Вы здесь

Как идет работа по созданию рабочих мест?


33 тысячи. Столько белорусов, согласно заданию на первое полугодие, необходимо было устроить именно на новые рабочие места. Справиться удалось на 92,5 процента. Удастся ли до конца года взять планку в 70 тысяч новых мест? В каких сферах вакансии открываются более активно? И что могут сделать местные органы власти, чтобы поспособствовать расширению существующих предприятий и появлению новых?


«До конца года все активизируются»

За первое полугодие в Беларуси было устроено на работу 297,5 тысячи человек. Из них каждый десятый (это 30,8 тысячи граждан) — на новое рабочее место. Причем 17 тысяч этих вакансий были открыты на новых предприятиях.

Задание по созданию рабочих мест полностью выполнили только две области: Брестская (на 105,6 процента) и Гродненская (на 108,2 процента). Если смотреть детально по регионам, то не справились 56 районов из 128. В Минске, например, задание по введению новых вакансий выполнено лишь на 87,1 процента. Правда, и план для столицы самый большой — за полгода устроить на созданные места 14,3 тысячи человек (для сравнения, планка для Гомельской области — 3,2 тысячи человек).

В Министерстве труда и социальной защиты считают, что задание на 2017-й все-таки будет выполнено. «Обычно все активизируются ближе к концу года. К тому же маленькие предприятия (с численностью работников до 100 человек) Белстатом в общей статистике не учитываются», — говорит начальник управления политики занятости ведомства Олег ТОКУН.

Он добавляет, что вакансии создаются как для специалистов, так и для представителей рабочих профессий.

Персонал набирают в торговле и общественном питании

Около половины новых рабочих мест приходится на сферу оказания услуг, торговли, общественного питания. Так, в столице 43,1 процента от всех созданных вакансий — в организациях торговли, 11,2 — в области информации и связи, 7,9 — на производстве.

Какие именно места являются? Минчанин Александр Дорошевич, например, полгода назад открыл ресторан азиатской кухни «Ronin» с доставкой на дом, где было создано около 50 вакансий: набирались повара, официанты, курьеры, администраторы, операторы колл-центра.

— Я всю жизнь работаю в общественном питании. Конкуренция в этой сфере страшная, — признается предприниматель. — Лидеры рынка уже 10—12 лет существуют, поэтому новым кафе сложно. Но мы смогли занять свою нишу, видим, что количество гостей растет. Паназиатскую кухню — вьетнамскую, корейскую, японскую — мы адаптируем под белорусский вкус и наши локальные продукты. Говядину, свинину, овощи закупаем здесь, так как на импорте не выживешь.

Под ресторан Александр снял помещение в 260 квадратных метров и, по его словам, «выжимает из этого по максимуму». Поэтому в дополнение запустил и службу доставки.

— Средняя зарплата у обслуживающего персонала — 400 рублей. Больших денег обещать пока не могу, надо смотреть на динамику. Но работать у нас трудно, требования жесткие: все-таки санитарное состояние на кухне должно быть идеальным, — говорит Александр Дорошевич.

Другая сеть ресторанов быстрого питания с начала года ввела под двести новых рабочих мест.

— Мы открыли четыре объекта в Минске и два в Гродно, — рассказывает операционный директор «Бургер Кинг Беларусь» Наталья Канина. — В каждый ресторан были нужны повара, кассиры, менеджеры. Требований по возрасту и образованию нет: персонал проходит обучение непосредственно на рабочем месте.

— Желающих устроиться на работу было много?

— Достаточно. Но это зависит и от сезонности: летом обращается меньше людей, осенью и зимой больше. Поскольку у нас удобный гибкий график, приходит много студентов, которые могут совмещать работу с учебой.

Что касается зарплат, то, отмечает Наталья Канина, они сравнимы с теми, что сегодня предлагает рынок. Для поваров и кассиров начальная ставка — 3,5 рубля в час (при стандартной 40-часовой рабочей неделе получается 560—600 рублей в месяц). Зарплата менеджеров зависит от стажа и объема работы.  

Производство идет в регионы

Менее активно, но создаются вакансии и на производствах. На Дзержинском предприятии «МАВ», где выпускают лакокрасочные материалы, с начала года приняли на новые места 19 человек. Это такие специалисты, как контролер качества технологического процесса, инженер-программист по автоматизации складской логистики и производства, специалист по работе с клиентами. Приглашались аппаратчики приготовления замеса: предприятие не справлялось с большим объемом заказов, поэтому расширялось и вводило третью смену.

Недавно компания выкупила здание льнозавода, которое готовилось к ликвидации. Нужны были рабочие руки, чтобы привести его в хорошее состояние. Поэтому нанимались рабочие по комплексному ремонту, электрогазосварщики.

