Вы здесь

Какое общественное значение имеет слово «революция»?


Учитывая особенности общественно-политической жизни в разные исторические периоды, сравним толкования слов «революция» и «революционер» в ряде известных словарей. В словаре В. И. Даля (1882) «революция» подается как «переворот, внезапная перемена состояния, порядка отношений», «смута, тревога». Слово «революционер» объясняется как «бунтовщик, подстрекатель, крамольник, мятежник».


Москва. 1921 г. В. И. Ленин среди делегатов Х съезда РКП (б). О делегатах съезда рассказывала «Звязда».

«Революция» в «Советском энциклопедическом словаре» (1987) преподносится как «средство перехода от исторически изжившей себя общественно-экономической формации к более прогрессивной». Термин «революционер» по неизвестной причине отсутствует. Но он помещен в «Словаре русского языка» (2007) С. И. Ожегова и объясняется как «деятель, который борется революционными методами». А что к последним относится — непонятно. Это понятие, видимо, следует из слова «революция»: «коренной и резкий переворот в общественно-политических отношениях насильственным путем, который приводит к изменению общественного строя». В ряде советских словарей «революция» объясняется как термин французского происхождения. Таким образом, родина слова «революция» — Франция, а не Россия.  

Еще об одном обстоятельстве. Советские люди в 50—60-е годы с увлечением смотрели фильм «Овод», посвященный итальянскому революционеру, который борется за освобождение своей Родины от австрийских захватчиков. Романтическое кино снятое по одноименной книге прекрасной английской писательницы Этель Войнич, которая не раз была в России и дружила с русскими революционерами-народовольцами.

В какой-то мере фильм можно сравнивать с кинофильмом «Чапаев». Он очень нравился не только простым людям, но и руководителям СССР — например Сталину и Брежневу. Как и «Овод», «Чапаев» также снят по мотивам одноименной книги, которая принадлежит Д. Фурманову, соратнику В. И. Чапаева. Главную роль прекрасно исполнил народный артист СССР Борис Бабочкин.

А теперь к реальной истории. В одном из архивных материалов, касающихся газеты «Звязда», говорится: «Октябрьская революция поставила перед «Звяздой» новые задачи. Старые умерли, надо было вести трудовые массы по новым путям — к советскому строительству, к борьбе с контрреволюцией».

С октября-ноября 1917 года «Звязда» орган не только Минского городского комитета РСДРП (б), но и Северо-Западного областного комитета РСДРП(б), на учете которого находилось 20 тысяч членов партии и почти столько же кандидатов. (В декабре 1918 года газета как орган ЦК КП(б)Б уже получила дотацию в размере 410 975 рублей.)

В ноябре 1917 года главой «Звязды» становится В. Г. Кнорин. Его прибалтийское происхождение проявлялось в спокойной манере ведения бесед, в непоказушной верности советской власти. У него были  взаимоуважительные отношения со многими известными деятелями того времени — А. Ф. Мясниковым, М. В. Фрунзе, В. В. Фоминым, Р. В. Пикелем, К. И. Ландером. В 1922 году В. Г. Кнорина перевели в Москву, где он возглавил Институт красной профессуры, стал автором первой книги по истории ВКП(б), защитил по исторической науке докторскую диссертацию.

В общем, в то время представители творческой интеллигенции — писатели, режиссеры, актеры — создавали многочисленные образы-символы Октябрьской революции. Свою роль в этом процессе играла и «Звязда» — коллективный участник революции. Но что в итоге получилось? 14 из 28 ее редакторов были объявлены в разные послереволюционные годы «врагами народа», 10 из них расстреляны. После ХХ съезда КПСС (1956) все реабилитированы «по причине отсутствия преступления». Благодаря хрущевской оттепели увидели свет воспоминания Фомина, Ландера, Кнорина и других репрессированных руководителей газеты.

Кстати, известное слово «фракция» в дооктябрьское время означало оппозицию по отношению к официальным властям. Сразу после революции этим понятием стали называть коммунистов в органах власти, где большинство принадлежало представителям других политических объединений, беспартийным. В Беларуси такие фракции сыграли положительную роль в улучшении материального положения рабочих и учителей, в оказании финансовой помощи нуждающимся студентам, в наделении демобилизованных красноармейцев землей и лесом для построения жилья, приняли участие в создании кредитно-финансовой системы и др. В 1923 году фракции проголосовали за включение редактора «Звяды» В. А. Ноделя вместе с другими представителями БССР в состав Центральной комиссии по подготовке первой Конституции СССР (1924)... В середине 30-х все меняется — слово «фракция» начинает означать «контрреволюционную, антисоветскую деятельность так называемой троцкистско-зиновьевско-бухаринской оппозиции».

