Вы здесь

Школьная демократия по-чешски


Один день веселья — против ста дней тяжелой работы...

Директор пражской базовой школы «Вратиславска», доктор педагогических наук Иржи ТРУНДА считает, что школа — это не только чешский язык, математика, физика и история... Стоит выйти за ее двери, чтобы в этом убедиться. Как готовят школьников в Чехии ко взрослой жизни, какие компетенции и навыки у них развивают, узнали белорусские педагоги, которые приняли участие в образовательной путешествии в эту страну.


На уроке в первом классе в Печках.

Парламент голосует за... пижамы

Город Печки — хоть и небольшой, по нашим меркам, населенный пункт с численностью населения 4,5 тысячи человек, тем не менее, в базовой школе здесь обучаются 650 учеников (правда, в Чехии школьников называют студентами). Сюда съезжаются дети со всей окрестности. Староста поселка уверен, что максимальное заполнение школы свидетельствует о ее востребованности и высоком качестве образования, которую здесь дают. Между прочим, звонок для всех школьников звенит в 7:45. И дети на уроки не опаздывают.  

Нужно объяснить, что базовая школа в Чехии разделена на две ступени: первую (1—5 классы) и вторую (6—9 классы), после прохождения которых можно продолжить обучение в средней школе (аналог наших колледжей), в среднем специальном училище, где подростки получают профессию, или в четырехлетней гимназии (только на основании сданных экзаменов). Таким образом, учеба может затянуться для школяров на 13 лет, хотя обязательным в Чехии является лишь девятилетнее обучение. Учебный год длится с 1 сентября до 30 июня с перерывами на осенние, зимние и весенние каникулы. Ежедневно в школьном расписании у учащихся базовой школы — по шесть-семь уроков. Для того чтобы претендовать на поступление в университет, нужно обязательно сдать "матуриту" — экзамен, подтверждающий освоение полного среднего образования и дающий право продолжить обучение уже в высшей школе.

Для детей, которые проявляют склонности к определенным наукам (точным или гуманитарным), есть возможность поступления в восьмилетнюю гимназию после пятого класса или в шестилетнюю — после седьмого. Но отбор осуществляется исключительно на конкурсной основе после сдачи экзаменов по чешскому языку, математике и иностранному языку. Гимназическое образование пользуется большим спросом у родителей. Это престижные учебные заведения, ученики которых нацелены на поступление в вузы. Поэтому и конкурсы в них высокие.

Базовая школа в Печках — без преувеличения, эпицентр общественной жизни в своем регионе. Очень много внимания здесь уделяется работе школьного парламента. Каждый класс делегирует в него двух своих представителей на основании проведенных выборов. Курирует работу парламента учительница истории Ева ЗАИЦОВА.

— Тем ученикам, которые не были выбраны, но интересуются работой парламента, мы позволяем приходить на его заседания, но без права голосовать. Детям в школе должно быть комфортно, поэтому мы всегда внимательно к ним прислушиваемся. Так, по их инициативе у нас прошел день... пижамы, когда и ученики, и учителя пришли в школу в одежде для сна. У меня есть фотография в пижаме — я была в ней просто красавица!  Правда, мать, когда увидела, как мой муж (директор школы) собирается идти в пижаме на работу, сказала, что, если его встретят полицейские, он больше не будет директором, — смеется пани Ева. — Несколько раз за учебный год мы организуем так называемые веселые дни, например, когда девочки одеваются как мальчики, и наоборот. Или дни самоуправления, когда учителя вместо своих учеников садятся за парту. За активное участие в таких общешкольных мероприятиях дети получают своеобразные фанты. Они дают им возможность «откупиться», например, если ученик не сделал домашнее задание или когда учитель хочет сообщить не очень приятную информацию его родителям или выставить оценку, которая не устраивает школьника. Мы считаем, что моменты, когда наши ученики — счастливы, очень и очень важны: они будут воспринимать школу позитивно и жить в ожидании следующего праздника. Один день веселья — против ста дней тяжелой работы...

Школа несколько лет сотрудничает с ЮНИСЕФ, помогает африканским детям. Ученики своими руками делают куклы, которые потом продаются на ярмарке. Взрослые знают, что, приобретая игрушку, они жертвуют свои деньги на благое дело. Но к продаже кукол дети не привлекаются, чтобы не иметь отношения к деньгам, — это делают представители ЮНИСЕФ. Также в школе собираются пластиковые пробки от бутылок, а деньги от их реализации направляются женщине, воспитывающей тяжело больного ребенка.

Наиболее активные члены школьного парламента в конце учебного года поощряются. Например, в прошлом году они ездили в Прагу на экскурсию в настоящий парламент. 

«Африканы» для Африки и не только

Действует школьный парламент на выборной основе и в базовой школе «Вратиславска» в Праге.

