Вы здесь

Как власть поможет развитию предпринимательства?


С января начнет работать пакет документов по раскрепощению бизнеса. Глава государства подписал уже почти все его составляющие. Причем Александр Лукашенко очень внимательно подошел к этой теме. Первое большое совещание — с участием высоких должностных лиц, бизнесменов, руководителей заинтересованных общественных организаций — прошло еще в феврале. А в начале августа Президент заслушал доклад, посвященный выполнению его поручений. В течение следующих месяцев глава государства провел ряд рабочих встреч, в ходе которых детально обсудил нюансы каждого из документов по раскрепощению деловой инициативы.


Польза для государства и общества

Глава государства в первую очередь требовал убрать все ненужные административные барьеры и процедуры, препятствующие работе бизнеса. В то же время документы по раскрепощению бизнес-инициативы должны в полной мере отвечать интересам государства. «Скажу просто по-человечески, как человек государственный: от любых наших с вами совместных действий — моих, как представителя власти, и ваших, как представителей бизнеса, — должен быть какой-то эффект для государства и для бизнеса, — заявил на совещании в начале августа Александр Лукашенко. — Игра в одни ворота неприемлема».

Ключевым в данном пакете документов является Декрет Президента «О развитии предпринимательства и исключении лишних требований, предъявляемых бизнесу». Он предусматривает кардинальное изменение механизмов взаимодействия государства и бизнеса.

Документ минимизирует вмешательство государства в работу субъектов хозяйствования, укрепляет механизмы саморегулирования бизнеса и его ответственность за свою деятельность перед обществом. Определен ряд подходов, на основе которых будет работать документ.

Во-первых, это уведомительный порядок совершения отдельных, наиболее распространенных видов экономической деятельности. Их перечень определяет Декрет. В этот ряд включены бытовые, туристические, социальные услуги, деятельность в сфере торговли и общественного питания, перевозки пассажиров и багажа, производство продукции, стройматериалов... Для того чтобы заниматься упомянутыми видами деятельности, достаточно будет подать одно сообщение в исполком через службу «одно окно» или с помощью единого портала электронных услуг. На следующий день можно будет смело осуществлять заявленный вид экономической деятельности.

Во-вторых, это закрепление единых требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических условий, требований в области охраны окружающей среды и требований в сфере ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных зданий. Эти требования максимально систематизированы и сокращены. Из действующих сегодня 586 пунктов правил пожарной безопасности, семи приложений и 13 таблиц сохранено только 58 пунктов!

В-третьих, должны быть максимально упрощены административные барьеры, связанные с наличием сложных и долгосрочных процедур получения справок, согласований и других видов разрешительной документации. Например, в сфере торговли и общественного питания предлагается отказаться от согласования исполкомами режима работы торговых объектов и объектов общественного питания. Исключение — их работа в ночное время — с 23 до 7 часов утра.

Декрет также предусматривает установление моратория на повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов (пошлин). Предположительно, это будет способствовать стабилизации финансовой деятельности предприятий.

Меньше проверок, меньше лицензий

Указ Президента «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности» направлен на системную оптимизацию контрольной функции государства. Он предусматривает в первую очередь введение моратория на проведение всех видов проверок до 1 января 2018 года. В то же время это не относится к проверкам, проводимым по поручению главы государства, премьер-министра, председателя Комитета госконтроля, Генерального прокурора, министра финансов и министра по налогам и сборам.

«Мы действительно должны убрать все лишнее, что мешает работе людей, предприятий, но контроль должен оставаться», — подчеркнул Александр Лукашенко во время обсуждения проекта указа.

Документ предусматривает также отход от системы плановых проверок, в рамках которой посетить субъект хозяйствования можно даже при отсутствии на нем нарушений. Кроме этого, контролер не может выносить предписание о приостановлении деятельности проверяемого субъекта хозяйствования — только соответствующие рекомендации. Учитывать их или нет — решает собственник.

«Мы также договаривались о том, что проверять будем только тогда, когда возбуждено уголовное дело. У нас сейчас практика такова: появились какие-то материалы, еще до уголовного дела идут проверочные мероприятия правоохранительных органов, они обращаются к вам с поручениями, просьбами — мол, давайте будем проверять этот субъект хозяйствования. Нет. Возбудили уголовное дело — оно ​​уже на контроле — вот тогда и проверяйте. Тогда можно проконтролировать работу и правоохранительных органов, и работу контролера», — отметил глава государства.

Указ Президента «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» касается совершенствования порядка лицензирования. Документ предусматривает, что лицензирование нужно только в целях защиты государственных и общественных интересов, окружающей среды, жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан. С января мы откажемся от лицензирования деятельности по оказанию психологической помощи, полиграфической, связанной с контролем за радиоактивным загрязнением, розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями, а также деятельности по оказанию юридических услуг (исключение — риэлтерская деятельность).

К организации — соискателю лицензии — уменьшается количество требований, а с 1 июля 2018 года состоится переход на электронный формат выдачи лицензий.

Без коррупционного соблазна

Не обошлось без корректировки законодательства и в налоговой сфере. Этому посвящен Указ Президента «О налоговом консультировании в Республике Беларусь». Документ направлен на внедрение профессионального института посредников между бизнесом и налоговыми органами. Таким образом, закрепляется правовой статус налогового консультанта и устанавливается порядок его приобретения. Так, физическое лицо имеет право заниматься консультированием после сдачи квалификационного экзамена в Министерстве по налогам и сборам и получения аттестата налогового консультанта, который действует бессрочно.