— В марте, когда все стройки были свернуты, мы набирали строителей, — добавляют в отделе кадров. — Люди с большим опытом сами ходили — просились на работу. Рабочих, в принципе, не сложно найти. А вот специалистов — проблема. Аппаратчиков мы сами готовим, так как их нигде не обучают.  

На «АМКОДОР» — управляющую компанию холдинга» (она включает в себя три завода) за девять месяцев текущего года приняли (и на новые места, и на существующие) 306 человек. Из них руководителей — 28, специалистов — 107, рабочих — 171. Взяли в этом году рекордное количество молодых специалистов — 46.  

В холдинге отмечают, что в первую очередь им нужны квалифицированные кадры, поскольку они выпускают высокотехнологичную продукцию — более 120 модификаций машин. Плюс свой отпечаток накладывает модернизация производства. Так, недавно три цеха были заменены одним участком программного управления.

В конце этого года «АМКОДОР» начнет строительство трех заводов — в Колодищах, Кобрине и Гомеле. А значит, введет в регионах и дополнительные рабочие места.

Помещение под офис — в бесплатную аренду

Для появления новых вакансий нужны благоприятные условия. Поэтому местные органы власти должны позаботиться о том, чтобы создать их. В столице, например, индивидуальные предприниматели и юридические лица могут брать в бесплатную аренду помещения, если обязуются сделать там ремонт и ввести новые рабочие места (согласно решению Мингорсовета от 25 сентября 2012 года №250). Единственное, они не освобождаются от оплаты коммунальных услуг.

— Таким образом мы решаем сразу несколько задач: эффективное использование государственного имущества, создание рабочих мест и благоприятных условий для ведения бизнеса. Это удобно как организациям с опытом, так и предпринимателям-новичкам, — считают в Минском городском территориальном фонде госимущества.

В бесплатное пользование предлагаются объекты, которые в течение 60 дней не были востребованы. Таких по городу 79: в основном это площади на первых этажах домов и подвальные помещения (с полным списком можно ознакомиться на сайте Мингорисполкома и фонда госимущества). Чтобы получить их в аренду, нужно обратиться в ЖРЭО по месту их пребывания. На бесплатных условиях объекты сдаются на срок, необходимый нанимателю, чтобы окупить затраты на ремонт.

Пока предприятия относятся к этой возможности очень осторожно, просчитывают все риски. На сегодня в бесплатную аренду взят только один объект.

— Боятся: а что дальше? Сделаю ремонт, потрачусь — а вдруг помещение отнимут? — понимают эти опасения в территориальном фонде госимущества. — Поэтому мы инициировали изменения в законодательство. После окончания срока бесплатного пользования у ИП и юридических лиц будет право взять это помещение в обычную аренду без аукциона при минимальном коэффициенте. Они смогут также выкупить объект. Изменения скоро вступят в законную силу, и предприниматели будут более защищены. 


Где уже платят «по пятьсот»?

Самые большие зарплаты традиционно в области IТ. Там в среднем получают 3,4 тысячи рублей. В топе также работники воздушного транспорта: в сентябре их заработные платы составляли 2,3 тысячи. 1,4 тысячи в месяц имеют те, кто задействован в горнодобывающей промышленности, 1,3 тысячи — на переработке кокса и нефтепродуктов. Планку в 500 долларов превзошли также средние зарплаты на производстве фармацевтических препаратов, в оптовой торговле, издательской деятельности и области телекоммуникаций, финансовой и страховой деятельности, науке.

Меньше всех, по Белстату, в сентябре получали сотрудники парикмахерских и салонов красоты — 440 рублей в месяц. Невысокая оплата сохраняется у социальных работников (462 рубля) и у библиотекарей, музейных работников и других деятелей культуры (464 рубля).

Наталья ЛУБНЕВСКАЯ

lubneuskaya@zvіazda.by

Фото Марины БЕГУНКОВОЙ и Фото Анатолия КЛЕЩУКА



Каких производств не хватает на вашей территории и что необходимо создать? 

Создание рабочих мест — это тема, которой уделяется большое внимание со стороны властей. Сегодня при желании можно найти работу, однако бывает и так, что в конкретном городке попросту нет предприятия, которое поможет реализовать способности искателя. Может, нужно создавать что-то новое?