— По понедельникам все учатся с девяти часов, потому что в восемь часов собирается школьный парламент, — рассказывает заместитель директора школы, учитель истории и чешского языка Павел МАРТИНОВСКИ. — Обычно первый урок в начальной школе начинается в 9 часов, а ученики на второй ступени учатся с 8 часов. Группа продленного дня работает с семи утра и до половины шестого вечера. Как правило, ученики сами решают, в каких проектах они хотели бы принять участие. Так, в прошлом году школьники узнали, что одна из общественных организаций занимается помощью бедным детям. Условием было подготовить подарок, который бы уместился в коробку из-под обуви. Дети все очень красиво упаковали. Еще один проект — «Африканы для Африки». Африканы — это название цветка. Учащиеся получают от общественной организации семена цветка, сажают его дома в горшок, поливают, а когда растение вырастает, ее продают и вырученные деньги передают общественной организации. За них закупаются учебное оборудование и средства для обучения, которые передаются детям в Африке. Все это снимается на видео, которое затем демонстрируется школьникам, чтобы те видели, что их усилия приносят реальную пользу. Несмотря на то обстоятельство, что цветочек стоит всего 10—15 крон, родители платят за них больше, и в прошлом году мы даже получили диплом, удостоверяющий, что собрали денег больше, чем во всех других школах, которые также присоединились к благотворительному проекту.

Несколько лет назад школьный парламент предложил реконструировать территорию, которая находилась рядом со школой, — сделать из нее игровую площадку, где можно было бы отдыхать на большой перемене. Продумали спортивное снаряжение, даже объявили конкурс на то, как она должна выглядеть. И теперь площадка используется с пользой для всех. На очереди — решение вопроса с полицией. Обычно, когда дети идут в школу, для их безопасности рядом с пешеходным переходом дежурит полицейский. Ученики видят, что переход рядом со школой почти безопасен. Сюда заезжают только родители, которые привозят в школу своих детей, а потом их забирают. Но чуть дальше есть опасный перекресток, где ходит трамвай, однако там полицейского нет. Школьный парламент решил, что полиции нужно изменить свою дислокацию. Теперь эту идею будут оформлять, делать чертежи и направлять предложения в полицию.  

Неужели администрация школы прислушивается ко всем детским предложениям?

Если мы не согласны, то должны объяснить детям, почему не идем им навстречу, — уверяет Павел Мартиновски. — Здание школы насчитывает шесть этажей, но наши дети ленятся ходить пешком. Поэтому и предложили сделать скоростной спуск с последнего этажа. Подошли к делу ответственно: изучили подробно этот вопрос, узнали производителей такого оборудования. Но нам пришлось им объяснить, что их идея неосуществима в связи с невозможностью выполнения мер безопасности. Мы стараемся и самых младших детей готовить так, чтобы они были готовы к дискуссии. Для нас очень важно, чтобы ребенок мог сформулировать вопрос, потому что часто вопрос даже важнее ответа, это свидетельство того, что маленький человек над чем-то задумался. Если нам удастся сделать это в начальной школе, потом с детьми будет проще работать. В других учреждениях образования уже знают, что наша школа выпускает определенный тип учеников с критическим мышлением и умением аргументировать свою позицию.  Безусловно, не все школы работают так, как мы, многие придерживаются очень строгих правил. Может ли навредить детям много свободы? Я так не думаю. Все сильно зависит от личности педагога и от сотрудничества с родителями. У нас есть школьный психолог, который помогает не только работать с детьми с особенностями развития, но и в других сложных ситуациях. Например, сейчас мы пытаемся бороться с мобильными телефонами на уроках в девятых классах. Если по-хорошему не получается, можем быть и строгими, потому что в школьной демократии тоже есть определенные рамки, и если они нарушаются, то в силу вступает закон.

А не выступают ли школьные парламентарии за уменьшение объема домашних заданий? — поинтересовались белорусские педагоги. Выяснилось, что для юных чехов этот вопрос неактуален.  

— Основной объем работы осуществляется в классе на уроке, — пояснил Павел Мартиновски, — а дома происходит только закрепление материала, чтобы ученик чувствовал себя более уверенно.

Работа в группах на уроке истории.

Не только большие полномочия...

Интересно, что в Чехии самая высокая оценка — 1 балл. А «пятерка» — это наша двойка или даже кол. Но учителя пытаются обойти эту систему. Придумывают половинчатые оценки, например, выставляют один с минусом или два с плюсом. В начальных классах пока от бумажных дневников не отказываются, потому что детям очень приятно принести домой и показать родителям свой «школьный паспорт» с единицей, для них это очень важно. А в старших классах внедрен уже электронный журнал, который является одним из главных средств коммуникации и не дублируется на бумажных носителях. Доступ к нему есть как у школьников, так и у их родителей, поэтому ни оценки, ни домашние задания уже не скроешь... К тому же у каждого ученика есть свое портфолио, куда собраны все работы, которые в любой момент можно показать его родителям.