Во время подготовки этого документа глава государства высказал следующее пожелание министру по налогам и сборам Сергею Наливайко: «Хотелось бы, чтобы вы особое внимание обратили на экспертизу коррупционности этого закона. Что меня настораживает: у нас есть налоговая инспекция, которая так или иначе что-то подсказывает, консультирует, если кому-то непонятно... Чтобы мы не легализовали платную деятельность ваших подчиненных: они будут брать деньги, а затем забудут, что они — люди государственные. Надо на государство работать, а они пойдут за деньги консультировать, а еще и продвигать кого-то».

С помещениями проблем не будет?

Об Указе Президента «О создании условий для развития торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения» мы уже писали подробно. Акцент там — на развитие предпринимательства в сельской местности.

А вот Указ Президента «О регулировании деятельности физических лиц» направлен в первую очередь на развитие самозанятости граждан. Он расширяет ряд видов экономической деятельности, которые не являются предпринимательством и которыми люди могут заниматься при условии уплаты единого налога. В этот ряд предлагается включить работы по ремонту часов и обуви, сборке и восстановлению домашней мебели, различные виды отделочных работ, распил дров, погрузку грузов, пошив одежды ...

Примерно этому же посвящен Указ Президента, касающийся развития ремесленной деятельности. Он предусматривает расширение списка видов ремесленной деятельности, а также мест и способов ее реализации. Также устанавливается возможность передачи неиспользуемого имущества, находящегося в республиканской или коммунальной собственности, в безвозмездное пользование ремесленником. В этом ключе Александр Лукашенко заметил министру экономики Владимиру Зиновскому: «Меня настораживает, если вы вот так свободно стремитесь за какую-то одну базовую величину государственную собственность кому-то передать — будто у нас есть проблемы с принятием подобных решений. Думаю, нам нельзя разбазаривать государственную собственность. Нужно очень аккуратно относиться к приватизации — это фактически приватизация — государственной собственности. И нельзя ее делить на дорогую, дешевую, большую, малую — это создано народом, и здесь нам нужно быть очень аккуратными и осторожными». 

Еще один документ пакета по либерализации бизнеса касается развития агроэкотуризма. Самое существенное его нововведение — предоставление субъектам агроэкотуризма права оказывать ряд дополнительных услуг в сфере агроэкотуризма, в том числе проводить свадьбы, банкеты и юбилеи. 

Ответственность неизбежна, но справедлива

Отдельный законодательный акт регулирует деятельность Совета по развитию предпринимательства в нашем государстве. А проект закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» устраняет административную ответственность субъектов хозяйствования за малозначительные действия и формальные ошибки. Кроме этого, снижается размер имущественных взысканий за совершение ряда экономических правонарушений.

Вадим Ипатов, директор Национального центра законодательства и правовых исследований, рассказал, что принятие указанного законопроекта, который он защищал перед главой государства, сыграет положительную роль в улучшении бизнес-климата в стране. «Президент подчеркнул важность этого документа и определил основной посыл, который должен выполняться при дальнейшей работе с упомянутым проектом. Это баланс интересов государства и общества. Значит, административная ответственность должна быть жесткой, неизбежной, но справедливой», — уверен Вадим Ипатов.

Надежда ЮШКЕВИЧ 

yushkevich@zviazda.by

Фото Анатолия КЛЕЩУКА


За все ответит руководитель

По мнению Сергея Новицкого, генерального директора совместного предприятия «Хенкель Баутехник», нормы Указа №376 можно оценить как положительные. Согласно ему на ближайшее время отменяются плановые проверки и произойдут только те, для которых есть оперативные данные. Более того, если проверка назначается, она будет носить комплексный характер. «Раньше все службы приходили отдельно, а сейчас придут вместе и за один раз проверят и МЧС, и налоговая, и санитарно-эпидемиологическая», — говорит предприниматель. К тому же, если проверка была назначена, а на самом деле необходимости в этом не было и конкретных нарушений нет, то административную ответственность будет нести чиновник, который ее инициировал. 

На вопрос, сказывается ли уменьшение количества проверок на работе его предприятия, Сергей Новицкий отвечает так: «Если честно, большой разницы не чувствую. Да и раньше к нам не часто приходили. Это, скорее, касается тех, кто связан с общественным питанием и вообще здоровьем людей, — например, медицинских компаний. У нас же за последний год была одна проверка. Я не чувствую серьезных проблем с этим. Кроме того, говорить об ощутимых изменениях преждевременно, так как пока указ не вступил в силу».

Генеральный директор отмечает и такое ​​положительное изменение. Раньше, если проверка выявила какие-то несоответствия или нарушения, то санитарные и пожарные службы могли остановить работу предприятия, счет могла закрыть налоговая, а вот теперь такая мера использоваться не будет. «Сейчас выносится предупреждение руководителю, и он сам принимает решение, останавливать ему деятельность или нет, исправлять нарушение или нет. Но если он не исправит его за определенное время, то, конечно же, понесет ответственность. Сегодня нахождение нарушений в ходе проверки не является фактом приостановления деятельности предприятия».

По словам Сергея Новицкого, список предстоящих проверок можно найти на сайте Комитета государственного контроля, который их публикует. Таким образом, руководитель предприятия может сам узнать, когда к нему придут и с какими вопросами. А значит, заранее подготовиться. Правда, за допущенное нарушение нести ответственность (которая также повышается) опять же придется именно руководителю.

Кроме того, согласно указу будет оптимизирован перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их деятельности, в результате чего полномочия на проведение проверок потеряет треть контролеров, а количество сфер контрольной (надзорной) деятельности сократится почти вдвое.

Вероника ПУСТОВИТ

рustаvіt@zvіаzdа.bу

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.