В 1935 году Беларусь награждается орденом Октябрьской революции «за успехи в осуществлении идеалов революции». В Минск вручать награду приезжает Председатель ЦИК СССР М. И. Калинин. А в 1937-м по приказу Сталина арестованы, а потом и приговорены к высшей мере наказания почти все члены бывшего правительства Литовско-Белорусской Республики. За что? За невыполнение в свое время сталинского приказа самораспуститься и отправиться в органы фронта с Польшей. (Все они позже реабилитированы.)

Некоторые источники пишут о ленинской Декларации прав народов России (11.1917 г.) как о копии Декларации А. Ф. Керенского (председатель Временного правительства России). Правда это или нет? Автор этих строк в свое время задал такой вопрос сотрудникам Центрального государственного архива Октябрьской революции (Москва). Ответ был отрицательный — с демонстрацией соответствующих документов.

В 1923 году Председатель ЦИК и СНК БССР А. Г. Червяков заявил, что ленинскую Декларацию прав народов России в Беларуси нельзя выполнить без возвращения белорусских районов, отошедших к России и Украине во время иностранной военной интервенции. Новое время сохранило белорусскую национальную государственность, территория и население нашей страны в 1924 и 1926 годах увеличилось более чем в два раза — за счет указанных выше земель. В очередной раз БССР удвоилась 17.09.1939 г. — через возвращение Западной Беларуси, которая в свое время отошла к Польше по итогам Советско-Польской войны (1919—1920).

В бурлящий послереволюционный период новый толчок получила белорусизация. Ее первыми историческими достижениями стали открытие Белорусского государственного университета (1921), создание Белорусской академии наук (1929). Возглавили эти учреждения знаменитые ученые — В. И. Пичета и В. М. Игнатовский. Они не цитировали произведения Маркса, Энгельса и Ленина, но знали их главные принципы перестройки человеческой жизни. И против не выступали. Тем не менее, судьбы их оказались трагичны. В 1930 году «за проявления великодержавного шовинизма, белорусского буржуазного национализма» приговаривается к высылке на 5 лет В. И. Пичета (умер в 1947 г.). 4 февраля 1931 года, не выдержав допросов в ОГПУ, сплетен со стороны некоторых «коллег», покончил жизнь самоубийством — выстрелом из револьвера — В. М. Игнатовский. В его лице завершил земной путь один из создателей Белорусской коммунистической партии, автор более 500 работ по мировой и национальной истории. Оба они реабилитированы, а их имена возвращены на достойное место в истории Беларуси и мира.

...В 1972 году автор этих строк как участник подготовки коллективной работы «Многонациональное советское государство» привез свой раздел на рецензию в Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (Москва). Два ученых во время перерыва заседания пригласили меня немножко отдохнуть в местном скверике. Один из них внезапно спросил: «Вы видите человека, который только что прошел около нас?.. Это же Рамон Меркадер, который в 1940 году убил Троцкого. Он работает в нашем институте старшим научным сотрудником»... Снова в командировке в Москве, 1982 год. Узнал: Рамон Меркадер умер. На его могильной плите написано: Герой Советского Союза Рамон Иванович Лопес. Его этническое происхождение начинается где-то в Испании и дополняется родственниками на Кубе, объяснили мне знакомые ученые.

Таким вот образом переплелась в «историческом клубке» его судьба с судьбой Л. Д. Троцкого, человека, революционная популярность которого в 1917 году сравнивалась с ленинской.

Закреплению общественного значения слова «революция» послужило открытие в Минске в 1926 году Музея революции. Новое учреждение считалось научно-методическим центром изучения революций 1905—1907 гг., Февральской и Октябрьской. Размещался музей рядом с Домом-музеем Первого съезда РСДРП. Но здание вместе с экспонатами было уничтожено в первые дни Великой Отечественной войны во время бомбардировок...

Евгений Барановский, кандидат исторических наук 

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».