В школе «Вратиславска», которая делает ставку на инклюзию, насчитывается 310 учеников. В одном классе их может быть от 17 до 27. Детей со специальными потребностями сейчас приблизительно третья часть. Есть среди школьников дети не только с особенностями психофизического развития, но и с различными другими специфическими образовательными и социальными потребностями, например, дети из цыганских семей, для которых образование не является ценностью, также потомки иммигрантов из Украины, России, Вьетнама, которые не очень хорошо владеют чешским языком... Самая большая проблема — обучение детей из цыганской диаспоры, потому что их родители школу не заканчивали и не понимают, зачем образование их потомкам, чего не скажешь о тех же вьетнамцах, которые, наоборот, очень и мотивированы на учебу. 

К Хэллоуину в Чехии готовятся и школьники.

У многих учеников — индивидуальная образовательная программа. Над ее созданием работают школьный психолог, специальный педагог, классный руководитель и ассистент педагога при участии родителей. В классах с особыми детьми, как правило, присутствует ассистент, и даже не один — все зависит от тяжести нарушений. Минусом этой системы Павел Мартиновски считает необходимость заполнения большого количества бумаг, так как для того, чтобы профинансировать работу ассистента, приходится официально объяснять, почему он нужен, в каком объеме и сколько требуется средств. Большинство ассистентов — это студенты, прошедшие специальную подготовку, или учителя-пенсионеры, которые уже не хотят ежедневно работать с большим количеством учеников. Из молодых ассистентов часто вырастают настоящие педагоги с большой буквы. Для них в школе создаются условия, чтобы они получали высшее педагогическое образование.

Если в классах есть 18 учеников и более, школа считается финансово самодостаточной. Поскольку зарплаты учителей зависят от количества учеников, поэтому и классы здесь большие — до 30 человек. Особенность всех чешских школ — это их автономия. Директор, избираемый на шесть лет, может самостоятельно решать и педагогические вопросы, и кадровые, и финансовые. На должность директора объявляются выборы, заявить свою кандидатуру может каждый, кто соответствует озвученным критериям. Комиссия из восьми человек, в состав которой обязательно входят представители родительской общественности, изучает все заявки, проводит беседы с каждым претендентом и предлагает ратуше своего кандидата. Если школа работает успешно, чаще всего директор перевыбирается на новый срок. Правда, родители, у которых есть претензии, могут обратиться в школьную инспекцию, чтобы инициировать дополнительную проверку, и, если та решит, что дела в учреждении на самом деле идут не лучшим образом, она может ходатайствовать о переизбрании директора. Поэтому, с одной стороны, у главы школы есть очень большие полномочия, а с другой — не менее большая ответственность. Правда, о своем визите, как и о его цели, школьная инспекция всегда заранее предупреждает администрацию учебного заведения. 

Портфолио учеников.

Еще одна особенность — отсутствие в чешских школах единых учебных планов. Конечно, государство задает определенные рамки, но учебное заведение само думает, чем их наполнить и какими средствами достичь ожидаемого результата. Например, в школе в Печках английский язык дети изучают с третьего класса. А в восьмом — девятом классах дается еще один иностранный язык на выбор: немецкий или русский. Большинство детей выбирают русский язык. Опять-таки второй иностранный язык можно изучать три года по два часа в неделю или два года — по три часа в неделю. На каком варианте остановиться, школа решает сама. Также сами учителя-предметники решают, каким из одобренных министерством образования учебников они будут пользоваться. По каждой дисциплине существует много учебников, при этом те очень сильно отличаются. Но учебник — лишь один из многих ресурсов в обучении.

— В современном мире проблем со знанием нет: ученику достаточно лишь несколько раз кликнуть мышкой — и он будет знать больше своего учителя, — делится своими мыслями Павел Мартиновски. — Куда важнее умения и навыки, тем более что требования к выпускникам стремительно меняются. 

Правда, есть в такой автономии и свои минусы: в случае изменения школы, особенно в середине учебного года, ученик может оказаться в сложной ситуации, поскольку программы не совпадают: что-то из учебного материала он вообще еще не проходил, а что-то будет изучать уже второй раз. Изучение той или иной темы может не совпадать в разных школах даже по годам учебы... Только учитель решает, когда он будет со своими учениками ее проходит: в шестом классе или в седьмом.

Надежда НИКОЛАЕВА

nіkalaeva@zvіazda.by

Минск—Прага—Минск

Выбор редакции

Экономика

Можно ли торговать в подземных переходах?

Можно ли торговать в подземных переходах?

Было время, когда люди, которые торговали в переходах, «ставили» на выходе из перехода человека, который предупреждал о приближении милиционеров.

Общество

Министр здравоохранения рассказал о состоянии медицины в стране

Министр здравоохранения рассказал о состоянии медицины в стране

В 2019 году медицинскую помощь в Беларуси оказывали на должном уровне.

Общество

В чем суть вишинга — одного из видов мошенничества

В чем суть вишинга — одного из видов мошенничества

С использованием социальной инженерии.