Вы здесь

У детей с аутизмом есть будущее


Еще несколько лет назад большинство белорусских родителей ставило крест на успешном будущем своих «маленьких принцев» (так называют малышей с аутизмом. — Авт.), но в последнее время многое, слава богу, изменилось. Появились школы с инклюзивной средой, тьюторами, театром, где в роли актеров выступают и дети с аутизмом, стартовал проект «Спорт-инклюзия». Большой радостью для мам и пап стало открытие в Минске инклюзивного центра поддержки и сопровождения семей при международной благотворительной общественной организации «Дети. Аутизм. Родители».

Мы встретились со специалистом по сенсорной интеграции инклюзивного центра Александром ГОЛАМОНОВЫМ перед занятием с его первым подопечным Ильей. И поговорили о маленьких и больших победах. 


— Что такое сенсорная интеграция, и как она может помочь детям с аутизмом?

— Сенсорная интеграция — это реабилитационный метод, который через ощущения помогает значительно улучшить жизнь ребенка: повысить его способность к обучению, наладить взаимодействие с окружающим миром. Занятия проходят в форме своеобразной игры.

Первоначально этот метод был разработан не для «маленьких принцев», а для мальчиков и девочек, у которых есть проблемы с сенсорикой. Джин Айрес, которая изобрела его, заметила, что часто проблемы с обучением возникают не потому, что дети не способны, это может быть связано с особенностью обработки зрительной, слуховой, тактильной, вестибулярной информации. Например, ученику с сенсорными нарушениями сложно улавливать то, о чем говорит учитель, он начинает нервничать, вертеться, не может сосредоточить внимание, проявляет какое-то необычное поведение. Позже, когда ученые взялись за более детальное исследование симптоматики аутизма, выяснилось, что 80—90% детей с таким диагнозом имеют проблемы с сенсорикой. Они чувствуют по-другому. Мы-то с вами сидим, разговариваем, нам комфортно. А ребенок, может быть, сидел бы на этом пуфе, как на иголках. Потому что его тело давало бы ощущение не мягкости, а дискомфорта.

— С Ильей вы занимаетесь уже второй год. Поделитесь результатами своей работы.

— Если бы вы пришли ко мне на занятия год назад и сейчас, думаю, увидели бы большую разницу. Вот только один пример. Кроме занятий в зале, которые начались этим летом, мы с Ильей ходим в бассейн. Там я также использую принципы сенсорной интеграции. Сначала Илья садился в воду в нарукавниках и мог хаотично махать руками. А теперь 50-метровый бассейн он проплывает туда и обратно сам, еще и ныряя при этом на глубину два метра за предметом, который я бросаю.

У всех детей, с которыми я работаю, есть прогресс. Кто-то стал держать ложку правильнее, кто-то начал ровнее ходить... Родители говорят, что дети стали более спокойны, сострадательны, сконцентрированы.

— Насколько важно родителям, кроме занятий в центре, самостоятельно заниматься с ребенком дома сенсорной интеграцией?

— В идеале все окружение ребенка должно двигаться в одном согласованном направлении. А сенсорная интеграция — идти рядом с работой психолога прикладного поведенческая анализа (еще один эффективный метод реабилитации детей с аутизмом, который также активно используется во всем мире. — Авт.). Все окружение ребенка должно быть знакомо с такой работой, с рекомендациями специалистов, с тем, что нужно применять дома, в школе, на прогулке. И вот в таком случае это залог успешной реабилитации, в том числе социальной адаптации ребенка. В противном случае это будут просто выброшенные время, деньги и силы родителей, без явного результата сейчас и в будущем.

— А если у родителей нет возможности водить ребенка в зал сенсорной интеграции? Например, семья не очень обеспеченная или живет в деревне далеко от Минска?

— Таким родителям тем более нужно много читать, учиться методам реабилитации, способам сенсорной разгрузки, поведенческого анализа. Заниматься дома нужно каждый день. Это важно. Я рекомендую максимально много времени проводить с ребенком на природе, позволять ему лазить по деревьям, турникам, очень важно, чтобы малыш катался по траве, ходил босиком, катался на велосипеде, коньках, лыжах. Температура, движение, падение, трение — это все сенсорная стимуляция, необходимая любому ребенку, а особенно с диагнозом аутизм.

