Вы здесь

Кельтский привкус клюквы


Завтра в столичном ботаническом саду состоится праздник. Как обещает реклама, размещенная в вагонах метро и на официальном портале батсада, минчан и гостей столицы ожидает «очень интересное, необычное мероприятие кельтский древний праздник осени, праздник окончания сбора урожая Самайн! По обычаям кельтов, Самайн знаменовал окончание одного сельскохозяйственного года и начало другого это типичный сезонный, календарный праздник, который своими чертами похож на осенние праздники наших предков. Отдавая дань кельтскому искусству музыки, танца (традиций Ирландии и Шотландии), на Самайне вы также можете собраться с друзьями и семьей на большой фестиваль с фолк-музыкой, танцами, таинственными обрядами, сражениями древних воинов, национальными играми и забавами, отдохнуть на прекрасном ландшафте и приобрести знаменитый и полезный продукт от ботанического сада клюкву крупноплодную». Организаторы мероприятия обещают посетителям «встречу с мифическими существами, показательные танцевальные шоу и боевые поединки, кельтские развлечения, игры горцев, гадания, мастер-класс по вязанию кельтских узелков, вырезанию и раскрашиванию фигурок из тыквы». Будут выступать также музыкальные группы с очень красноречивыми названиями «Клуаран», «Доходяги Бэнд», «Все Crazу»...


Казалось бы, можно только порадоваться, что в таком в ​​прямом смысле академическом учреждении, как Центральный ботанический сад, появились креативные менеджеры, которые придумали превратить в увлекательное шоу продажу урожая клюквы, который, как видно из рекламы, на плантации батсада в этом году удался. Только мне лично радоваться не хочется. Ведь, если отбросить коммерческую затею, в голом остатке получим пропаганду абсолютно чужой культуры — где кельты, где славяне. В принципе, в том, чтобы знать и ценить традиции других народов, ничего предосудительного нет. Но при одном очень важном в сегодняшних глобальных отношениях условии: если хорошо знаешь и ценишь традиции народа, к которому принадлежишь. Мы это условие выполняем? Давайте не будем заниматься самообманом, особенно когда речь идет о «хорошо знать».

Еще знаете, что очень огорчает? Все эти «доходяги», «сrazу» ( «сумасшедшие»), фигурки из тыквы, кельты, разная другая иностранная холера и лихорадка, связанная с бесами, очень явно вылезает у нас на поверхность только однажды в год — перед Дедами, Родительской субботой, Заупокойным днем. У белорусов разных вероисповеданий осеннее поминание предков называется по-разному, но от этого не меняет своей сути: сходить в храм, после, если удастся, — на кладбище, после всей семьей собраться на поминальный ужин и вспомнить всех, кого уже нет с нами: и тех, кого знали и оплакивали, и тех далеких прапра-, положивших когда-то начало Роду... Каким боком, извините, к этому кельтские пляски?

А кельтские пляски для наших массовик-организаторов — просто топор под лавкой. Ведь те же ирландцы и шотландцы в свое время эту национальную традицию очень удачно раскрутили. И сейчас стоит набрать несколько слов в интернетовском поиске — тут тебе и «Самайн» (который, кстати, на исторической родине называли «праздником мертвых» — считалось, что в эту ночь умирают люди, нарушившие клановые запреты), и «Хэллоуин» — во всей красе, с готовыми сценариями, с описанием обрядов (их сущность — дело второстепенное). Бери себе, приспосабливай  к белорусской действительности, привлекай таким образом посетителей в ночной клуб или покупателей на крупноплодную клюкву, делай шоу и деньги. Можешь даже написать что-то вроде «чертами похоже на праздник наших предков». Кто проверит, если праздник предков для многих — «земля незнакомая»?

Правда, в белорусской народной традиции нет праздника, связанного со сбором клюквы. Об этом я узнала от Янки Крука, одного из самых опытных в деле белорусских календарных обрядов наших этнографов. Были общие Дожинки — праздник сбора урожая. После Покровов землю оставляли в покое и все обрядовые действия переносились в деревню — наступала пора свадеб. Осенние Деды, а за ними Филипповка место этих действий сужали еще больше — до отдельно взятого дома: наступало время затишья, начинались вечера за поставами и прялками, с песнями, с пересказом легенд и сказок... А потом был у нас и свой «Хэллоуин» — Каляды с их масками, плясками, песнями — разве не похожи?..

Кто-то скептически улыбнется: ну и как из описанного делать шоу и праздник, привлекать внимание, если он скучный и нудный, как те ноябрьские вечера или, в лучшем случае, общеизвестный? Не думаю, что исконные традиции тех же кельтов были намного веселее — одним из главных ритуальных действий во время упомянутого Самайна было забивание скота, который не переживет зиму. Но ведь в каждой традиции есть что-то, что при желании можно превратить в коммерческую «фишку». Уверена, если бы сотрудники ботанического сада обратились к своим коллегам по Академии наук из Института этнографии и фольклора, те бы придумали что-то интересное, связанное и с клюквой, и с нашими традициями. Но проще «загуглить» в интернете...

Впрочем, ну ее, ту отдельно взятую клюкву. Главное, чтобы таким простым и притягательным путем — притянуть за уши что-нибудь совсем не свое, но «интересное и необычное» — не пошли работники домов культуры — и городских, и деревенских, на которых проведение массовых праздников с привлечением народных традиций сегодня и держится . Ведь через два-три поколения только и будем знать, что праздники кельтов, тавров, бушменов...

Кем при этом будем считать сами себя и как называть свою страну вот в чем главный вопрос.

Елена ЛЕВКОВИЧ

alena@zviazda.by

Выбор редакции

Общество

Еда или символ? Самое время заинтересоваться росписью яиц

Еда или символ? Самое время заинтересоваться росписью яиц

Корреспондент «Звязды» сходила на мастер-класс по созданию «писанок».

Общество

Что ищут семьи, которые едут к отцу Валериану в поселок Смиловичи?

Что ищут семьи, которые едут к отцу Валериану в поселок Смиловичи?

Связаться с храмом в честь Георгия Победоносца, где служит отец Валериан, можно по телефону, который нетрудно найти в интернете.