастью, соревнования проходили в Ханты-Мансийске, в котором победителей и призеров катают на оленях. Вот и пришлось рассказывать про оленей, что у каждого из них своя аккредитация, именная с фотографией. Вообще, очень важно и полезно бывать в тех местах, где проходят соревнования, чтобы иметь больше информации. Даже когда я путешествую по миру, обязательно посещаю спортивные объекты, смотрю, как работают на них другие журналисты.

— Вы пробовали себя на кастинге Матч-ТВ и из белорусов оказались там лучшей.

— Да, кроме меня там были еще Дмитрий Герчиков и Арташес Антонян. Сначала я вышла в 50 лучших, нас разделили на пять групп, из своей десятки я стала первой, зрители отдали мне 3-е место в этом проекте. Я понимаю, что они и не могли поставить меня на первое, пока все же в спорте не доверяют девушкам на 100%.

На кастинге Матч-ТВ мне пришлось комментировать не только те виды, с которыми я хорошо знакома, но и, например, велотрек, с которым никогда не работала. Поэтому на данный момент я могу гордиться этим достижением. Там я сделала все, что могла.

— Если бы выиграли проект, перешли бы на российское телевидение?

— Это вопрос, который многие задавали мне тогда и задают сейчас, но мне до сих пор трудно на него ответить.

— Как думаете, что ждет нас в биатлоне в новом сезоне? 

— Прогнозист из меня так себе. Спорт непредсказуем, люди болеют, получают травмы. Тем более в олимпийский год сложно что-то предсказывать, все захотят выстрелить именно сейчас. Мне хочется, чтобы в этом году наша сборная не ударила лицом в грязь, в предыдущие сезоны было много нареканий, кто-то говорил, что Даша Домрачева ушла, и биатлон стало смотреть неинтересно, — глупость, конечно. Потеряв на время лидера, команда потеряла стержень, думаю, с ее возвращением наша сборная станет более уверенной.  

Что касается нашей работы, то в этом сезоне мы запускаем новый большой проект на «Беларусь 5» «Огневой рубеж». Программа будет выходить каждую неделю, мы постараемся показать биатлон изнутри. Будем представлять, анонсировать каждый этап Кубка мира по биатлону, анализировать выступление наших спортсменов, приглашать в студию гостей, делать выездные интервью. Планируем ездить на этапы, насколько будут позволять финансовые возможности, так как нам в биатлоне так не хватало непосредственного общения со спортсменами. Планируем рассказывать, как проходит подготовка биатлонистов, где они живут, как перемещаются с этапа на этап. Также затронем детский спорт и околобиатлонные темы — как готовится винтовка, лыжи; расскажем о работе сервис-бригад. Это должно быть интересно.

— Что самое сложное и самое приятное в вашей работе?

— Конечно, больше всего мне нравится комментировать, хотя, по сути, я разговариваю сама с собой, но ощущение того, что кто-то где-то меня слышит, подпитывает. Самая большая сложность — мобильность, ты должен быть готов всегда и везде к любым ситуациям — сложным, неординарным. Я свою работу очень люблю, ни в чем другом себя не вижу. Выходя из отпуска очередной раз, я думаю — классно, завтра на работу. Конечно, от этого страдает личная жизнь, отношения с семьей, друзьями. Я не могу уделять им столько времени, сколько хотелось бы. Но, мне кажется, нужно любить свое дело, гореть им, иначе не задержишься в спортивной журналистике.

Дарья Лобажевич 

lobazhevich@zviazda.by

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.