Многие же мамы стесняются своих «маленьких принцев», поскольку те могут при сенсорной перегрузке устроить истерику в общественном месте. Родители замыкаются в четырех стенах, чтобы лишний раз не создавать стрессовую сенсорную и, как следствие, поведенческую ситуацию. Но это деструктивный путь. Потому что реально помочь ребенку с аутизмом можно только через инклюзию, через последовательную адаптацию его к жизни в обществе.

У нас в центре, кстати, есть специалисты, которые могут подсказать родителям, как найти деньги не только на реабилитационные занятия для ребенка, но и на собственное обучение. Например, помочь привлечь спонсорскую поддержку при помощи фандрайзинга.

— Каково ваше отношение к медикаментозному лечению аутизма?

— Сейчас в мировой практике медикаментозное лечение применяют в крайнем случае и все чаще отказываются от него абсолютно. Ведь, слава богу, уже есть понимание и научное объяснение того, что проблема этим не решается. Таблетки маскируют реальное состояние ребенка. В результате, когда проводится сенсорная реабилитация, специалист работает не с реальной проблемой, а с замаскированной. Состояние ребенка не естественное для него, сформированное медикаментозным способом. В результате мы можем пойти по ложному следу. Чтобы результаты были реальными, важно работать с чистым состоянием ребенка.

— Как адаптировать ребенка с аутизмом к профессиональной жизни, чтобы он не сидел на шее у родителей?  

— У детей с аутизмом, как правило, есть какая-то ярко выраженная способность. Чаще в математических направлениях — они любят цифры. Например, в Израиле, где общество подготовлено к принятию особых людей, это учли. Юношей и девушек с синдромом Аспергера — одного из видов расстройств аутичного спектра — берут в армию. Они там обрабатывают информацию, большие массивы цифр и данных, с которыми обычному человеку скучно работать. А людям с аутизмом, наоборот, такая работа приносит удовольствие.  

Среди людей с аутизмом очень много талантливых IT-специалистов, художников, спортсменов. Поэтому я всегда советую родителям использовать увлечение своего особого ребенка для всестороннего обучения. Например, любит мальчик динозавров. Взрослым нужно поддерживать этот интерес. Используя интерес к тем же динозаврам, можно учить его читать, считать, изучать иностранный язык, играть в футбол...

Сейчас есть эффективные методы, которые решают и поведенческие проблемы, и сенсорные. Есть примеры, когда дети с аутизмом учатся в школе вместе с обычными детьми. Взрослея и получая образование, они прекрасно социализируется, работают, как и все обычные люди, живут отдельно, но обязательно под наблюдением и при поддержке психологов. Хотелось бы, чтобы в нашей стране были желание и силы у родителей работать с этим, а у организаций — понимание и возможность помогать им в качестве спонсоров.

Надежда ДРИНДРОЖИК

nаdzіеjа@zvіаzdа.bу

Фото Сергея НИКОНОВИЧА

Выбор редакции

Спорт

Александра Герасименя: У каждого свой рецепт успеха

Александра Герасименя: У каждого свой рецепт успеха

Александра Герасименя — настоящий боец, а еще — заботливая мать и жена. И просто трудолюбивый человек, который не знает преград.

Общество

Какие социальные инициативы белорусов получили признание на Sосiаl Wееkеnd

Какие социальные инициативы белорусов получили признание на Sосiаl Wееkеnd

Приз зрительских симпатий завоевала инициатива «Школа родительства».  

Общество

История девушки, победившей анорексию

История девушки, победившей анорексию

Случается, что в погоне за красивой фигурой некоторые девушки совсем перестают есть.  

Общество

Как Витебщина развивает отношения с Китаем

Как Витебщина развивает отношения с Китаем

Наш корреспондент постарался упомянуть самые интересные примеры совместной реализации проектов.