Заместитель председателя Червенского районного исполнительного комитета по экономике Елена ШЛОМА:

— Однозначно можно сказать, что потребность в организации производств на территории Червенского района существует. И в городах, и в деревнях это вопрос насущный. На сегодняшний день есть варианты, которые мы можем предложить заинтересованным, в строительстве, — это площадки с развитой инфраструктурой, всеми необходимыми коммуникациями — электроэнергией, водоснабжением. Мы проводим работу и продаем земельные участки под организацию производств. Например, по итогам продаж площадки возле одной из наших деревень можно сказать, что уже в следующем году у нас реально будут рабочие места. В прошлом году мы продали два участка, сейчас заканчивается разработка проектов, а в следующем году организуют производства. Но к нам пока не приходят масштабные предприятия с серьезными объемами производств, сегодня это только небольшие организации, которые дают 20—30 рабочих мест. 

Председатель Сольского сельского исполнительного комитета Сморгонского района Михаил МИРСКИЙ: 

— На нашей территории есть один старый завод, который сейчас перешел к иностранному предприятию. Поэтому очень хотелось бы втянуть его в хозяйственный оборот как можно быстрее, так как таким образом появятся новые рабочие места. Кстати, у нас была специальная комиссия, которая установила, когда должны быть задействованы неиспользованные объекты. Поэтому мы очень ждем, когда все заработает. Какого предприятия у нас не хватает? Знаете, сейчас наше сельскохозяйственное предприятие на хорошем счету, рыбхоз не из худших в стране. Не сказал бы, что мы обижены. В этом году расширяется птицефабрика на нашей территории, введен новый убойный цех. Кроме того, будет проведена реконструкция бывшей свинофермы, пока собственными силами. А это все — рабочие места. Так что новые предприятия нам и не нужны, мы работаем с существующими. 

Начальник отдела занятости и социальной защиты населения управления по труду, занятости и социальной защите Шкловского районного исполнительного комитета Елена ПИМЕНОВА:

— Я считаю, что Шкловскому району всего хватает. У нас есть и завод, и фабрика, и сельскохозяйственные организации, и вложения нормальные. Я сказала бы, что у нас выполняется баланс — хватает и людей, и предприятий. Единственный аспект — это если бы экономика немного лучше работала, тогда и зарплаты были бы выше. Это мое единственное пожелание, а так у нас действительно все хорошо. Есть интересный пример объединения — сейчас создается холдинг сельскохозяйственных производств. Так что мы не стоим на месте, а активно работаем. Конечно, что-то и сворачивается, но это неизбежно. Удовлетворяются ли потребности людей, которые ищут конкретное рабочее место? Все упирается в заработную плату. Людям хочется меньше работы, но при этом больше денег. 

Председатель Кривского сельского исполнительного комитета Буда-Кошелевского района Оксана ЕЛИСЕЕНКО: 

— Вопрос новых рабочих мест не очень актуален для нас, поскольку у нас есть вакансии, на которые мы пока не можем найти работников. Перед тем, как обсуждать создание новых мест, нужно заполнить имеющиеся! Индивидуальные предприниматели и бизнес на нашей территории особо не развиваются. С чем это связано? Просто у нас есть где работать людям, что же тогда частникам здесь делать? Земля в хозяйствах обрабатывается, на заводе — более 100 человек, поэтому все заняты. Я убеждена: те, кто хочет работать, имеют такую ​​возможность. Почему есть свободные места? Существуют вакансии, для которых у людей попросту нет необходимого образования и навыков. Получается нестыковка рабочего кадра и требований с места. Заработок? На сегодняшний день обстановка такова, что зарплата везде небольшая. Нужно это время переждать, все еще будет. Уверена, что вакантные места заполнятся. 

Владислав ЛУКАШЕВИЧ

lukashevich@zvіazda.by

Выбор редакции

Общество

Генеральный директор РУП «Белпочта» Светлана Юркевич: Мы будем развивать прежде всего почтоматы

Генеральный директор РУП «Белпочта» Светлана Юркевич: Мы будем развивать прежде всего почтоматы

На протяжении многих десятилетий почта ассоциировалась с традиционным набором услуг — письмами, посылками, газетами, пенсиями... Но современные технологии все больше входят в наш быт.

Общество

Как и чем живет бывшая «помидорная столица» Беларуси?

Как и чем живет бывшая «помидорная столица» Беларуси?

Чтобы почувствовать, чем organic food отличается от привычных для современного горожанина продуктов, достаточно отведать помидоры в Савичах и сравнить их с томатами из гипермаркета.

Общество

Туровский крест впервые будет представлен 26 сентября

Туровский крест впервые будет представлен 26 сентября

На праздник Вознесения Креста Господня, во время вечерней службы в Минском кафедральном соборе.

Политика

Андрей Бугров: Стараемся более плотно и предметно работать с избирателями

Андрей Бугров: Стараемся более плотно и предметно работать с избирателями

Разговор с председателем Минского городского Совета.