Вы здесь

Ведущий Александр Ярмош: Прямой эфир — это всегда адреналин


Ведущий спортивных новостей на телеканале «Беларусь 1» приоткрывает секреты телевизионной «кухни». Почему сюжет, который длится полторы минуты, готовится минимум несколько часов, как гримируют ведущих-мужчин и почему телевидение кардинально изменило жизнь Александра Ярмоша.


— Александр, начнем с новостей, что сообщать приятнее всего?

— Конечно, рассказывать о победах наших спортсменов или команд гораздо приятнее. Тем более, за годы работы многие становятся для тебя хорошими приятелями и поэтому переживаешь за их выступления как-то особенно. Рассказывать о поражении сложнее. Например, лично мне, человеку, который в свое время занимался футболом, не очень приятно сообщать о наших провалах в этом виде спорта, а в последнее время, к сожалению, это происходит довольно часто.

— Наверное, многих зрителей интересует вопрос: текст, который вы читаете в эфире, готовит сам ведущий?

— Да, в основном. Не может быть такого, чтобы я пришел на эфир и видел его впервые. Бывают очень редкие исключения, например, в том случае, если новость поступила к нам, когда я нахожусь уже в прямом эфире. Если ты работаешь в спорте, должен быть готов к тому, что ситуация в матче или его результат может измениться в одну секунду.

На студии у нас висит вывеска, гласящая, что с телефоном заходить туда нельзя, но признаюсь, иногда нарушают это правило именно спортивные журналисты, потому что за результатами в интернете приходится следить до последней секунды перед выходом в эфир, а бывает, что и по ходу выпуска новостей.

Расскажите, как готовится сюжет для новостей?

— Я приезжаю на матч, смотрю его, отмечаю игроков, которые наиболее ярко проявляют себя по ходу встречи. Как правило, с ними всегда легче договориться о комментарии или мини-интервью, особенно когда команда выиграла. Если спортсмены терпят поражение, часто отказываются подходить к камере, тогда приходится как-то выходить из положения. По моим наблюдениям, чаще всего это случается с футболистами и хоккеистами, а люди, которые легче всего идут на контакт, — это, наверное, гандболисты. Понятно, что есть исключения, например, Виталий Родионов — человек, который всегда готов разговаривать. А есть люди, у которых и после победы слова не вытянешь. Я считаю, это неправильно, так как журналисту нужно общаться со спортсменом, может ему и самому этого не особенно хочется. Это, в первую очередь, нужно людям, которые поддерживают и болеют за твою команду, мы исключительно посредники. Спортсмены должны понимать, отказывая журналисту, они отказывают тем людям, которые за них переживают.

Сюжет для выпуска новостей, как правило, длится полторы минуты, а чтобы сделать его, нужно потратить пару часов. В каждом направлении моей работы есть свои любимые моменты — и в подготовке сюжетов, и в ведении новостей. Однако, прямой эфир — это всегда адреналин, сколько бы ты ни работал, и это круто.

Серьезные ошибки в работе были?

— Понятно, что случаются всякого рода оговорки, так сразу и не вспомню, что можно было бы привести в пример. Мы читаем новости по суфлеру, а бывает такое, что он исчезает, например. Всегда для этого с собой берем распечатанный на бумаге текст, который лежит у нас на столе. В экстренной ситуации пераключаемся на него и продолжаем работать.

Гандболист сборной Беларуси Вадим Гайдученко в роли журналиста.

Перед эфиром вас гримируют?

— Это зависит от необходимости. О себе я шучу с гримерами, что вечно нахожусь в переходном возрасте. Периодически может появиться какой-то прыщ, может быть еще из-за того, что я очень люблю сладкое (смеется). Но, как правило, мне хватает пудры. Еще такой момент, всегда необходимо следить за размером своей щетины. От начальника может прийти сообщение: «Саша, ты как после второго дня свадьбы. Еще раз выйдешь так в эфир — лишу премии». Конечно, свой внешний вид желательно обсуждать с руководством, так как это своего рода имидж канала, ты не можешь делать с собой все, что угодно, есть рамки, определенные нормы.

Иногда случаются и форс-мажоры. Как практически все спортивные журналисты, я веду достаточно активный образ жизни, в том числе играю в гандбол в сборной белорусских журналистов. Однажды днем, когда мне нужно было выходить в эфир, был на тренировке, партнер бросал с близкого расстояния и попал мне прямо в глаз. Сначала думал, что все очень плохо, несколько часов восстанавливалось зрение, ну и конечно, остался след на лице. Гримеры очень постарались, вечером смог выйти в эфир. Глаз, конечно, еще болел, поэтому я очень часто моргал, но, надеюсь, никто из зрителей не обратил на это внимания.

— Почему вы вообще когда-то выбрали телевидение?

— Я родился и жил в Гродно, окончил Гродненский государственный политехнический колледж и стал мастером строительно-монтажных работ. По распределению поехал в Большую Берестовицу. Да, я не клал на стройке кирпичи, а был своего рода начальником, но мне это абсолютно не нравилось. Когда тебе 19, вряд ли кто-то воспринимает в этой роли, да и стоять над людьми с палкой — это не мое. Как-то со своим товарищем, Алексеем Богдановичем, который сейчас работает на ОНТ, а тогда работал на гродненском телевидении, играли в футбол. Он не мог посетить футбольный матч «Неман» — БАТЭ, а рассказывать о нем с экрана телевизора ему было необходимо. Я был на этой игре, поэтому смог буквально в нескольких словах описать встречу, в итоге в своем сюжете он использовал именно мою фразу. В этот момент я подумал, почему бы мне не поменять свою жизнь и не стать журналистом. Как-то после футбола в шутку сказал Леше: «Я тебе завидую, ты бесплатно ходишь на футбол, а потом за то, что пишешь о нем, еще и деньги получаешь». Он посмеялся и предложил свою помощь, если вдруг я соберусь стать журналистом. Эта идея была легкая, ненавязчивая, но вскоре я начал готовиться к поступлению на журфак.

Делал несколько сюжетов на гродненском телевидении. Помню, что тогда очень плохо воспринимал свой голос. Сейчас уже привык к нему.

Вскоре после своего поступления начали работать?

— Да, все-таки я был уже взрослый, поступил в вуз не после школы, и в Минске за что-то надо было жить, поэтому уже через месяц подошел к одному из преподавателей и попросил телефоны спортивных телевизионных редакций.

Получилось так, что пошел работать на СТВ, где начинают свою телевизионную карьеру многие студенты. Часто этот канал так и расшифровывают, не Столичное телевидение, а студенческое.

— Помните свой первый сюжет?

— Наверное, больше его помнит моя мама, я, честно говоря, не очень. Она просто этого очень сильно ждала, так как видела, что я хочу развиваться именно в этом направлении, и очень радовалась за меня, когда увидела и услышала по телевизору. Позвонила мне, и мы с ней немного поплакали.

— О чем вы мечтаете в профессиональном плане?

— Мне бы очень хотелось попробовать себя в роли комментатора. Я осуществил это всего однажды, работая на СТВ. Потом участвовал в конкурсе комментаторов на «Беларусь 5», в котором вышел в финал, но не победил. Говорят, не хватило эмоций... Честно скажу, было немного обидно. Думаю, все равно когда-нибудь это ко мне придет. Кстати, после этого кастинга прошел буквально месяц или два и меня пригласили работать на «Беларусь 1».

Дарья ЛОБАЖЕВИЧ

lobazhevich@zviazda.by

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.